Banner
Banner
23 апреля 23:05
  • $ 93.29
  • € 99.56
События и факты
17 августа 2017 09:03

Крылья над «Арктикой»: как сибирские летчики атомоход на Северный полюс водили

40 лет назад, 17 августа 1977 года, советский атомный ледокол первым в мире покорил арктическую «шапку» Земли. Это была целая операция с привлечением авиации, которая вела атомоход сквозь льды.

Экспедиция была под грифом «Совершенно секретно». Ледокол «Арктика» с учеными и корреспондентами на борту до порта Диксон, где размещался штаб морских операций западного сектора Арктики, шел даже без связи, пишет ТАСС.

Второй атомный

Покорение полюса было для Советского Союза задачей, сравнимой с освоением космоса. Еще никогда ни одно судно или корабль в мире не были в этой географической точке. Да и не было судов, способных на это. Первому советскому ледоколу с ядерной силовой установкой — «Ленин» — не хватало мощи на такой поход.

В 1975 году со стапелей Балтийского завода в Ленинграде сошел новый — второй в мире — атомоход «Арктика», мощный и современный. Его капитаном был назначен Юрий Кучиев — уроженец Северной Осетии, в юности мечтавший быть летчиком, но ставший моряком. Его флотская карьера начиналась в порту Диксон, где он был матросом на буксире. До назначения на «Арктику» Кучиев несколько лет был капитаном на «Ленине».

9 августа «Арктика» с экипажем из 150 человек, а также учеными, журналистами, министром морского флота СССР, имея на борту аварийный запас продовольствия на восемь месяцев, вышла из Мурманского порта. Прямого движения на север не получилось: ученые посчитали, что в районе Карского моря льды менее крепкие. Атомоход повернул на восток в зону ответственности Красноярского управления гражданской авиации (КУГА).

Экипажи воздушных судов исследовали льды, их движение от Новой земли до 140-го меридиана на востоке — дальше была зона ответственности Якутского управления гражданской авиации.

Поход на север

Именно эта многолетняя рутинная работа подготовила поход «Арктики». Опытные летчики знали особенности Карского моря, поведение айсбергов и льдин, знали трудности прохода через пролив Вилькицкого. После прихода «Арктики» в Диксон в интересах ледокола начали работать шесть экипажей Ил-14. Часть персонала — группу штурманов — срочно перебросили из Красноярска. Среди них был штурман Валентин Удалов.

— Завертелось. Экипажи начали бороздить море-океан в поисках прохода для «Арктики». Наконец за проливом Вилькицкого нашли хорошую «речку» (проход среди льдин, из-за чистой от препятствий воды напоминающий реку — прим. ТАСС). По ней и пошли на север, 17 августа достигнув Северного полюса. «Арктику» довели до места, сделали кружок над экспедицией и ушли на базу, — рассказал Удалов.

По его словам, все происходило как-то буднично, задача для опытных летчиков была не очень сложной. Хотя капитан Юрий Кучиев впоследствии отмечал, что ранее атомоходу не приходилось преодолевать ледовые поля толщиной в несколько метров.

«Арктика» провела на вершине мира 15 часов. С борта ледокола на океанское дно была спущена металлическая памятная плита с гербом СССР, на льдине установили флагшток и подняли флаг Советского Союза. Участники экспедиции протоптали самый короткий кругосветный маршрут — длиной всего 40 метров, но который пересекал все меридианы.

С политической точки зрения значение похода «Арктики» было огромно: первое иностранное судно смогло добраться до Северного полюса только через 15 лет. Страна подтвердила за собой звание центра арктических исследований, показав, что влияние СССР распространяется на эти полярные просторы.

Публикуется в сокращении. Подробнее на ТАСС

 
Фото: Лев ФЕДОСЕЕВ / ТАСС

Материалы по теме