Banner
Banner
29 марта 11:50
  • $ 92.26
  • € 99.71
Здоровье
15 июня 2018 09:18

Скорая помощь. Здравствуйте. Что у вас случилось?

В преддверии Дня медицинского работника, корреспондент Kn51 провел один день с фельдшерами отделения Скорой медицинской помощи Мончегорской центральной районной больницы.

— Скорая помощь. Здравствуйте. Что у вас случилось? — такие слова обычно слышат, набирая знакомый номер 103. — Машина к вам выехала, ожидайте.

Скорая — значит кому-то плохо

…Воскресное утро. Пустынные улицы и низкое пасмурное небо настраивают на меланхоличный лад. У старого больничного крыла стоят в ряд красавицы-машины с красными крестами, белые, желтые с надписью «Реанимация». Один их вид уже выдергивает сознание из полусонного состояния. Растет внутреннее волнение. Как же крепко завязано мышление на ассоциациях, скорая — значит непременно кому-то плохо, больно, кто-то нуждается в помощи. Впереди у нас целый день, чтобы понять и прочувствовать, что же это за профессия такая — спасать людей.

Город еще только начинает просыпаться, но здесь, за дверями мончегорского отделения Скорой медицинской помощи, жизнь кипит. Идет пересменка: отдежурившие ночные бригады сменяются дневными. Перед уходом отработавшие делятся впечатлениями о прошедшей ночи, рассказывают интересные случаи, спорят, смеются.

   

«Правильный» вызов

Только успела надеть халат, как по громкой связи объявляют: «Четвертая бригада на выезд». Повод: плохо дедушке 73 лет, перекосило лицо, невнятная речь, не может встать. Едем на вызов с фельдшером Антоном Колычевым, самоуверенным, громкоголосым молодым человеком.

Доезжаем быстро. Город небольшой, все рядом. Дедушке действительно плохо, лежит на кровати, на нас реагирует, но разговаривает с трудом. Рядом мечется, переживает взрослый сын – крупный рослый мужчина. Антон действует быстро и четко, проверяет чувствительность рук и ног, смотрит сахар в крови, снимает ЭКГ. Решено срочно госпитализировать: подозрение на инсульт.

Пока едем в больницу, Антон делится сокровенным:

– Хороший вызов, правильный, скоропомощный. На таких хорошо работать: чувствуешь, что не зря приехал, действительно помог.

Антон Колычев
Антон Колычев

Пока телефоны молчат, или Медиками не становятся — ими рождаются

Возвращаемся в отделение. Телефоны молчат. Медики говорят, что в выходные так бывает:

— Сейчас к обеду проснутся и начнут вызывать Скорую помощь.

Успеваем пообщаться с диспетчером Татьяной Бережной. Именно она — одна из тех, кто первым откликается на мольбу о помощи, отвечает на телефонный звонок, оперативно уточняет данные, выясняет ситуацию и принимает решение, какую бригаду направить – врачебную или фельдшерскую.

— Иногда расстраивают моменты, когда люди в каких-то экстренных ситуациях негативно реагируют на уточняющие вопросы про номер подъезда и этаж, — рассказывает она. — А ведь это помогает врачам быстрее добраться до больного.

Татьяна — профессионал своего дела. Раньше работала на выезде, теперь — диспетчер. В день обычно поступает огромное количество звонков. Не всегда звонившим требуется выезд бригады, часто хотят просто проконсультироваться. Весь разговор в обязательном порядке записывается. В случае необходимости выезда скорой диспетчер сразу объявляет по громкой связи номер бригады, которая незамедлительно выезжает к месту происшествия. Все это — считанные минуты. Если все машины на выезде, вызов передается по телефону первой освободившейся бригаде. Все вызовы делятся на экстренные и неотложные. В первую очередь обслуживаются те, где есть угроза жизни человека.

— В случае если все бригады на выезде, и поступает экстренный вызов, мы имеем право снять бригаду с текущего вызова и в срочном порядке перенаправить ее на этот экстренный случай. Для этого держим оперативную связь со всеми бригадами, — говорит Татьяна.

Успевает она поделиться и тем, почему выбрала медицину. Говорит, с детства любила играть в доктора. Эту версию журналисту Kn51 предстоит еще не раз услышать за весь день и от других фельдшеров и врачей. Видимо, действительно, медиками не становятся, ими рождаются.

Татьяна Бережная
Татьяна Бережная

Такая разная помощь

Снова вызов. Опять едем с фельдшером Антоном. «Помощь» понадобилась мальчику. Болит живот, тошнит. Не напрасно беру слово «помощь» в кавычки: за день еще не раз возникнет у меня мысль — зачем же вызывать скорую, когда можно обойтись своими силами?

Приезжаем. Мальчик лежит на кровати, руками обхватил подтянутые к животу коленки, жалуется на боли. Со слов родителей, сын страдает хроническим заболеванием желудочно-кишечного тракта, а с началом летних каникул налегает на чипсы и газировку. Антон осматривает больного, задает стандартный в таких случаях вопрос о госпитализации. Родители отказываются. Советуем вызвать педиатра в понедельник, делаем спазмолитик и прощаемся.

На обратном пути расспрашиваю Антона о самых запоминающихся случаях в его практике. Рассказывает, что раньше работал в Мурманске на Скорой помощи.

— Там каждый день были тяжелые вызовы, ДТП, потеря сознания, остановка сердца… Мончегорск — в этом плане более спокойный городок.

