«Наш город» отправился дальше…
У мончегорских школьников позади четыре дня образовательного фестиваля «Наш город». Его задача — научить ребят не бояться проявлять инициативу и менять городскую среду к лучшему. Здесь они узнают об основах реализации социальных мини-проектов и отрабатывают первый практикум по их разработке.
«Наш город», напомним, — составляющая проекта «Школа городских компетенций», который реализуют компания «Норникель» (по программе «Мир новых возможностей») и Комитет гражданских инициатив Фонда Алексея Кудрина.
Любишь свой город? Значит, можешь ему помочь!
В этом году фестиваль проводится в пятый раз. И каждый год приносит его организаторам новый опыт и новые идеи.
Александр Прутченков |
— Мы пришли к пониманию, что лучше всего сосредоточиться на социальных проектах, которые дети могут реализовать самостоятельно, — поделился с Kn51 научный руководитель проекта «Школа городских компетенций» и заместитель директора федерального Центра гражданского образования Александр Прутченков. — Заход простой: если ты любишь и знаешь свой город, то даже учась в 8-10 классе можешь что-то реальное для него сделать. Тем более, что в компании есть хорошая возможность — конкурс «Мир новых возможностей», где школьные команды в номинации «NEW Полюс» могут претендовать на серьезную финансовую поддержку — до 100 тысяч рублей.
На фестивале ребята защищали свои проекты, которые готовили с осени. Они не тушевались, отчаянно отстаивали свои идеи. Хотя под перекрестным огнем вопросов жюри это оказалось делом непростым и волнительным.
Кандидат педагогических наук Марина Шкробова (творческий псевдоним Верналис) рассказала о том, что работая в школе на уроках граждановедения, учила детей спорить со взрослыми.
Марина Шкробова | |
Надежда Леонтьева |
— Мы сейчас в ШГК учим ребят осознанно подходить к делам. Где-то торопим взросление. Но иначе нельзя, — считает она. — Школьники пока в игровой форме примеряют роль взрослых руководителей. Они наполняются знаниями, которые нужны ответственному человеку. Наша задача — пробудить росток личности. Через дела и спор со взрослыми научить быть вместе с ними. Дети и возражают, и спрашивают совета, потому что мы вызываем доверие. Они чувствуют, что Александр Сергеевич строг и категоричен через любовь, потому что ребятам за короткий срок надо успеть научиться быть ответственными, искать партнерство и уметь объяснять, увлекать партнеров.
Школьники становятся реалистами
На каждом фестивале дети получают инструменты для реализации проектов и огромный опыт командной работы. Они понимают, к чему идут и чего хотят. А главное, как говорит педагог школы №1 им. А.И. Ваганова Надежда Леонтьева, — это возможность научиться создавать и тут же реализовывать проект.
— Школьники понимают: претворяя в жизнь свою идею, они могут улучшить город. И знают, что в любом случае это уже ступень успеха. Я, как педагог, благодарна за то, что в «Школе городских компетенций» занимаются вопросами развития детей и профориентации. За то, что их обучают профессиональные педагоги. В характерах выпускников прежних фестивалей четко прослеживается активность, неравнодушие. Они следят за новостной лентой «Норникеля», не пропускают ни одно событие, ориентированное на школьников, молодежь.
На юбилейном «Нашем городе» ребятам устроили встречу с «ветеранами» — участниками первых фестивалей. Те уже смотрят на все это чуть иначе, со стороны. Как выяснилось, сейчас «старички» многое делали бы по-другому. Теперь они волонтеры и, если требуется, приходят на помощь.
Александра Чернышова |
— Я была на семинаре, на двух фестивалях и один раз — на летней программе, — рассказала Kn51 волонтер Александра Чернышова (школа №8). — Конечно, уже могу что-то подсказать. Знаю, как сложно участникам все сразу запомнить. И, вроде бы, все понятно, но переизбыток информации мешает удержать ее в голове.
