Banner
Banner
24 апреля 16:33
  • $ 93.29
  • € 99.56
Наши люди
08 декабря 2017 12:05

Любовь Рудакова: «Счастье - мое жизненное кредо!»

Любовь Рудакова 32 года трудится электролизником водных растворов в цехе электролиза никеля, а общий трудовой стаж составляет уже 48 лет. И о том, насколько коллеги ценят ее труд, свидетельствуют корпоративные награды: в прошлом году Любовь Олеговна отмечена Благодарностью КГМК, в 2017-м — Почетным знаком ПАО ГМК «Норильский никель». Ее портрет размещен на Доске почета на центральной площади мончегорской промплощадки компании.

Поехали туда, где есть сгущенка!

Наша героиня родом из Перми, откуда она с мужем, Александром Егоровичем Субботиным, по разным причинам хотела уехать. Причем география мест, где мечталось поселиться, была широкой: БАМ, Волгодонск, Ташкент, Владивосток, Находка…

— В Находку «переезжали» со смехом. В 1970-х было тяжело с продуктами. А мы, молодые, друг друга подначивали: «Поехали, там же сгущенка есть!», — смеется Любовь Олеговна.

В то время она работала на Пермском телефонном заводе — после 8 класса поступила в училище на слесаря-сборщика телефонных аппаратов и уже через год получила трудовую книжку.

— Жили очень бедно. Мама тяжело болела, но работала старшим экономистом в облсобесе в пенсионном отделе. Я помню, она вела блокнотик, куда записывала, кому сколько должна на работе. Как только получала зарплату, раздавала ее и в тот же день вновь занимала. А папа — очень умный человек — был снабженцем, много находился в разъездах, которые сопровождались обильными возлияниями. От этого в семье не было лада.

Мама умерла в 52 года, Любе тогда едва исполнилось 18. Девушка ухаживала за отцом, навещала до последнего дня его жизни.

— Он жил отдельно. Я каждый день носила пироги, покупала в кулинарии, он их очень любил. Однажды отец дверь не открыл. Тогда его не стало…

Мама Любови Рудаковой Любовь Рудакова Отец Любови Рудаковой
Мама Любови Рудаковой Любовь Рудакова Отец Любови Рудаковой

Нельзя поддаваться унынию

Семью Любы уже ничего не держало в Перми, решили переехать в Мончегорск, где жил деверь Любы. В конце 1984 года Александр уже устроился в ЦЭН-2 комбината «Североникель, туда же, где трудился его брат, а через месяц на выгрузку ванн пришла и Любовь.

— Меня испытывали: выдержу — нет? Сказали: «Пришла работать — вставай и завешивай основу!». А как? Показывать не стали. Все своим умом доходила, поэтому сразу научилась. Бывало, завешаю пять или шесть ванн, и после выгрузки иду к стенке — на пол лягу в обморочном состоянии, в ушах звенит … На работу ходила с пузырьком нашатыря. Но это длилось недолго, втянулась. Так до сих пор там и работаю — по сменам простым электролизником. Не привыкла куда-то бегать и проситься в дневную бригаду: лишний раз не беспокою руководство.

За годы труда Любовь Олеговна поняла, что нельзя поддаваться унынию и первому впечатлению о работе:

— Надо перетерпеть. Сама через это прошла. Сначала думала: «Куда попала? Не справлюсь же». Но смогла! Научилась выполнять качественно свою работу, полюбила ее…

Надо оставаться открытым для нового

Рассказчица делится интересным наблюдением. Заметила: сколько бы ни трудился человек на одном месте, нельзя становиться самоуверенным и считать, что все знаешь. Никакой опыт не застрахует от ситуации, при которой понимаешь: привычный процесс можно вести по-другому. Нужно обязательно быть открытым для новых знаний.

— Муж и сын поддерживают меня. Им не по рассказам известно, что работа электролизника не из легких. До 2007 года мы вместе, семейной династией, трудились в ЦЭНе: сын с отцом — в одной бригаде. А в 2007-м году муж вышел на пенсию. Теперь посмеивается, что кормилец — я! А когда я начинаю представлять, что уйду с работы, и мне будет не хватать «ванн», шутит: «Поставь такую же дома и тренируйся, чтобы не скучать!».

Любовь Рудакова с мужем Любовь Рудакова с сыном
Любовь Рудакова с мужем Любовь Рудакова с сыном

Чем сердце дорожит

Своей причастностью к металлургии наша героиня по-настоящему гордится и вспоминает косвенно связанный с этим случай.

