Banner
Banner
29 марта 16:43
  • $ 92.37
  • € 99.53
Наши люди
09 января 2015 06:03

Ценить радость!

Есть профессии, которые каким-то образом притормаживают процесс старения. Говорят, это работа с детьми, а также умственная деятельность и творчество. Выходит, что эликсир молодости можно не изобретать. Он и так есть! И мы расскажем у кого.

Вот уже 22 года Светлана Юревич работает в Мончегорской школе искусств имени В. Воробья, из них 12 — в должности директора школы. Этот человек совершенно не боится старости и пенсии, потому что по роду деятельности ей, во-первых, приходится много думать, во-вторых, фантазировать и, в-третьих, обучать этому детей.

 По образованию Светлана — учитель черчения и рисования и некоторое время работала по специальности. Предложенную возможность стать преподавателем в школе искусств не упустила. С тех пор масляные краски, растворители, подрамники и этюдники стали ее жизнью.

Вся ее жизнь посвящена искусству. Школьницей ей повезло учиться у таких мончегорских мастеров кисти как Ольга Тереньтева, Владимир Воробей и Татьяна Кугавда. Параллельно она шила мягкие игрушки в кружке Тамары Мурзиной во Дворце культуры. И эти занятия тоже не прошли впустую. Но обо всем по порядку. 

Северный источник вдохновения

Светлана Юревич коренная мончегорка, обожает северную природу. 

— Мончегорск — камерный уютный город. Он комфортен, и для семьи с детьми идеален, — считает Светлана. — В средней полосе мне тоже нравится. Там красота, но стоит подъехать к Кандалакше и увидеть сопки… Это на грани мистики и настолько мое, что никуда, в ту же Карелию, которая близка к нам географически, не переехала бы. Север — это мощь. Взять тот же полуостров Рыбачий — когда стоишь на его камнях, впечатление, что находишься рядом с Богом! 

Унесенные ветром

Северные виды — один из источников вдохновения для работ художницы. Но не все выезды на природу — пленэры — проходят в романтичной обстановке. Светлана припоминает, как однажды на Рыбачьем светлой июньской ночью три художницы проснулись от того, что их палатку вместе с ними и всем содержимым буквально уносило ветром. Конечно, палатку переустановили, но яркие впечатления от «боевой» побудки не забудутся никогда! 

— Этюды, бесспорно, хорошая вещь, — делится пленэрист, — это тот же фотобагаж, который спустя годы может всплыть и пригодиться. Благодаря ему что-то всколыхнется в памяти, и родится картина. Но не надо забывать, что это еще и физически тяжелый труд. Помню, например, поехали в Варзугу. Нас выгрузили из машины, и мы — три хрупкие девушки — оказались около огромной горы багажа из рюкзаков, мешков с подрамниками, стульями, этюдниками. Весь скарб пришлось переносить на себе. 

«Эмоциональный выхлоп»

Есть еще кое-какой неотъемлемый и не совсем возвышенный элемент работы художника.

— Я называю его «эмоциональным выхлопом». Трудишься за мольбертом часа три-четыре. И, не смотря на то, что стоишь на месте и не напрягаешь мышцы, заканчиваешь работу совершенно без сил, опустошенным, как эмоционально, так и физически, — не скрывает Светлана. — Потому что целиком вкладываешься в картину, и это изматывает.

Но усталость бывает недолгой, потому что вокруг столько удивительного и будоражащего воображение: будь то темно-синий закат, или уточки на воде, или букет подаренных цветов… Для обывателя, возможно, в этих повседневных, привычных вещах нет ничего особенного, но у художника они откладываются в голове и, спустя время, выливаются на холст. 

Учить детей — удовольствие

Да и дети не позволят расслабиться. 

— Сейчас я работаю с маленькими, — улыбается Светлана, — несколько лет назад взяла семилеток. Теперь это четвероклашки. Они часто выдают совершенно нестандартные работы. Правда, пока еще у них не хватает техники, но, как с цветом, так и с головой, все в порядке — фантазия бьет ключом. Учить детей — огромное удовольствие. Меня настолько захватывает этот процесс, что даже не замечаю, как акварель или масло постепенно покрывает мою одежду. 

Как они это делали?!

Так стало ясно, почему художники выглядят, как неформалы — они из практических соображений носят то, что не жалко испачкать! Светлана Юревич подтверждает эту догадку. Оказывается и обувь на высоком каблуке тоже входит в список неудобных вещей: радости мало — по нескольку часов стоять за мольбертом в модельных туфлях. 

