Banner
Banner
20 апреля 08:26
  • $ 93.44
  • € 99.58
Экономика
22 февраля 2017 06:36

Как улучшить жизнь в моногородах?

Более 15 млн россиян живут в моногородах. Как бизнесу, власти и обществу прийти к балансу интересов для их развития?

Монопрофильные города создавались в советское время при командной экономике, когда все было предсказуемо и расписано. В рыночных условиях система «одно предприятие — один город» оказалась неустойчивой, а сами города плохо пригодными для жизни. Изменить ситуацию с качеством жизни в промышленных центрах может сочетание социальной ответственности бизнеса, развития местного самоуправления и повышения активности граждан, пишет Коммерсант.ru.

Каждый девятый россиянин — всего около 15,6 млн человек — живет в моногороде. Таких городов в стране насчитывается 319. Минимум, четверть их населения работает на градообразующих предприятия. Больше всего моногородов в Кемеровской области — 19, следом идут Свердловская (15), Челябинская и Нижегородская области (по 12).

Основные проблемы моногородов — это зависимость от рыночной конъюнктуры, безработица, загрязнение окружающей среды, неразвитость инфраструктуры, в том числе образования и здравоохранения, отток молодого населения. Для северных городов остро стоит вопрос изоляции от «материка».

В независимом рейтинге устойчивости российских городов, выпущенном в январе 2017 года агентством SGM, моногорода предсказуемо оказались в самом конце списка. В двадцатку городов-аутсайдеров по экономическим, социальным и экологическим показателям вошли в основном моногорода Урала и Западной Сибири.

Моногорода, где градообразующие предприятия принадлежат крупным компаниям, оказались в значительно лучшем положении и в середине списка. У успешных компаний есть возможность и обеспечивать сотрудникам конкурентные условия оплаты труда, и развивать социальную и городскую инфраструктуру.

Три кита моногородов

Сейчас жизнеспособность моногородов зависит от сложной системы взаимодействия трех сил: города (в лице его жителей и муниципальной власти), частного капитала и государства, представленного чиновниками федерального и регионального уровней.

Задача долгосрочного устойчивого развития моногородов требует, чтобы интересы всех трех сторон были сбалансированы. Это возможно за счет повышения социальной ответственности бизнеса, развития местного самоуправления и городской идентичности, активного влияния местных сообщества на деятельность муниципальных властей.

Частные практики

Социальная ответственность градообразующих предприятий может строиться на основе двух моделей — организованных равновесных систем и диффузных систем. Первая модель предполагает: сильное предприятие преобладает над остальными факторами городской жизни. При этом сама структура и иерархия у предприятия довольно жесткая, поэтому внедрение новых моделей происходит за счет централизованных программ развития. Равновесная модель стремится сохранить себя, в том числе пытаясь избежать внешнего влияния на корпорацию со стороны горожан или властей.

Модель диффузных систем характерна для предприятий, которые работают во многих регионах и более открыты к взаимодействию с внешним миром. При этом процесс управления внутри самой компании является более творческим и чутким к влиянию среды. Есть экспертное мнение, что оптимальный эффект достигается за счет сочетания элементов обеих моделей, однако в условиях глобализации открытая модель может оказаться более конкурентной.

Примером сочетания равновесной и диффузной моделей можно считать программу развития территорий присутствия компании «Северсталь» — собственника основных градообразующих предприятий Череповца. Но прилагаемых компанией усилий по поддержке малого и среднего бизнеса, особенно в условиях кризиса, все же оказалось недостаточно. В 2013 году Череповец попал в федеральный список моногородов с наиболее сложной экономической ситуацией: на фоне падения прибыли основных предприятий и сокращения бюджета в городе наблюдались сильная социальная напряженность и отток населения. К разрешению кризиса подключилось государство, разработавшее собственный комплексный инвестиционный план модернизации, призванный объединить усилия бизнеса и власти, в город вливались бюджетные средства. В конце 2016 года было заявлено, что Череповец может быть исключен из списка моногородов и получить статус территории опережающего развития.