— В 1980-х поехала на автобусе первый раз в Мурманск. Водитель попался балагур, всю дорогу с пассажирами разговаривал. Когда до конечного пункта осталось немного, объявил: «Мы подъезжаем к столице Советского Заполярья — городу-герою Мурманск». И в этот момент у меня слезы из глаз, буквально, брызнули! Прямо, как у клоуна в цирке. Я даже испугалась: не заметил ли кто? Мурашки побежали по коже, в горле встал ком от гордости, что я на оборонном предприятии работаю, а в голове мысли запрыгали… Вспомнила, что в сороковые тут фашисты не прошли, Мурманск не взяли; что живем мы на краю земли, практически, на границе; атомный флот нас охраняет… Ощутила себя частичкой этого. Говорить не могла от переизбытка чувств, от гордости: «Я могу что-то дать Родине».

Не только к рабочему процессу привязалась Любовь Олеговна. Ей стал дорог коллектив, в котором, как она говорит, неприятности забываются, и все ладится, потому что давно сложилась доброжелательная атмосфера в кругу прекрасных, веселых людей с чувством юмора.

— На смене мы беспрестанно смеемся, поддерживаем друг друга. Коллеги уже стали второй семьей. Иной раз, выгружая ванны, напеваю строчки из песни, что звучала в старом советском фильме «По ту сторону». Правда, слова я немного переиначиваю:

Работа у нас простая, забота наша такая

Жила бы страна родная, — и нету других забот.

И снег, и ветер, и звезд ночной полет…

Меня мое сердце в родной Мончегорск зовет.

О маленьких радостях жизни

  
   

Наша рассказчица любит петь. Мечтает по выходу на пенсию влиться в один из певческих коллективов, которых немало в Мончегорске.

— Мы с мужем торопыги, в нас нет важности, может, поэтому мы легкие на подъем. Любим спонтанно собраться и отправиться куда-нибудь за город. А по дороге, в машине, обязательно поем.

Она — спец по грибам, а муж любит рыбалку. Бывает, Любовь составляет ему компанию с удочкой.

— Однажды зимой ездили на какое-то озерко. Я — новичок среди опытных рыбаков — всех «обловила». Вошла в азарт и даже не задумывалась о холоде. А вороны вокруг ждали, когда поделимся уловом.

Любовь Олеговна любит природу, животных и чистоту.

— Какой бы уставшей после смены я ни пришла домой, первым делом, навожу порядок за двумя нашими любимцами: собаками Федей и Моней А уже в чистоте и порядке могу что-то начать готовить. И чайку попить. Не знаю, почему, но если под ногой хрустнет крошка, у меня впечатление, будто бомба взорвалась, — смеется она.

 Животные — давняя страсть нашей рассказчицы. Обе ее собаки подобраныши: Моня — с улицы, а Федя — из Апатитского приюта. До них были и другие животные: коты и собаки.

— Первый пес Филя прожил у нас 16 лет. Когда уходил, сами «умирали», так тосковали… Мы с мужем не понимаем жестокого обращения с животными. В приюте нам рассказали, что Федю два раза выкидывали на улицу. Разве так можно?! Мы их любим безумно, как детей. Они умные. Феде, например, и говорить ничего не надо, все понимает. К слову, если видит, что я взяла тряпку для уборки, уходит в другую комнату, чтобы не мешать.

Чтение — еще одно увлечение нашей героини. Она любит книги и собирает серию об известных людях «Чтобы помнили»:

— Читаю и переживаю вместе с героями. Стало меня часто посещать философское настроение. Особенно волнует, что интересные личности уходят из жизни совсем рано. Просыпаюсь по утрам и радуюсь, что мне дан еще один день.

* * *

Любовь Олеговна говорит, что живет реальной жизнью. Секрет счастья и успешной работы видит в упорном труде и вере в себя.

— Иной раз случается, так тяжело на душе. Думаешь: «Все. Больше не могу!», но убеждаешь себя: «Ты все сможешь! Это просто черная полоса. Она пройдет, и наступит белая. Зря я нервничаю и накручиваю…». И тогда открывается второе дыхание. Становится легче, стоит только пересилить свою слабость. Это, как в песне, что пел Николай Гнатюк: «Завтра будет лучше, чем вчера…». А счастье — это мое жизненное кредо.

* * *

Читайте новости Kn51 и участвуйте в опросах в нашей официальной группе в ВКонтакте, следите за событиями в ТелеграмФэйсбуке и Инстаграм.

 
Лана КАЛИНИНА. Фото из архива Любови РУДАКОВОЙ

Материалы по теме