Banner
Banner
19 апреля 21:06
  • $ 93.44
  • € 99.58
События и факты
14 мая 2019 05:59

В Арктике остается незанятой ниша морского яхтенного туризма

Дать толчок развитию внутреннего морского туризма может Большая арктическая регата по маршруту Мурманск — Нарьян-Мар и обратно, которая впервые состоится на трассе Северного морского пути в 2020 году.

Подготовка к ней уже началась: в 2019 году по маршруту регаты пройдет одиночная яхта, чтобы уточнить морские глубины, наметить места возможных швартовок и укрытий от штормов. Старт пилотной регаты намечен на 10-14 июля в рамках программы летнего фестиваля в селе Териберка Мурманской области «Новая жизнь — 2019», пишет «Российская газета».

Яхтсмены проходили этим путем не раз. Но особенностью Большой арктической регаты станет то, что это будет не просто соревнование моряков, а еще и культурная программа на местах старта и финиша регаты. Кроме того, вместе с участниками гонки на их яхтах пойдут ученые, которые займутся разнообразными научными исследованиями северных морей. После регаты предполагается подготовить туристический маршрут, который можно будет использовать для развития морского туризма в арктических морях.

— Яхтенный спорт в Мурманской области развивается уже давно, но сегодня используется лишь малая доля его потенциала, — уверен член Общественного совета при Минприроды РФ Станислав Корякин. — Если развивать его системно, то требуется серьезно обновлять имеющийся флот. Он должен быть не только спортивным, но в то же время и круизным. Необходимы яхты особого типа, чтобы на борту таких судов можно было комфортно спать и есть, а не просто проводить гонки.

С этой точки зрения яхтенный флот Заполярья оставляет желать лучшего — в подавляющем большинстве здесь есть только спортивные яхты, которые не смогут обеспечить туристический спрос. Более того, круизный яхтенный флот должен иметь «резервные» суда.

Кроме того, для этого необходимо развивать береговую инфраструктуру — оборудовать места швартовок, укрытий от штормов, пунктов заправки яхт водой и топливом. Еще один важный вопрос — необходимо определить трассы и конечные точки маршрутов. Это могут быть прибрежные поморские села, порты, живописные природные уголки на морском берегу и многое другое.

Опыт Финляндии, Норвегии и Швеции показывает, что маломерный флот способен принести прибрежной территории серьезную экономическую выгоду. Например, количество судозаходов яхт в Финляндии составляет около 600 тысяч в год, благодаря чему яхтинг приносит этой стране доход в сотни миллионов евро. Для сравнения: в Санкт-Петербург маломерные суда в 2018 году заходили менее 100 раз, отмечает Станислав Корякин.

На Кольском полуострове около 100 тысяч озер, из которых как минимум десятки расположены рядом с городами и поселками и вполне годятся для яхтинга. Такой вид отдыха в Заполярье был хорошо развит во времена СССР и пришел в упадок в 90-е годы.

Тем не менее яхтенный туризм в Заполярье понемногу возрождается. Например, на озере Имандра, которое по площади занимает 14-е место в России и является самым крупным в Европейской Субарктике, организованы яхтенные экскурсии. Их программа может быть самой разнообразной: например, туристам предлагается пересечь Имандру на яхте от Мончегорска, а затем подняться на высшую точку Хибинских гор, которые расположены на противоположном берегу озера. В течение 10 лет в Мурманске в честь Дня морского и речного флота проводится регата, в которой участвуют обычные, «сухопутные» пассажиры.

 
Фото из архива Александра ПИНЕШКО

Материалы по теме