Banner
Banner
19 апреля 14:46
  • $ 94.09
  • € 100.53
События и факты
02 ноября 2018 11:56

Норвежцы хранят память о подвиге советских солдат

В норвежском муниципалитете Берлевог на месте гибели советских солдат, которых в 1943 году расстреляли фашисты, установлен памятник. В конце октября, когда отмечалась годовщина Петсамо-Киркенесской операции, памятное место посетила делегация мурманчан.

Есть что вспомнить

Встречи участников организаций «Жители блокадного Ленинграда» и «NoRu» — общества норвежско-российской дружбы — за последние годы стали доброй традицией. Вот и недавно группа мурманчанок, бывших блокадниц, побывала в губернии Финнмарк. Поездка организована при поддержке Баренц-секретариата.

— С «NoRu» сотрудничаем 18 лет, — рассказала руководитель делегации Галина Бонина. — Детьми мы пережили страшную ленинградскую трагедию. Норвегия тоже пострадала от Второй мировой войны. Здесь живут наши сверстники — свидетели тех событий. В ту пору они были такими же юными. Нам есть что вспомнить и о чем поговорить.

Сначала гости побывали в Гамвике. Весть об их приезде разлетелась быстро. В местном музее состоялась встреча мурманских блокадниц с местными жителями. Желающих поучаствовать в мероприятии оказалось столько, что в небольшом зале пришлось расставлять дополнительные стулья.

— Трагедия длилась 872 дня, — вспоминает Галина Бонина о жизни в блокадном Ленинграде. — Когда началась война, мне было четыре года. В Ленинграде находилась до октября 1942-го, пока мама — Прасковья Михайлова — не ушла на фронт санинструктором. В детской памяти сохранилось чувство страшного голода, холода и темноты. Свет в вечернее время старались не зажигать, чтобы не указывать цель немецким бомбардировщикам. Помню, как во время бомбежек мама заворачивала меня в одеяло и бежала со мною на руках в подвал. Ребенком я видела, как на улице, во дворе и на лестнице дома люди лежали без движения. Уже тогда понимала, что они мертвы и никогда больше не встанут. Блокада оставила неизгладимый след в моей душе.

Тетя — Екатерина Михайлова — вывезла маленькую Галю к бабушке и дедушке на станцию Охват Калининской области. Затем девочку отправили еще дальше от линии фронта — в Киргизию. Там после войны она и встретилась с мамой.

Во время своего рассказа мурманчанка продемонстрировала четвертушку хлеба весом 125 граммов, испеченного по блокадному рецепту. Такие кусочки выдавали ленинградцам в те тяжелые дни по карточкам.

Памятник расстрелянным бойцам

Побывали бывшие блокадницы в Берлевоге. Там также встретились с местными жителями, в том числе и с теми, кто, как и они, в войну были детьми. Гости побывали на месте, где находился концлагерь для советских военнопленных. О нем теперь напоминают лишь столбы с колючей проволокой и останки различных сооружений.

В нем содержали более двухсот бойцов, которых заставили заниматься строительством аэродрома, причалов, разгрузкой судов. Примерно столько же было и остарбайтеров — угнанных с оккупированной советской территории работников, в основном женщин и детей. Их использовали в качестве обслуги — прачек, уборщиц, поваров. Они жили в бараках, в несколько более сносных условиях, чем военнопленные. Там, на продуваемом всеми ветрами морском побережье, приходилось ютиться в напоминавших яранги полукруглых палатках из фанеры с печкой-буржуйкой посередине.

Неподалеку от лагеря на кладбище установлен памятник пятерым расстрелянным красноармейцам. За что конкретно немцы казнили их в декабре 1943-го, точно установить не удалось. Скорее всего, за попытку побега. На монументе табличка с именами погибших: Ильяс (по другим источникам — Гаяз) Бикмеев, Шайдулла Валиахметов, Марк Геращенко, Тимофей Глазков, Александр Цветков, сообщает «Мурманский вестник».

— Нас объединяет многое, в том числе и история, — сказала напоследок Гюнниль Бликфельдт-Шмидт. — Нам довелось пережить трагедию Второй мировой войны. И мы храним память о тех страшных событиях, случившихся по обе стороны границы.

 
Фото: Игорь Аристов

Материалы по теме