Banner
Banner
29 марта 16:21
  • $ 92.26
  • € 99.71
События и факты
22 июня 2018 15:34

По местам боев Второй мировой - на внедорожниках

Накануне Дня памяти и скорби команда мончегорского клуба внедорожников «Лапландия» под руководством его председателя Анатолия Еремеева отправилась в экспедицию по местам боевой славы «Рубеж Верман — водопад Большой Янискёнгяс — 2018».

Это вторая поездка клуба в леса вблизи нынешней трассы Кандалакша-Алакуртти, где в годы Великой Отечественной войны шли бои. Как и два года назад, экспедицию посвятили Дню России и очередной годовщине начала войны. И в эту экспедицию вместе с опытными путешественниками отправился корреспондент Kn51.

Непредвиденный крюк

Нельзя сказать, что маршрут, по которому двигались любители бездорожья, им хорошо знаком. Ведь, как его не продумывай, всегда найдется место неожиданностям.

В самом начале пути забарахлила одна из машин. Дурной знак? «Отнюдь, — решили путешественники, — это начало приключений!» и, на ходу пошаманив над неполадкой, двинулись дальше.

Свернув с трассы на грунтовую дорогу, некоторое время шли по проложенному в позапрошлом году треку, через ухабы и кочки. Чтобы добраться до мест, где велись бои, оставалось перебраться через широкую реку Каменная по большому деревянному мосту. К неприятному удивлению команды, мост оказался сожженным. Не дотла, но проехать по нему невозможно. Пришлось вместо удобного, рассчитанного строить новый маршрут, делая приличный крюк.

       

Здесь птицы не поют…

Вдоль старой военной дороги тут и там возникали, как маленькие крепости, каменные укрепления, заросшие травой.

Стоило выйти из машин и немного углубиться в лес, как стали попадаться окопы, капониры, обвалившиеся блиндажи… Здесь же встречались и останки изб — обшитые бревнами стены глубоких прямоугольных ям… Из одной из таких смотрела на людей напрочь проржавевшая круглая печь-буржуйка с приоткрытой дверцей для дров. От другой печи осталась лишь верхняя часть, служившая плитой. А под ногами валялись такие же ржавые печные трубы и пустые консервные банки…

В этих местах в годы Великой Отечественной войны шли ожесточенные бои. Сколько советских воинов не вернулось с тех сражений. Над их могилами со временем появились мемориалы. Их тут много.

Посещение этих мест — испытание: тяжело на душе от осознания того, сколько людей в этих братских могилах. Читаешь на плитах имена и звания, даты рождения и гибели… Курсанты, рядовые, ефрейторы, лейтенанты перестают быть безликими. И явственно понимаешь — не хватит слез, чтобы оплакать каждого…

И еще тяжелее от того, что в братских могилах покоится лишь часть тех, кто отдал свою жизнь в боях за Кольский полуостров, многие остались между камнями, под слоем мха и ягодника.

   

Люди, готовые ко всему

Почтив память советских воинов, участники клуба, корректируя маршрут по ходу путешествия, двинулись к водопаду Большой Янискёнгяс, в простонародье — «Маманя». Вскоре путь преградила полноводная река Средний Верман, которую все пять машин преодолели вброд.

Правда, одну — с середины русла пришлось вытягивать лебедкой. А еще через несколько часов вытягивали уже из болота другую — с лопнувшим колесом.

«Автотропы» не раз заводили путешественников в тупики. «Тропы» — потому что колею, заросшую не просто травой, а кустарником, дорогой можно назвать с большой натяжкой. К тому же, путь нередко преграждали поваленные деревья. Тогда в ход шли «пилки», припасенные для таких случаев.

Один раз «тропа» привела к современным, но от этого не менее загадочным развалинам и заброшенному бункеру. Таинственное место отметили на карте: быть может, в следующую поездку удастся изучить его подробнее.

Удивительно: оказалось, в глубокой глуши, где связь друг с другом возможна только по рации, встречаются люди, бредущие по ночам пешком с рюкзаками и суровыми лицами. Причем, лицами знакомыми. Навстречу группе путешественников вышла семья мурманских туристов. Именно они два года назад подсказали Анатолию Еремееву, где в этих местах удобнее заночевать. А сейчас, далеко за полночь, туристы возвращались с водопада, к которому стремились любители бездорожья. Обе группы торопились к своей цели, поэтому ограничились радостными приветствиями, и каждый продолжил путь в своем направлении.

На этом «сюрпризы» не закончились. За несколько километров до финиша, одна из машин отказалась ехать дальше. «Устала», — с пониманием к делу отнеслись любители бездорожья и взяли бедолагу на буксир.

Лагерные беседы

А впереди был лагерь. Ночевка, с утра — короткий поход к водопаду, и обсуждение за чашкой чая пережитого и увиденного…

— Мы второй раз проделываем такой путь. Наверное, стоит назвать экспедицию традиционной, — предложил Анатолий Еремеев. — А «экспедиция» мы говорим, потому что проводим определенный поиск. В этом году нашли места боев, которые в прошлый раз не видели, новые расположения блиндажей и укреплений. Здесь три года велись боевые действия. Судя по размерам сооружений, понятно, как обустраивались люди. Это не только блиндажи, но и избушки с печками. Укрепления были достаточно серьезные, их надо было отапливать. А неожиданностью для меня стал сожженный мост. Если говорить о самом ярком впечатлении, им стало преодоление брода через реку, в которую в прошлый раз окунуться не рискнули. Я на своей машине таких бродов еще не проходил. Было интересно.