Кстати, об одежде. Как говорит Светлана, она любитель заглянуть в музеи. В этом году посетила выставку «Русский костюм» и была поражена выставленной одеждой начала XVII века. 

— Как люди это делали?! Ведь в то время шили зимой при свете лучины, когда было свободное время, — удивляется директор мончегорской школы искусств. — Свадебные костюмы вообще годами расшивались. Вещи украшены виртуознейшей вышивкой жемчугом. Потрясающе красивая обувь. Такую и сейчас можно носить — абсолютно современные сапожки, этнически расшитые. В том же Эрмитаже в зале первобытного искусства представлены необыкновенные вещи из скифских курганов. Недавно увидела там шубку из норки, «произведенную» во втором веке до нашей эры. Сшита полусолнцем, украшена вышивкой и оторочена тем же мехом. Красота — глаз не оторвать!

Она шьет… кукол

Если не знать, что Светлана умеет шить, то эти откровения можно принять за обычную женскую любовь к нарядам. Но наша героиня рассматривает увиденное с точки зрения профессионала. Причем шьет она… кукол! Не так давно мончегорки посещали ее курсы по изготовлению интерьерных кукол, на которых в последнее время развился повышенный спрос. И люди интересуются, как их можно сделать самостоятельно. Толчком к такому виду творчества стало опять же посещение музея, на сей раз кукол, в Петрозаводске. 

— Тамошние мастерицы демонстрировали шикарные изделия, и меня, вдруг, осенило: «А чем я-то хуже? Я ведь тоже могу шить мягкие игрушки!», — рассказывает наша искусница. — Никогда не думала что навык, полученный в школе, пригодится во взрослой жизни! 

Такие вещи — отличный подарок к Новому году. В прошлом году я шила Лошадей. Хозяином следующего года будет баран, овца или коза. Мне хочется делать именно козу. Она более интеллигента что ли, — смеется мастер на все руки. — Коза утонченная, игривая, хитрая и гламурненькая! 

Интересно, что образ игрушки, рождается спонтанно. Как говорит Светлана, ей достаточно увидеть интересный лоскут в магазине и она уже знает, что из него получится. 

— Например, я купила гетры с брусничной полоской на куклу Козу, а дома нашла такого же цвета ткань. В итоге получилась Коза Брусника. 

Мастер-класс от Светланы Юревич

— Сейчас на соответствующих сайтах много мастер-классов по изготовлению интерьерных кукол, начиная от самых простейших из бумаги. То есть, сделать куклу может любой, заручившись фантазией и интернетом, а я могу помочь парой советов и подсказать последовательность действий. 

Сразу предупрежу — из ткани делать сложнее, потому что необходимы некоторые навыки шитья. Я создала свою Козу-тильду. Чтобы сделать ее тельце я беру обычную ткань двунитку и крашу ее дубовой корой с солью (соль укрепляет цвет). Многие рекомендуют использовать для окраски растворимый кофе, но, во-первых, это дорого, а во-вторых, не получается нужный оттенок. Чтобы цвет не потек, сушу ткань, как трикотаж, разложив на горизонтальной поверхности. Далее выкраиваю детали, сшиваю, набиваю тельце холлофайбером или синтепухом. Поскольку эти куклы не игровые, а интерьерные, предполагается, что они будут либо стоять, либо сидеть. Поэтому их нужно утяжелять, чтобы не заваливались. Можно, например, вложить в мешочек морскую соль, грануляр для аквариумов, песок. Чтобы кукла сидела устойчиво, я делаю ей каркас из проволоки. На каркас надевается тельце, вниз которого вкладывается мешочек с грануляром. Потом кукла одевается. Здесь, естественно, полный простор для фантазии. Наряд у меня всегда придумывается на ходу. Любая кукла — это должен быть образ и характер. Например, моя Коза в сарафане — деревенская, а Мари — француженка. 

Надо ловить момент!

Светланы Юревич обещает, что на пенсии никогда не будет сидеть у телевизора или на лавочке у подъезда, потому что знает, чем можно заняться: читать, вязать, шить и путешествовать. То есть старость просто напросто не застанет ее дома. Ведь для реализации всех замыслов Светланы потребуется много времени проводить вне его стен. 

— Я еще не бывала на Териберке, Камчатке, Байкале… Хочу посмотреть на петроглифы на побережье Белого моря. Если разработают маршрут, обязательно съезжу. Интересного столько, что всего не перечислить! Надо ловить моменты счастья и ценить их, не зависимо от возраста.

 
Светлана ФРИБУС. Фото Светланы ФРИБУС, Надежды КАРИМОВОЙ и из архива Светланы Юревич

Материалы по теме