 Вспоминает, как с огромным трудом спас человека: «завел» сердце, довез пострадавшего до больницы. И первую смерть помнит: женщина умерла, дочка осталась. Говорит, сразу хотел уволиться, коллеги удержали.

И снова вызов. Едем на улицу Кондрикова. Несбиваемая температура у ребенка. На кровати сидит пятилетний краснощекий мальчишка. Слушаем легкие, смотрим горло, меряем температуру: 37,5. Снизилась, видимо, — разводит руками мама. Даем рекомендации по снижению температуры в случае ее подъема. Желаем здоровья.

Возвращаемся. Сегодня дежурят 5 бригад. Со слов диспетчера, это лучший расклад. Хуже, когда машины уходят на «дальняк» — отвозят больных в соседние населенные пункты. Тогда на город остается меньше свободных бригад.

Снова звонок. Повод: бабушка 86 лет, месяц чешутся руки и ноги. Едем с фельдшером Ксенией Куроед.

На месте с порога от родственников звучит: «Заберите ее в больницу». Ксюша долго и методично объясняет, что для госпитализации должны быть веские основания. Осматривает бабушку. Рекомендует обратиться как минимум к терапевту и аллергологу.

– Это сегодня день такой, вызовов мало. А в другие дни из-за подобного возникают задержки, и кто-то действительно очень нуждающийся в помощи, может ее дождаться с опозданием. Людям свойственно думать только о себе. Хотя есть и обратная сторона: когда сидят и терпят до последнего. В общем, сложный вопрос, — сетует Ксения.

Расспрашиваю Ксению, не страшно ли заходить в квартиры к незнакомым людям. Отвечает не задумываясь:

— Очень страшно. Всякое бывало. И убегать приходилось… Никогда не знаешь, на кого попадешь.

Ксения Куроед
Ксения Куроед

И акушер, и реаниматолог, и терапевт

В отделении по-прежнему затишье. Время к обеду. Вспоминают случаи из практики, разговаривают о личном, о делах текущих. Кто-то рассказывает, как принимал роды на дому. Кошмарный сон для врача Скорой помощи. Роды принять не страшно, пугает возможность осложнений у малыша или у матери.

— Одно дело в больнице, и другое – дома, один на один, без необходимого оборудования. А вдруг кровотечение или еще что-то… Это огромная ответственность.

Вот они — специалисты на все руки. И акушер, и реаниматолог, и терапевт, — всё в одном лице. Железные нервы надо иметь.

И снова вызов. У женщины 66 лет поднялось давление. Приезжаем, меряем: 215 на 120. Высокое. Фельдшер снимает ЭКГ, делает укол. Ждем 10 минут. Давление снизилось, можно ехать. Даем рекомендации, прощаемся.

В отделении заводим разговор, о том, что в медицине не бывает случайных людей. Подтверждает это и Татьяна, диспетчер:

— Кто не может, не справляется с напряжением, ответственностью, надолго здесь не задерживается. Остаются только фанаты своего дела.

И действительно, наблюдая за уверенностью, с какой работают эти люди, понимаешь, что нужно иметь определенный склад ума и характера, чуткость и терпение.

Спокойный день: 27 вызовов за смену

Снова вызов. Едем опять с Антоном Колычевым. Повод: возможный перелом руки у мальчика. Приезжаем быстро. Запущенная, грязная квартира. На кровати лежит мальчишка. Говорит, бежал домой, споткнулся, неудачно упал на руку. Рядом из соседнего помещения периодически выныривает возмущенная случившимся мама: утешить, поддержать сына даже не пытается, да и, судя по всему, даже не осознает, что с ее ребенком случилась беда. Фельдшер осторожно осматривает руку, просит согнуть пальцы, бережно прощупывает кости на предмет перелома. Видно, что мальчишка мужественно терпит боль, старается сдержать слезы, только всхлипывает, испуганно посматривая на маму. Нужно ехать в больницу. Мать соглашается не сразу, приходится объяснить последствия. Признаюсь, этот момент сильно зацепил. И мальчонку жалко, как родного. Еще долго мысленно возвращалась к этому случаю. Как там у него дела?

День подошел к завершению. Были и еще выезды. Высокое давление у женщины, редкий пульс у старенькой бабушки, обострение панкреатита у мужчины с выраженным болевым синдромом… Всего за смену поступило около 27 вызовов. Говорят, это был хороший день, спокойный:

— Всегда бы такие смены. Пусть население у нас не болеет. Здоровья крепкого мончегорцам!

   

* * *

Возвращаясь домой, я еще долго размышляла о прошедшем дне, ощущала на себе запах чужих квартир, «привкус» чужой боли и переживаний. Нет, однозначно, это профессия для избранных, для людей, способных молниеносно принимать решение, от которого зависит жизнь пациента, людей, наделенных способностью четко реагировать на обстоятельства, без излишней эмоциональности делать свое дело. Нет, они будут переживать, сочувствовать, анализировать правильность своих действий, но все это уже случится потом, позднее. Одно точно могу сказать: работать на Скорой помощи — это, без всяких сомнений, призвание. Проверено.

Екатерина ТИХОМИРОВА. Фото Екатерины ТИХОМИРОВОЙ

* * *

Мы всегда рядом: читайте новости Kn51 и участвуйте в опросах в нашей официальной группе в ВКонтакте, следите за событиями в Фейсбук, Инстаграм, Твиттер.

 

Материалы по теме