Участник обеих экспедиций мончегорского клуба внедорожников «Лапландия» Алексей Гладконогих (сотрудник Кольской ГМК) вспоминает, что в прошлом путешествии остановило большое количество камней и воды. Сейчас реку «взяли», потому что, во-первых, уровень воды снизился, а во-вторых, участники экспедиции подчинились «строгому» Анатолию, который пригрозил»: «Кушать будем только на том берегу».

— Но главное, конечно, не это. Здесь, в ископанном на многие километры лесу, представляешь, какие бои шли, как стояли насмерть люди. А земля-то — камни и камни. И, говорят, копали окопы женщины, призванные на оборонные работы из Кандалакши. Все это угнетает. Но приезжать сюда стоит.

Его сын — четырнадцатилетний Иван (гимназия №1) — не новичок в путешествиях по бездорожью. Отец с гордостью называет Ивана экстремалом. Для него норма — участвовать во всем наравне со взрослыми и если надо, выйти из машины, спилить завалившееся на дорогу дерево. Научился всему на охоте и рыбалке с отцом.

— Ярким впечатлением стала поездка на борту своей машины по болоту к УАЗу «Патриот», который застрял и пробил колесо. Мы потихоньку сдали назад, я прикрепил буксировочный трос, — рассказал Kn51 Иван. — Места боев, окопы, укрепления — все интересно.

В экспедиции клуба внедорожников участвовали две семьи из Ковдора и Оленегорска-2.

— Положительных эмоций я получила, наверное, больше всех. Все началось с момента, когда Анатолий Алексеевич вручил мне ноутбук с картой. Я первый раз в жизни превратилась в штурмана и была нереально довольна. Когда отдала бразды правления другому человеку, мне уже чего-то не хватало! — призналась Kn51 жительница Оленегорска-2 Елена Капалыгина. — Мой муж — человек опытный — уже участвовал в ежегодном карельском трофи-рейде «Карелия-трофи». Он не знал, как я отнесусь к длительному путешествию и к ночевке в лесу. А я готова остаться здесь на 3-4 дня. Спасибо Анатолию Еремееву за поездку. С огромным удовольствием под его руководством поеду еще не раз. Благодаря его организаторским качествам, мы получили массу радости, впечатлений и не устали.

Восьмилетняя Мирослава Трушкова из Ковдора ликовала, что можно не спать в 2 часа ночи. Они с мамой даже пытались спуститься в это время к водопаду, но помешал плотный туман.

— Путешествие — это здорово, весело, можно много увидеть. Понравилась природа. Когда ходили по окопам, я думала о том, что хочу стать военным врачом, потому что моя прабабушка была разведчицей, прадедушка защищал Брестскую крепость. А прапрадедушка дошел до Берлина и воевал под Сталинградом, прапрабабушка ждала его в тылу.

Еще одна автопутешественница — Надежда Неведомская (сотрудница КГМК) рассказала, что местах боев испытала не гордость, а горечь, печаль от того, что в цивилизованном мире допускают войны, что человечество не усваивает уроки прошлого.

Но красота нетронутого городским человеком леса и мощь водопада выправили настроение.

— «Маманя» — как природная машина, громко ревущая. Особенно это ощущалось у его подножия, и даже не было страшно промокнуть, — поделилась Надежда. — Была бы возможность, я бы даже его коснулась. Страха не было. Был восторг. Состояние будоражащее. Поражал контраст: вот оно буйство, «кипение» воды, но стоило чуть в сторону провести взглядом, как уже наблюдалась спокойно текущая река. Наверное, вода — самая «коммуникабельная» стихия на Земле. Она подстраивается под все: со скалы срывается грохотом, а по ровной поверхности стелется. Не меньшее впечатление на меня произвела наша компания, где стерлись социальные грани. Если что-то случалось, все скопом бежали на выручку, делились запчастями. На все реагировали с юмором и добротой — этого не хватает в повседневной городской жизни.


* * *

Когда пришло время возвращаться, выяснилось, — ночная «усталость» капризной машины прошла. И она благополучно добралась до дома своим ходом. Все сложилось как нельзя лучше, за исключением того, что трек на навигаторе, который записывался с начала путешествия, не удалось сохранить. И теперь места, куда случайно забредали и собирались исследовать, нужно искать заново. Хотя, возможно, оно и к лучшему. Кто знает, какие открытия преподнесет следующая экспедиция в эти края?

   

Лана КАЛИНИНА. Фото Ланы КАЛИНИНОЙ и Анатолия ЕРЕМЕЕВА

* * *

Мы всегда рядом: читайте новости Kn51 и участвуйте в опросах в нашей официальной группе в ВКонтакте, следите за событиями в Фейсбук, Инстаграм, Твиттер.

 

Материалы по теме