Banner
Banner
29 марта 11:34
  • $ 92.26
  • € 99.71
События и факты
06 декабря 2013 14:01

Мончегорцы проголосовали за самые «зеленые» проекты развития города

     Мончегорцы обсудили, какое перспективное развитие ждет две территории города: район ФОКа и Привокзального шоссе.

«Слушателей» было немного

На публичных слушаниях были представлены проекта планировки двух участков (по два проекта на каждый). Один участок находится в районе проспекта Ленина и улиц Морошковая и Грузовая, второй — при въезде в Мончегорск по левой стороне в районе Привокзального шоссе.

Все четыре проекта выполнены на средства областного гранта, полученного Мончегорском. В общей сложности на их подготовку израсходовано порядка 4 млн рублей. Автор — вологодская фирма «Валбэк», победившая в аукционе, проведенном городской администрацией. Ее специалистам поставили задачи: подготовить два варианта развития для каждой из обозначенных территорий, разместив на них торгово-развлекательный и многофункциональный комплексы и другие социальные и культурные объекты, а также рассчитать потребность в них города в целом.

Специалисты проектной организации вели расчеты, взяв за основу численность населения Мончегорска, свыше 40 тыс. человек. Однако на публичные слушания по такому важному вопросу пришло немногим более 30 человек. В том числе специалисты городских ресурсоснабжающих организаций, депутаты горсовета, госавтоинспекторы, секретарь комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, а также представители градообразующего предприятия — Кольской ГМК.

Участники общественных слушаний о плюсах и минусах каждого проекта узнали, что называется, из первых рук — от начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Мончегорска Светланы Аникиевой и специалистов «Валбэк».

На чаше весов оказались деревья

Один из застраиваемых участков — территория в районе ФОКа, проспекта Ленина и улиц Морошковая и Грузовая. Основанием для проектирования послужил инвестиционный проект строительства многофункционального торгово-развлекательного центра. Проектировщики провели анализ и не выявили необходимости строить в городе новые медицинские учреждения, школы или детские сады и предложили разместить другие социально значимые объекты. Как мы уже говорили, они подготовили два варианта проектов застройки.

Первый предполагает появление неподалеку от ФОКа дополнительной улицы, параллельной существующему проспекту Ленина, что позволит не создавать на нем дополнительные перекрестки. Проектировщики предложили разместить здесь крытый каток с искусственным льдом, торговый центр, а также здание аквапарка с центром семейного отдыха и музеем. В зеленой же зоне, если проект будет реализован, организуют парк с лыжероллерной трассой, гостиницу на 80 мест и пункт проката спортивного инвентаря.

Второй вариант планировки существенно отличается от первого. Прежде всего, тем, что предполагает большую часть указанной территории отвести под размещение объектов капстроительства и меньшую — под парк. Причем, под топор пошли бы самые высокие деревья. Обозначенный главным архитектором проекта Натальей Пьянковой масштаб вырубки — порядка 5 га, стал решающим аргументом при выборе проекта. Большинством голосов мончегорцы высказались за первый из них, более «зеленый». Его же поддержал и глава города Дмитрий Староверов.

Однако во время обсуждения застройки этой территории вскрылся и еще один острый момент — транспортная загруженность дороги, ведущей от центральной площади города в район Монча. Не исключено, что в будущем ее придется расширять до четырех полос. Однако эти изменения нужно будет вносить не в разработанные проекты, а в генеральный план города Мончегорска.

Озера будут сохранены

Участники публичных слушаний не исключили, что в будущем улично-дорожная сеть Мончегорска может подвергнуться и другим изменениям. Речь идет о расширении пропускной способности перекрестка при въезде в город неподалеку от автозаправки «Статойл», вплоть до создания двухуровневой развязки. Реконструкция дорожного полотна может потребоваться при застраивании территории в районе Привокзального шоссе.

— Эта территория попадает в санитарно-защитную зону промплощадки Кольской ГМК, поэтому там не могут располагаться ни зоны отдыха, ни детские площадки, ни места для занятий спортом, — отметил Дмитрий Староверов.

Однако мончегорцы стали высказываться о том, что при планировании этих территорий нужно отталкиваться от новых экологических реалий. Как отметил житель города Валерий Примак, участвовавший в публичных слушаниях, с тех пор, когда создавалась 3-километровая санитарно-защитная зона, экология значительно изменилась в лучшую сторону, и заметно это, что называется, невооруженным глазом.

— Я считаю, что с учетом изменения состава производства и выбросов в атмосферу эту санитарно-защитную зону вообще пора пересчитать в сторону уменьшения, — заявил он.

Улучшения есть, но пока размер санитарно-защитной зоны остается прежним. И городские власти поставили исполнителям задачу: при планировании территории в районе Привокзального шоссе под многофункциональный торговый комплекс предусмотреть размещение и иных объектов, соответствующих данной зоне. Проектировщики предложили разместить станции техобслуживания, а также здания гаражей, автомастерских.

Первый проект предусматривал планомерное размещение всех этих объектов вдоль Привокзального шоссе так, чтобы въезжающих в город встречали красивые фасады зданий.

— В этом варианте предусмотрено деление на зоны. Гаражи — ближе к зоне застройки, общественный центр и многофункциональный торговый комплекс — на повороте при въезде в город. Здесь же — торговые центры разной вместимости от 900 до 2500 квадратных метров. Неподалеку от автозаправки — объекты бытового назначения, — рассказала главный архитектор проекта «Валбэк» Наталья Пьянкова.

Однако при реализации этого проекта пришлось бы засыпать одно из озер, что расположены за автозаправочной станцией «Статойл». Но горожане выступили против. Они рассудили, что раз экология улучшилась, эти озера можно использовать для отдыха горожан. Эти два тихих водоема могут стать хорошим дополнением к спортивной зоне с закрытым аквапарком. Здесь могли бы тренироваться дети-яхтсмены, т.к. в яхт-клубе на озере Имандра ветровые характеристики больше подходят для взрослых яхтсменов.

Согласно второму варианту проекта зону обслуживания автотранспорта предполагается расположить напротив существующего здания отдела ГИБДД. На въезде в город предполагается сформировать производственную зону и разместить здесь все объекты, связанные с продажей и ремонтом автомобилей. Затем — два квартала общественной застройки и многофункциональный комплекс. При этом оставлена значительная зеленая зона и озера с возможностью выхода к ним. Другими словами, под застройку отводится меньшая территория, а оба озера остаются целы. Этому варианту и отдали предпочтение мончегорцы во время голосования.

Проекты на перспективу

Итак, мончегорцы выбрали проекты планировки двух земельных участков города. Теперь слово за инвесторами и предпринимателями.

— Главная цель, которую мы преследуем, когда планируем эти проекты — это принципиальная нарезка территорий, планирование дорог и сетей, — отметил глава города Дмитрий Староверов. — Когда есть четко спланированная территория с нарезкой земельных участков, с запланированными сетями и светопривязкой, инвесторам проще планировать свои проекты.

Кроме того, как отметила Наталья Пьянкова, в Российской Федерации действует несколько программ по субсидированию муниципальных образований на строительство линейных объектов, в частности, сетей, дорог и улиц. Но для того, чтобы принять в них участие, муниципалитет должен иметь утвержденную документацию по планировке территорий. И проекты, за которые на общественных слушаниях мончегорцы проголосовали, могут стать не только реальной помощью действующим инвесторам, но и отправной точкой для ведения переговоров о финансировании дальнейших работ на этих территориях.

 
Татьяна МИХАЛКЕВИЧ. Фото Алексея ПОДКОПАЕВА

Материалы по теме