Banner
Banner
24 апреля 17:24
  • $ 92.51
  • € 98.91
Наши люди
08 декабря 2016 11:53

Династия дорожников

Дороги связывают три поколения мончегорской семьи Семашкевич. Денис Захарович Семашкевич в 1920-е годы прокладывал железную дорогу от Петрограда до Мурманска. В 1930-е судьба привела его в Мончегорск, где до конца дней вся его деятельность, тем или иным образом, была связана со «стальной артерией». Для его сына — Николая Денисовича — почти родным домом на 46 лет стал автотранспортный цех комбината «Североникель». Ныне в том же цехе в КГМК трудится внук — Александр Николаевич.

Эмиграция в Америку и возвращение

Невообразимым образом складывался жизненный путь родоначальника династии Дениса Захаровича. Рожденный в белорусском Молодечно Минской области, младший в семье, юноша уехал от нищеты к среднему брату Василию в… Америку. Тот перебрался за океан еще в конце XIX века. Женился на такой же эмигрантке из Белоруссии, родил 11 детей и осел там навсегда.

— Не знаю, как была построена миграционная политика, — говорит Николай Денисович, — но отец вспоминал, как работали агенты. Они рассказывали «сказки» о счастливой жизни за океаном, агитировали ехать за лучшей жизнью. Те набивались в трюмы пароходов, как негры, и уплывали в Америку. В 1912-м девятнадцатилетний батька рванул за границу. Ему предоставили в штате Огайо землю и возможность работать. Два года он батрачил на босса. Приоделся. Привез оттуда шерстяной костюм, в котором прошел потом всю гражданскую войну. А вернуться в Россию вынудила воинская обязанность. В 21 год парней призывали в Российскую Императорскую армию. Тогда действовал закон: земельный надел человека, не служившего в армии, автоматически переходил государству. Вот и пришлось возвращаться, чтобы сохранить родовую землю. А через две недели после того, как ушел служить, началась Первая мировая война.

Первый слева - Василий Захарович Семашкевич на своей ферме в штате Огайо (США). 1929 год Ферма в штате Огайо в США. Третий слева в заднем ряду Василий Захарович Семашкевич. 1947 год. Эта фотография была в последнем пришедшем из США письме, с наступлением холодной войны контакты прекратились
Первый слева — Василий Захарович
Семашкевич на своей ферме
в штате Огайо (США). 1929 год
Ферма в штате Огайо в США. Третий слева в заднем ряду
Василий Захарович Семашкевич. 1947 год.
Эта фотография была в последнем пришедшем из США письме,
с наступлением холодной войны контакты прекратились

Служба в армии

Среди призывников-ровесников Денис прослыл грамотеем. В детстве он обучался письму и арифметике у беглого монаха три зимы подряд, а весной, как водилось, приступал к работе. Этого «образования» оказалось достаточно, чтобы парня призвали в один из 12 авиационных отрядов, существовавших тогда в России.

Денис Захарович Семашкевич (слева) во время Гражданской войны
Денис Захарович Семашкевич (слева) во время Гражданской войны

— Отец начал службу в Царской армии, а демобилизовался уже из Красной. Он рассказывал, как в 1918-м в Петровском парке Москвы перед их авиационным отрядом выступал Ленин, призывал на борьбу с контрреволюцией. Тогда вся эскадрилья полным составом вступила в Красную Армию. Отца отправили на Дальний Восток, воевать с адмиралом Колчаком. Отрядом отца командовал Федор Алексеевич Астахов — будущий маршал авиации Советского Союза.

29-й Авиационный отряд Всемирного Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота. Денис Захарович Семашкевич стоит вторым справа, у правого края снимка, командир отряда, будущий маршал авиации Федор Алексеевич Астахов - в третьем ряду сидящих - шестой слева. 1919 год, Гражданская война против армии адмирала Колчака на Дальнем Востоке
29-й Авиационный отряд Всемирного Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота.
Денис Захарович Семашкевич стоит вторым справа, у правого края снимка,
командир отряда, будущий маршал авиации
Федор Алексеевич Астахов — в третьем ряду сидящих — шестой слева.
1919 год, Гражданская война против армии адмирала Колчака на Дальнем Востоке

За три доллара — в Россию

Демобилизовался Денис в 1921 году. Его дом в Западной Беларуси оказался на территории сформировавшегося нового Польского государства.

— А Польша не приветствовала бывших красноармейцев. Нет, их не преследовали, но! Раз в неделю два года подряд отец отмечался с сельсовете, и там ему что-то «внушали», спрашивали, не ведет ли он контрпропаганду?

