Banner
Banner
25 апреля 17:45
  • $ 92.13
  • € 98.71
Мир новых возможностей
25 февраля 2019 14:21

«Наш город» отправился дальше…

У мончегорских школьников позади четыре дня образовательного фестиваля «Наш город». Его задача — научить ребят не бояться проявлять инициативу и менять городскую среду к лучшему. Здесь они узнают об основах реализации социальных мини-проектов и отрабатывают первый практикум по их разработке.

«Наш город», напомним, — составляющая проекта «Школа городских компетенций», который реализуют компания «Норникель» (по программе «Мир новых возможностей») и Комитет гражданских инициатив Фонда Алексея Кудрина.

Любишь свой город? Значит, можешь ему помочь!

В этом году фестиваль проводится в пятый раз. И каждый год приносит его организаторам новый опыт и новые идеи.

Александр Прудников  
Александр Прутченков   

— Мы пришли к пониманию, что лучше всего сосредоточиться на социальных проектах, которые дети могут реализовать самостоятельно, — поделился с Kn51 научный руководитель проекта «Школа городских компетенций» и заместитель директора федерального Центра гражданского образования Александр Прутченков. — Заход простой: если ты любишь и знаешь свой город, то даже учась в 8-10 классе можешь что-то реальное для него сделать. Тем более, что в компании есть хорошая возможность — конкурс «Мир новых возможностей», где школьные команды в номинации «NEW Полюс» могут претендовать на серьезную финансовую поддержку — до 100 тысяч рублей.

На фестивале ребята защищали свои проекты, которые готовили с осени. Они не тушевались, отчаянно отстаивали свои идеи. Хотя под перекрестным огнем вопросов жюри это оказалось делом непростым и волнительным.

Кандидат педагогических наук Марина Шкробова (творческий псевдоним Верналис) рассказала о том, что работая в школе на уроках граждановедения, учила детей спорить со взрослыми.

  Марина Шкробова
   Марина Шкробова
   
  Надежда Леонтьева
  Надежда Леонтьева

— Мы сейчас в ШГК учим ребят осознанно подходить к делам. Где-то торопим взросление. Но иначе нельзя, — считает она. — Школьники пока в игровой форме примеряют роль взрослых руководителей. Они наполняются знаниями, которые нужны ответственному человеку. Наша задача — пробудить росток личности. Через дела и спор со взрослыми научить быть вместе с ними. Дети и возражают, и спрашивают совета, потому что мы вызываем доверие. Они чувствуют, что Александр Сергеевич строг и категоричен через любовь, потому что ребятам за короткий срок надо успеть научиться быть ответственными, искать партнерство и уметь объяснять, увлекать партнеров.

Школьники становятся реалистами

На каждом фестивале дети получают инструменты для реализации проектов и огромный опыт командной работы. Они понимают, к чему идут и чего хотят. А главное, как говорит педагог школы №1 им. А.И. Ваганова Надежда Леонтьева, — это возможность научиться создавать и тут же реализовывать проект.

— Школьники понимают: претворяя в жизнь свою идею, они могут улучшить город. И знают, что в любом случае это уже ступень успеха. Я, как педагог, благодарна за то, что в «Школе городских компетенций» занимаются вопросами развития детей и профориентации. За то, что их обучают профессиональные педагоги. В характерах выпускников прежних фестивалей четко прослеживается активность, неравнодушие. Они следят за новостной лентой «Норникеля», не пропускают ни одно событие, ориентированное на школьников, молодежь.

На юбилейном «Нашем городе» ребятам устроили встречу с «ветеранами» — участниками первых фестивалей. Те уже смотрят на все это чуть иначе, со стороны. Как выяснилось, сейчас «старички» многое делали бы по-другому. Теперь они волонтеры и, если требуется, приходят на помощь.

Александра Чернышова  
Александра
Чернышова
  

— Я была на семинаре, на двух фестивалях и один раз — на летней программе, — рассказала Kn51 волонтер Александра Чернышова (школа №8). — Конечно, уже могу что-то подсказать. Знаю, как сложно участникам все сразу запомнить. И, вроде бы, все понятно, но переизбыток информации мешает удержать ее в голове.

