Banner
Banner
29 марта 12:02
  • $ 92.26
  • € 99.71
Ваша тема
04 ноября 2013 06:17

Заходите, я вам рада! - 4

     Пока Оксана нашептывала  про странную женщину, в магазин по одному заходили потенциальные покупатели. Одни безмолвно осматривались и выходили, кое-кто задерживался у витрин или стоек с одеждой.

Суетливый молодой человек обошел весь отдел с весьма озабоченным видом и, когда он направился к выходу, моя знакомая, практически, вслед ему задала вопрос:

— Вам что-то подсказать?

На что был ответ:

— Нет-нет, ничего не нужно, — и, не переводя дыхание: — девушка, а скажите…

О чем он спрашивал я услышать не могла, потому что в тот момент, с трудом сдерживая смех, пятилась в дальний угол отдела.

Пользуясь тем, что спустя пару минут, народ разошелся, я снова включила диктофон:

— Сейчас в магазинах стало модным набрасываться на человека с предложением своего товара, как только он войдет. Ты так не делаешь?

— Нет, конечно. Я подхожу, если вижу, что человек, действительно не может в чем-то сориентироваться. У нас за одной стенкой обувной магазин, а с другой стороны продают всякие штуковины для компьютеров. Часто бывает — люди просто ошибаются дверью. Поэтому, если каждому с порога предлагать трусы или одеяла, то можно узнать в каком направлении следует с ними двигаться, — и, будто вспомнив что-то, добавила: — или куда их следует засунуть.

— Я же не круглые сутки занимаюсь продажами. Иногда тоже что-то покупаю, съязвила Оксана. — И если на меня наскакивают, не успеваю я приоткрыть двери магазина, хочу лишь развернуться и уйти! Как человек адекватный, с покупателями так себя не веду. И, кстати, — заметила она между делом, — если захожу в небольшие магазинчики, никогда не мозолю глаза, сразу иду к продавцу и говорю, что мне надо. Это экономит время и силы; и мои, и его. Не в Японии живем, к чему чайные церемонии? Пришел, увидел, купил и дуй домой.

Выговорившись, Ксюха на глазах превращалась из «злой» продавщицы в приветливую, симпатичную женщину с грацией лани. Она вышла в зал. Прохаживаясь между стойками, временами останавливалась, чтобы поправить висевшие криво плечики с вещами. Я с диктофоном не отставала.

— У тебя сегодня тяжелый день. Часто бывает так грустно?

— Нет, конечно. Чаще покупатели меня развлекают. — Чертики в зелёных глазах оживились. — Например, наблюдая, как женщины выбирают трусы своим мужикам, мечтаю установить над прилавком скрытую камеру. Это шоу! Не понимаю, почему они роются в куче ситцевых тряпочек за 50 рублей так внимательно, будто ловят в тех трусах живность с подковами от Версаче. — Оксана сделала паузу и глянула на меня поверх очков. Я не выдержала и захохотала, представив, как тетки шустро орудуют в коробке, откидывая трусы за трусами… — А на витрине рядом с мужским бельем хочу положить лупу. Нате, бабоньки, ищите в них кривые швы, неровный рисунок и т.д. Почему жены так тщательно выбирают мужу страшное бельё?! А! — Ксенька выгнула одну бровь дугой и легко коснулась своего лба пальчиками, будто стремилась удержать пришедшую на ум гениальную мысль, — они рассчитывают, что уж в ЭТОМ-ТО благоверный точно не пойдет «налево».

— Однажды сюда зашла женщина, судя по внешности, то ли шведка, то ли финка. Говорила исключительно по-английски. Нам в школе иностранный язык плохо преподавали, поэтому изъяснялись мы жестами, мимикой и небольшим словарным запасом её русского и моего английского. При этом свой запас она пополняла, пытаясь что-то за мной повторять. Мы смеялись вместе, когда не получалось. Девушке понравился яркий халат с капюшоном, внешне красивый, но из синтетики. Я, как могла, дала понять, что это покупать не стоит, и предупредила: «Синтетика!». Шведка поняла и по-английски произнесла что-то созвучное. Я для пущей убедительности махнула на него безнадежно и добавила: «…» Это слово она повторила неожиданно чётко, будто всю жизнь в России жила! — Ксюха, залилась смехом, как нашкодивший ребенок.

— Да много смешного. Случаются моменты, которые откровЕнно веселят. — Настроение моей знакомой улучшалось на глазах. — На днях, например, я продала подушку, на которую, не отходя от кассы, по просьбе покупателя надела наволочку. Зачем, не знаю. Может, он за углом где-нибудь и прикорнул, — предположила она и стала перечислять: — Как-то абсолютно серьёзно спросили, свежие ли у нас одеяла? Часто интересуются, есть ли «бабушкины сорочки», причем каждый подразумевает свой собственный фасончик. Одна покупательница просвещала меня в том, что есть хлопчатобумажная ткань, а что синтетическая. И для примера достала из своего кармана носовой платочек из чистейшего полиэстэра, уверяя, что это хлопок.

Видя, что примеров у Оксаны несчетное множество, я прервала её:

— Постой, а нормальные люди к тебе в отдел приходят?

— О, да. Слава Богу! Как тебе объяснить, — начала она издалека. — Я люблю свою работу. У меня есть вкус и чувство меры. Вижу и знаю, кому, какой подойдет цвет, и какая модель. Если что-то не к лицу или не село по фигуре, обязательно об этом скажу. В доску разобьюсь, чтобы человек ушел довольный и потом еще не раз именно ко мне вернулся. Когда люди меня благодарят, провожаю их с табуном мурашек по коже. — Оксанин голос звучал спокойно и уверенно, чувствовалось, что говорит она искренне. — Они видят, что я не обманываю. Наверное, поэтому у нас много постоянных покупателей. Даже из соседних городов приезжают! — теперь передо мной стояла привычная Оксана, с чертиками в глазах, такая, какой я знаю её уже сто лет! — Я не позволю себе продать вещь и потом бояться, что её принесут обратно. Представь, купила бы та женщина с «вечноплохим» настроением, у меня платье на четыре размера меньше. Показалась в нем родственникам, подругам. О чем бы они подумали? Правильно: «Где ты этот страх купила?» и «Куда смотрел продавец??» Мне такая реклама не нужна.

В её словах был резон. Во время беседы, я поняла, что делая запись, мы убиваем двух зайцев: «лечим» Оксану и создаем пособие для покупателя «Как не надо вести себя в магазине».

Домой я шла озадаченная. Оксана открыла глаза на вещи, о которых я никогда бы не догадалась. Мы ежедневно ходим в магазин. Но думал ли кто-то, как он выглядит в глазах продавцов. Считается, что представители этой профессии должны во что бы то ни стало сохранять ледяное спокойствие. В своей уверенности, что люди по ту сторону прилавка обязаны выносить любую нашу глупость, мы выносим им мозги. Негодуем, если слышим от «торгашей» грубость в ответ на, как нам кажется, безобидные вопросы. НО! Продавец, как и все, человек, чьё терпение не безгранично. Поставим себя на его место и представим, каких бы нам хотелось видеть покупателей? Как мы? Или, таких, как мы, и врагу не пожелаем?

Призывать к взаимной вежливости, было бы банально. Но маленькое рацпредложение, всё-таки внесу. В бОльшей степени оно касается женщин. Открывая рот в магазине, совсем не обязательно отключать мозги. Примите на заметку, продавец это оценит.

Конец.

Начало опубликовано 25 сентября, 10 октября и 18 октября.

 
Светлана, г. Мончегорск

Материалы по теме