Денис пожаловался «американскому» брату Василию на окаянную судьбу. В ответном письме Василий прислал «малому» три доллара с приглашением махнуть в Америку. Но Денис воспользовался свалившимся «богатством» на свое усмотрение: деньги отдал пограничнику на советско-польской границе, чтобы тот перевел его на территорию России. Однако, несмотря на то, что перебежчик неплохо в свое время служил государству Российскому, им заинтересовалась Петроградская ВЧК и долго «проверяла» на улице Гороховой.

Дорога на «Шанхай»

До начала НЭПа Денис ютился у родственника-сапожника и подрабатывал подмастерьем. В стране безработица, людям не на что было купить еды, не то что шить обувь… Однажды парень пошел на вокзал и услышал зазывалу: «Кто на Мурманск?! Аванс пять рублей!». Тогда нанимали и в траловый флот, но главным образом — на строительство железной дороги от Петрограда до Мурманска.

— В те годы поговаривали, что под каждой шпалой лежит по одному китайцу. А сам Мурманск звали Шанхаем: много наемных китайцев его строило. В суровом климате они «мерли», как мухи, — вспоминает рассказы отца Николай Денисович. — Высадился батька в Кандалакше, определили его путевым рабочим держать в порядке одноколейную дорогу.

Как не влюбиться в «гренадера»?

В этом месте в истории семьи Семашкевич появляется еще одно важное лицо. Практически одновременно с Денисом к тетке в Кандалакшу приехала Александра Михайловна Федотова. Она — одна из шести дочерей в семье. Помыкавшись в Петрограде без работы, перебралась на Север, где сразу устроилась в какую-то контору курьером. Встретила Дениса…

— А батька — сильный, молодой «гренадер»: плечи — с аршин, одна его ладонь размером с две мои, — с гордостью рассказывает Николай Денисович. — Ну как в такого не влюбиться? В 1932 году Денис и Александра поженились. У них разница была в возрасте 16 лет. Отец — человек основательный, всегда стремился, чтобы он работал, а жена — по дому хозяйничала. Так и вышло. Мама была рукодельница: шить, вязать, готовить — мастерица! Идеальная пара.

В 1935 и 1936 годах у них, один за другим, родились два сына — Николай и Владимир. В смутном 1937-м отца, как и многих в стране, беспричинно арестовали.

— Сестра моей мамы обратилась к члену Политбюро ЦК Лазарю Кагановичу. На удивление ответ пришел быстро: «Освободить… Восстановить…». В лагере отец провел всего три месяца. Скорее всего, причиной ареста была его кратковременная эмиграция в Америку, — предполагает Николай Денисович.

У плиты я буду одна?

Опытный работник после ареста не вернулся в Кандалакшу. Как раз в это время началась прокладка ветки от станции Оленья к строящемуся Мончегорску. Ценилась каждая пара рук, поэтому препятствий с трудоустройством у Дениса не было. Семья переехала в Мончегорск.

— Он забрал нас сюда в конце 1937 года зимой. Мне было около двух лет. Запомнилось, как ехали мы от Оленьей в телячьем вагоне, посередине — буржуйка… Поезд остановился, мама выглянула и воскликнула: «Папа встречает!». Помню адрес, где мы жили: улица Комсомольская, дом №58. Это было кошмарище… В комнате теснились две семьи: наша и еще одного бригадира. И на кухню, и в уборную — очереди… Маме было особенно тяжело. Она хоть и простая крестьянка, но индивидуалка: моя машинка швейная, моя коза, мой самовар…

Дениса Захаровича за ударную работу отправили в Петрозаводск на курсы артельных старост (что-то вроде курсов бригадиров). И уже готовому командиру производства предложили пойти работать на перегон — 25 км. Когда глава семейства спросил у жены — готова ли та к переезду, она задала встречный вопрос: «У плиты я буду одна?» и без разговоров согласилась, когда услышала утвердительный ответ.

На перегоне жили в небольшой комнате. Завели козу. Отец утеплил сарай, оставшийся от предыдущих жителей. В нем коза и обитала.

— Народ-то сельский здесь собирался, копали огороды, даже капусту выращивали. Очень вкусно ее мама квасила. Помню, летчики приходили к «тете Шуре» после полетов за мисочкой капусты на «закусон», — улыбается Николай Денисович.

Генерал без армии

В 1941-м Дениса Захаровича на Великую Отечественную не призвали по возрасту. Но ему и в тылу досталось лихо: помогать некому — все на фронте. Железная дорога работала с перегрузками, туда-сюда сновали летучки — везли в мончегорские госпитали раненых.