Одна из преподавателей фестиваля — гендиректор компании «Дистанционный репетитор» (NewTutor) Светлана Павлова отмечает, что с каждым годом соцпроекты детей становятся все более реалистичными.
— В первые годы ребята хотели осчастливить все человечество, а теперь берутся за то, что могут реально довести до конца. Мы учим их находить партнеров, но при этом стараться максимально все делать самим, — говорит она. — В этот раз шесть из восьми проектов получат финансовую поддержку. Это «В погоне за рубинами» (команда «Рубин», школа №1); «Финансовая грамотность» («ШТАР», школа №5); «О прошлом для будущего» («Пилигримы», школа №14); «Безопасные развлечения» («Комета», школа №10) и два проекта команды «Перспектива» (гимназия №1) — «Игры на асфальте» и «ПДД для детей».
Все делай вовремя!
Перед церемонией закрытия фестиваля его участники рассказали Кn51, чему научились за четыре дня.
Полина Васильева | |
Александр Очкаленко | |
Майя Ламехова |
Дамир Асанов | |
Илья Яновский |
— Я открыл, что любую проблему можно решить, не смотря на психологическое давление. Волнение и раззадорило перед защитой проекта. А Александр Сергеевич- оказался человеком, с которым можно спорить, — улыбается Дамир Асанов (лицей им. В.Г. Сизова).
— Мы научились защищать проекты. Тема нашего — проблема незнания школьниками среднего звена истории Мончегорска. Решили организовать для них станционную игру. Провели ее в своей школе, собираемся продвигать проект в других. У нас уже есть один социальный партнер — лаборатория научно-технического творчества «ФабЛаб. Мончегорск». Защищать проект было страшновато. Особенно волновались по поводу организационных моментов, рисков и ожиданий. Но ответили на все вопросы, — рассказала Полина Васильева (школа № 14).
— Я получил огромный опыт взаимодействия с другими людьми. Завел много друзей. Научился делать сайты и рекламные видеоролики. У меня появилась уверенность при разработке проекта. Осенью, во время ШГК, такого чувства еще не было, — признался Александр Очкаленко (школа №10 им. Б.Ф. Сафонова).
— Перед защитой было страшно, особенно когда наблюдала, как некоторые не могут ответить на вопросы. Но страх прошел, как только вышла на сцену. Только один вопрос поставил в тупик. Но в целом я довольна и считаю, мы свой проект защитили и можем рассчитывать на грант, — говорит Майя Ламехова (школа №5 им. О.С. Тянь-Шанского).
— Я узнал, как искать проблему и наилучший путь ее решения с наименьшими затратами времени и ресурсов, который позволит получить оптимальный результат. Что касается нашего проекта, мы волновались, хоть и подготовились. Но всплыл момент, который не учли. Точнее, знали о нем, собирались вписать, но не сделали этого. А нам задали вопрос как раз об этом! Вывод: надо все делать вовремя! — сокрушается Илья Яновский (гимназия №1).
Фестиваль обещал вернуться
Фестивальная волна стартовала в Мончегорске. Отсюда она прокатится до Норильска, а далее — в Читу, Газимуро-Заводский район Забайкальского края и вернется на Кольский полуостров — в Печенгский район.
— В этом году вы его начали, вы первые, и это, на наш взгляд, большое счастье, — обратилась к мончегорским школьникам Марина Верналис, подводя итоги. — Вы нас вдохновили. Спасибо!
На закрытии фестиваля в Мончегорске слово «спасибо» десятки раз повторялось голосами мальчишек и девчонок. Они благодарили организаторов за праздник, новых друзей — за знакомство, волонтеров — за помощь, школу №5 — за теплый прием… И каждый надеется на новую встречу, через год.
Лана КАЛИНИНА. Фото Ланы КАЛИНИНОЙ
* * *
Мы всегда рядом: читайте новости Kn51 и участвуйте в опросах в нашей официальной группе в ВКонтакте, следите за событиями в Фейсбук, Инстаграм, Твиттер.