Программа развития еще одного моногорода — Норильска — тяготеет к модели равновесных систем. Более 30% населения города занято на предприятиях компании «Норникель». Создание инфраструктуры в условиях удаленности и сурового климата территории требует больших инвестиций, что закрепляет доминирующую роль компании — другой силы в регионе просто нет. К примеру, «Норникель» взял на себя прокладку оптоволоконного интернет-кабеля в город, после того как дорогостоящий и технически сложный проект не удалось реализовать, как ранее планировало государство — совместно с профильной телекоммуникационной компанией.

— Для молодежи это крайне важно — так же, как и новые форматы сферы досуга: коворкинг, кофейная культура. Если мы хотим, чтобы молодежь оставалась или возвращалась в город, надо говорить о развитии именно подобной инфраструктуры — путем создания партнерств, поддержки инициатив, развития НКО, — говорит директор департамента социальной политики «Норникеля» Светлана Ивченко.

Именно формирование комфортной городской среды для специалистов, большинство из которых приезжие, является приоритетом компании.

— Сотрудники выбирают не только «Норникель», но и город: хочу ли я здесь жить, перевезти сюда семью, получат ли дети хорошее образование? — рассказывает Ивченко.

«Норникель» выделяет деньги на развитие инфраструктуры — детских садов, школ, дорог. У компании есть социальные и благотворительные проекты, но одна из приоритетных трат — гранты на поддержку социального предпринимательства и создание малого бизнеса.

— Бизнес способен генерировать прибыль и финансировать себя самостоятельно. Вложенные деньги возвращаются, поддерживают следующие проекты, территория развивается, — говорит Светлана Ивченко. В качестве успешных проектов она называет гостиницу в поселке Никель, медицинские лаборатории, кофейни и другие бизнесы, развивающие городскую сферу услуг. В условиях Заполярья без первоначальной поддержки компании таким предприятиям появиться невозможно.

Оборотной стороной такого доминирования становится пассивность населения, которое ожидает решения всех социально-экономических проблем со стороны государства или предприятия.

— Население закрытых городов помнит о советском опыте и предъявляет повышенные требования к предприятиям — несмотря на то, что, например, большая часть моно- или закрытых городов намного более ухоженные, чем многие другие небольшие города в РФ, — говорит представитель «Норникеля».

Чтобы снять с себя излишнюю нагрузку, компании хотят «пробудить» активную позицию горожан — с тем, чтобы они сами могли выявлять и решать проблемы, принимать решения, реализовывать проекты.

Деньги на воздух

Пока основные практики развития моногородов, как государственные, так и частные, направлены на социально-культурную сферу и диверсификацию экономики. В то же время загрязнение окружающей среды остается основной проблемой многих из них, особенно ориентированных на металлургию.

По мнению социолога Рамиса Хайдарова, для устойчивого развития моногородов необходимо, чтобы градообразующие предприятия осуществляли на своих объектах производственный экологический контроль, строго соблюдали природоохранное законодательство и нормативы по выбросам и сбросам, а также обеспечивали рациональное использование природных ресурсов и уменьшали воздействие на окружающую среду. Для этого система экологического контроля должна быть включена в функции городского управления, а чиновников следует обучать основам экологической грамотности.

Введение системы квотирования выбросов вредных загрязняющих веществ и установка автоматических систем контроля выбросов на промпредприятиях предусмотрены распоряжениями президента, сделанными по итогам экологического Госсовета.

Не дожидаясь ужесточения федерального законодательства, крупные градообразующие предприятия приступили к реализации собственных экологических программ. В 2016 году «Норникель» уже закрыл самое грязное, старое производство в Норильске — никелевый завод, снизив на 30% объем выбросов. Компания заявляет о планах до 2023 года потратить на мероприятия экологической направленности 250 млрд руб. и на 75% сократить выбросы вредных веществ в атмосферу, превратившись из загрязнителя в «экологически образцовое предприятие».

Масштабные программы технической модернизации и снижения нагрузки на окружающую среду — шаг во многом вынужденный и единственный способ сохранить конкурентоспособность в будущем.

Подробнее — на Коммерсант.ru

 

Материалы по теме