Одна из преподавателей фестиваля — гендиректор компании «Дистанционный репетитор» (NewTutor) Светлана Павлова отмечает, что с каждым годом соцпроекты детей становятся все более реалистичными.

— В первые годы ребята хотели осчастливить все человечество, а теперь берутся за то, что могут реально довести до конца. Мы учим их находить партнеров, но при этом стараться максимально все делать самим, — говорит она. — В этот раз шесть из восьми проектов получат финансовую поддержку. Это «В погоне за рубинами» (команда «Рубин», школа №1); «Финансовая грамотность» («ШТАР», школа №5); «О прошлом для будущего» («Пилигримы», школа №14); «Безопасные развлечения» («Комета», школа №10) и два проекта команды «Перспектива» (гимназия №1) — «Игры на асфальте» и «ПДД для детей».

Все делай вовремя!

Перед церемонией закрытия фестиваля его участники рассказали Кn51, чему научились за четыре дня.

  Полина Васильева
   Полина Васильева
   
  Александр Очкаленко
  Александр Очкаленко
   
  Майя Ламехова
  Майя Ламехова
Дамир Асанов  
Дамир Асанов   
   
Илья Яновский  
Илья Яновский  

— Я открыл, что любую проблему можно решить, не смотря на психологическое давление. Волнение и раззадорило перед защитой проекта. А Александр Сергеевич- оказался человеком, с которым можно спорить, — улыбается Дамир Асанов (лицей им. В.Г. Сизова).

— Мы научились защищать проекты. Тема нашего — проблема незнания школьниками среднего звена истории Мончегорска. Решили организовать для них станционную игру. Провели ее в своей школе, собираемся продвигать проект в других. У нас уже есть один социальный партнер — лаборатория научно-технического творчества «ФабЛаб. Мончегорск». Защищать проект было страшновато. Особенно волновались по поводу организационных моментов, рисков и ожиданий. Но ответили на все вопросы, — рассказала Полина Васильева (школа № 14).

— Я получил огромный опыт взаимодействия с другими людьми. Завел много друзей. Научился делать сайты и рекламные видеоролики. У меня появилась уверенность при разработке проекта. Осенью, во время ШГК, такого чувства еще не было, — признался Александр Очкаленко (школа №10 им. Б.Ф. Сафонова).

— Перед защитой было страшно, особенно когда наблюдала, как некоторые не могут ответить на вопросы. Но страх прошел, как только вышла на сцену. Только один вопрос поставил в тупик. Но в целом я довольна и считаю, мы свой проект защитили и можем рассчитывать на грант, — говорит Майя Ламехова (школа №5 им. О.С. Тянь-Шанского).

— Я узнал, как искать проблему и наилучший путь ее решения с наименьшими затратами времени и ресурсов, который позволит получить оптимальный результат. Что касается нашего проекта, мы волновались, хоть и подготовились. Но всплыл момент, который не учли. Точнее, знали о нем, собирались вписать, но не сделали этого. А нам задали вопрос как раз об этом! Вывод: надо все делать вовремя! — сокрушается Илья Яновский (гимназия №1).

Фестиваль обещал вернуться

Фестивальная волна стартовала в Мончегорске. Отсюда она прокатится до Норильска, а далее — в Читу, Газимуро-Заводский район Забайкальского края и вернется на Кольский полуостров — в Печенгский район.

— В этом году вы его начали, вы первые, и это, на наш взгляд, большое счастье, — обратилась к мончегорским школьникам Марина Верналис, подводя итоги. — Вы нас вдохновили. Спасибо!

На закрытии фестиваля в Мончегорске слово «спасибо» десятки раз повторялось голосами мальчишек и девчонок. Они благодарили организаторов за праздник, новых друзей — за знакомство, волонтеров — за помощь, школу №5 — за теплый прием… И каждый надеется на новую встречу, через год.

Лана КАЛИНИНА. Фото Ланы КАЛИНИНОЙ

* * *

Мы всегда рядом: читайте новости Kn51 и участвуйте в опросах в нашей официальной группе в ВКонтакте, следите за событиями в Фейсбук, Инстаграм, Твиттер.

 

Материалы по теме