— Пришлось отцу повкалывать, чтоб обеспечить движение без аварий и остановок. Был, как генерал без армии, только в 1943-м ему выделили девчонок-помощниц, мобилизованных из Вологодской области.

Мне бы в школу…

До 1944 года мончегорские дети учились в Клубе металлургов. Школы были переоборудованы под госпитали.

— Мне бы в школу пойти… Но каждый день добираться из поселка 25-й км до города не было возможности. В школу-интернат на Верхний Нюд мама не пустила. А когда в 1944-м госпитали закрыли, мы с братом стали учениками школы №4 (ныне — школа искусств им. Воробья), жили в интернате (располагался рядом со старым военкоматом), — рассказывает Николай Денисович.

В 1946 году резко, почти в три раза, на все повысились цены. Братьям пришлось оставить учебу, т.к. родителям нечем стало платить за интернат. В скором времени на 25-м км открыли некое подобие школы: в ней во всех четырех классах обучалось человек двенадцать.

— Отец хотел, чтобы мы получили полноценное образование, и выпросил перевести его в город, — вспоминает Николай Денисович. — Раньше железная дорога шла по Комсомольской от нефтебазы до места, где сейчас яхт-клуб. По ней возили кварцит с Риж-губы. Зимой к ней доставляли по озеру машинами, а летом — баржами. На месте теперешнего яхт-клуба высились высокие отвалы кварцита. Там была погрузочная площадка, на нее подавали составы с думпкарами (вагонами-самосвалами). Туда батька и устроился.

Денис Захарович трудился бригадиром в желдорцехе до 1956 года. Ушел на пенсию в 63 года, а через пять лет его не стало.

Денис Захарович Семашкевич дома на 25-м км (железнодорожный поселок). Вторая половина 1950-х годов
Денис Захарович Семашкевич дома на 25-м км (железнодорожный поселок).
Вторая половина 1950-х годов

Не в танкисты, так в радиометристы!

— Я по окончании семилетки мечтал выучиться на танкиста. Поступил в Ленинградский сельскохозяйственный техникум, на отделение механизации, чтобы изучить трактор: он мало чем отличается от танка, — смеется Николай Денисович, — Получил диплом с отличием, но в танковое училище меня не взяли: медкомиссия забраковала. Тогда пошел в школу радиометристов (операторов корабельного локатора). Пока учился, познакомился с будущей женой — Антониной Яковлевной. Этой весной, в мае, мы отметили 60 лет совместной жизни!

Николай Денисович Семашкевич на обучении в техникуме в Ленинграде, производственная практика. 1953 год Николай Денисович Семашкевич (первый слева) во время срочной службы на Балтийском флоте, сторожевой корабль «Коршун». 1956 год
Николай Денисович Семашкевич на обучении в техникуме
в Ленинграде, производственная практика. 1953 год
Николай Денисович Семашкевич
(первый слева) во время срочной
службы на Балтийском флоте,
сторожевой корабль «Коршун».
1956 год

Антонина проводила мужа в армию. Тот отслужил три года во флоте и в 1957-м вернулся в Мончегорск.

Николай Денисович Семашкевич в форменной тужурке с погонами старшего лейтенанта ВМФ. 1970-е годы  
Николай Денисович Семашкевич
в форменной тужурке с погонами
старшего лейтенанта ВМФ.
1970-е годы
  

Головной боли хватало

Поначалу Николай Семашкевич устроился в мончегорский совхоз трактористом-механиком. А в 1962-м перешел в автотранспортный цех комбината, из шоферов быстро перевелся бригадиром на капитальный ремонт автомобилей. И семь лет отработал в этой должности. К 1969-му году уже вырос до начальника гаража в системе комбината.

В 1973-м году намечалось массовое асфальтирование дорог Мончегорска, тогда он перешел на должность мастера дорожной группы.

— Туго проходил процесс: дороги-то есть, но все важные — каменные, пока подготовишь… А я привык браться за дело капитально. К тому же в то время руководил «Североникелем» Радомир Моисеевич Гамберг — любитель эстетики. Попробуй, некрасиво уложи, — вспоминает Николай Денисович. — Мне «повезло», что вместе с ответственной должностью пришла чрезмерно снежная зима 1973-1974. Техника была слабая, да и той мало… Сверху требуют: «Обеспечь!», ведь дороги все на балансе комбината… Автобусам не только дорогу по городу предоставь-расчисти, а еще и на рудник Ниттис-Кумужье — туда тоже люди ездили. Головной боли хватило.

Трудности той зимы вынудили Николая Денисовича проявлять изобретательность. Он выдавал одно за другим рацпредложения по усовершенствованию техники. Например, на трактор «Кировец» повесили бульдозерный отвал, а это — сила и скорость. Всем понравилось, второй сделали еще лучше — с учетом прежних недоработок.

Трактор К-700 «Кировец» с разработанным Николаем Денисовичем снежным отвалом чистит снег на улице Сопчинская. 1970-е годы
Трактор К-700 «Кировец» с разработанным Николаем Денисовичем
снежным отвалом чистит снег на улице Сопчинская. 1970-е годы

— Если зимой тяжело было расчищать заносы, посыпать песком, то летом — укладывать асфальт на булыжные мостовые. А это проспект Жданова, улица Комсомольская, проспект Ленина до микрорайона Монча… Усиленным асфальтированием дорог наш цех занимался до 1987 года, — рассказывает Николай Семашкевич.

Николай Денисович награжден юбилейной Ленинской медалью за трудовую доблесть, имеет звание Ветерана труда. На заслуженный отдых ушел в 2008 году, в 73 года.

В автотранспортном цехе комбината «Североникель», 1990-е год. Слева направо: Николай Денисович Семашкевич, начальник авторемонтного участка Николай Николаевич Бочкарев, начальник Автотранспортного цеха Анатолий Федорович Рубцов, старший механик Юрий Константинович Носков Субботник на улице Сопчинская: Николай Денисович Семашкевич - в заломленном берете справа, позади стоящего перед бревнами ряда коллег, на фоне кабины крановщика. Вторая половина 1960-х годов (всего скорее 1968 г.)
В автотранспортном цехе комбината «Североникель»,
1990-е год. Слева направо: Николай Денисович Семашкевич,
начальник авторемонтного участка Николай Николаевич Бочкарев,
начальник Автотранспортного цеха Анатолий Федорович Рубцов,
старший механик Юрий Константинович Носков
Субботник на улице Сопчинская:
Николай Денисович Семашкевич — в заломленном берете справа,
позади стоящего перед бревнами ряда коллег,
на фоне кабины крановщика.
Вторая половина 1960-х годов (всего скорее 1968 г.)
   
  В мастерской по ремонту электрооборудования автомобилей авторемонтного участка автотранспортного цеха, середина 1990-х годов. Слева - Александр Николаевич Семашкевич, справа - слесарь по ремонту автомобилей 6-го разряда  Сергей Васильевич Черняев (водитель и тракторист, работавший в т.ч. под руководством Николая Семашкевича)
   В мастерской по ремонту
электрооборудования автомобилей
авторемонтного участка автотранспортного
цеха, середина 1990-х годов.
Слева — Александр Николаевич Семашкевич,
справа — слесарь по ремонту
автомобилей 6-го разряда
Сергей Васильевич Черняев
(водитель и тракторист, работавший в т.ч.
под руководством Николая Семашкевича)

По стопам отца и деда

Теперь в транспортном цехе Кольской ГМК трудится внук Дениса Захаровича — Александр Николаевич. Благодаря отцу он еще в раннем детстве узнал, что называется, изнутри со всеми сложностями дорожных работ.

Александр Семашкевич  
Александр Семашкевич   

— Я ездил с отцом на машине, бывал часто в ремонтном цехе, — делится Александр Семашкевич. — Будучи мастером дорожной группы, он проделывал огромный объем работы: в то время все дороги города и дорога на Рижу-губу до карьера, которая активно функционировала, были его зоной ответственности. Ежедневно отец лично разводил свою бригаду, раздавал задания. Они занимались полным содержанием дорог. Работа очень активная на протяжении длительного времени.

В 1989-м, сразу после десяти классов, Александр устроился в авторемонтную мастерскую автотранспортного цеха. Туда же вернулся после срочной службы. Пережил вместе с АТЦ все его преобразования. Закончил Мончегорский политехнический колледж, а затем получил высшее образование в Петрозаводском государственном университете. Прошел путь от простого авторемонтника до инженера производственного отдела. В жизни Александра Николаевича были два года, когда он почти ступал по следам деда: выполнял работу электрика в железнодорожной бригаде по ремонту тепловозов.

* * *

История семьи Семашкевич богата и необычна. Об этом свидетельствует и семейный архив, в котором хранятся фотографии начала прошлого века: американские родственники, летный отряд, в котором служил молодой Денис… А на снимках середины XX века запечатлены матросы, с которыми ходил в море Николай; заснеженные мончегорские дороги, посреди которых высятся тракторы и грейдеры… Три поколения мужчин этой семьи трудились в разное время, но их объединяет преемственность и привязанность к дорогам.

 
Лана КАЛИНИНА. Фото из архива семьи СЕМАШКЕВИЧ

Материалы по теме