Banner
Banner
29 марта 00:25
  • $ 92.26
  • € 99.71
Наши люди
05 июня 2019 07:46

Мончегорцы ходатайствуют о присвоении звания «Почетный гражданин города Мончегорска» Ивану Матыцину

Ходатайство о присвоении звания «Почетный гражданин города Мончегорска» Ивану Андреевичу Матыцину, чье имя неразрывно связано с историей комбината «Североникель» и города, поступило в городскую администрацию. Свое мнение горожане могут высказать до 23 июня.

Отзывы о его кандидатуре можно направить в комиссию по наградам администрации города по адресу: пр. Металлургов, д. 37, каб. 404 или по электронной почте: [email protected] до 23 июня 2019 года.

19 января этого года Ивану Андреевичу Матыцину исполнилось 90 лет. Уже почти 20 лет он на пенсии, но и сегодня земляки знают его как человека неуемной энергии. Он был начальником цеха технологического сырья и материалов комбината «Североникель», заместителем гендиректора объединения «Никель», куда в то время входили комбинаты «Североникель» и «Печенганикель», был первым секретарем горкома КПСС и руководил Мончегорском, когда вводились мощности пятой очереди расширения «Североникеля» и велось бурное жилищное строительство в городе. Был награжден медалью «За трудовую доблесть», орденом Трудового Красного Знамени…

10 лет назад, когда Иван Андреевич отметил свое 80-летие, его историю напомнила мончегорская журналистка Ольга Тимофеева: статья «Настоящий хозяин» была опубликована в газете «Кольский никель». И сегодня мы предлагаем этот добрый рассказ читателям Kn51.

Настоящий хозяин

Родом из рязанской деревушки, вместе с родителями и сестренкой Иван Матыцин приехал в Мончегорск в 1937 году с совсем недетским багажом впечатлений. Он, конечно, не помнил, как, годовалого, его выбросили в окошко, когда пришли арестовывать репрессированного отца. Но зато не забыл, как подымала малышей мама — Феодосия Варфоломеевна. Как украдкой совала краюху хлеба бабушка, работавшая на хлебозаводе. Эта героическая женщина вызволила отца из тюрьмы, написав письмо «всесоюзному старосте» Калинину. Андрей Павлович Матыцин строил железнодорожную ветку Оленья-Мончегорск и обслуживал ее всю войну, отправив семью в эвакуацию. Много лет проработал в железнодорожном цехе комбината составителем поездов и дежурным по станции. Был единственным кормильцем четверых детей и жены. Супруга рано умерла, но он вывел в люди дочь и троих сыновей. Все они получили высшее образование и состоялись как профессионалы.

От родителей унаследовал Иван крестьянскую закваску и трудолюбие. Мальчишкой косил сено, ходил по ягоды-грибы. На 16-м километре заготавливал березовые веники и тащил тяжеленный мешок с ивовыми листьями, чтобы поспеть к электричке. Так зимой они спасали от бескормицы четырех коз, а те не дали умереть с голоду. «Кусок хлеба, пол-литра молока — и сыт!» — говорит юбиляр. Хорошим подспорьем стали стипендия в горно-металлургическом техникуме, где Иван учился на горняка, и подработка на практике.

     

«Комбинат Североникель — это вся моя жизнь!» — так говорит Иван Андреевич о родном предприятии. 18 лет отдано руднику «Ниттис-Кумужье», куда он пришел горным мастером. Вскоре Матыцина назначили начальником смены, а в 23 года он стал начальником шахты №1. На его глазах и при его участии на смену совкам, скребкам и конной тяге пришли новое буровое оборудование, механизмы, погрузочные машины, электровозы, элементы автоматического управления. По инициативе Ивана Матыцина все шахты рудника отказались от дневной и ночной смен и перешли на новый график: с 8 до 14 часов и с 14 до 20. Это позволило проводить взрывные работы ночью и до утра проветривать горные выработки, экономить электроэнергию, контролировать состояние рабочих мест при передаче смен и вести полноценный надзор силами ИТР. По предложению Ивана Андреевича введена скоростная отработка блоков, число которых сократили с 14 до 7. Усилили состав бригад, позаботились о своевременной подаче вагонов под руду, лесоматериалов, труб, изменили конструкцию вагонеток. Все это увеличило производительность шахты на 25%!

Карьерный рост Матыцина зиждился на блестящих организационных способностях, кипучей деятельности, строгом спросе. Он знал поименно крепильщиков, бурильщиков, взрывников, откатчиков, сигналистов, слесарей. Чтобы обойти блоки, надо было километров пятнадцать пройти по горизонтали и подняться по лестницам на 250-300 метров по вертикали. Да еще в тяжелой спецодежде и обуви. Такую силушку приобрел, что, когда во время отпуска в Сочи сжал играючи динамометр, стрелку зашкалило…

  
   

1967 год принес повышение по службе. Директор комбината Георгий Лешке назначил Ивана Андреевича Матыцина начальником цеха технологического сырья и материалов. К работе он приступил после защиты диплома в Ленинградском горном институте, где учился заочно. Застрявшая в грязи машина у складов, курящие люди в пальто и шапках, пришедшие на диспетчерскую, засилье прогульщиков и пьяниц — таковы были первые впечатления. Всего за несколько лет Матыцин превратил пользовавшийся недоброй славой цех в передовой по всем показателям. Навел порядок, повысил дисциплину, убедил людей, что производство — это второй дом, где надо работать с радостью. Назло заявлениям «Нам марафет не нужен!» метр за метром асфальтировал территорию. В цехе взялись за механизацию погрузочно-разгрузочных работ. Появились транспортеры для погрузки материалов, подъемники для доставки грузов на вторые ярусы складов, пресс для бумажных пакетов, специальные поддоны для доставки кирпича. Реконструировали бытовой корпус. Повысилась зарплата, ударники труда получали премии. Еще больше вырос престиж цеха, когда в его состав вошли автотранспортный цех, карьер Риж-губа и камнерезка, и он стал называться цехом материально-технического обеспечения. Увеличившийся вдвое коллектив обрабатывал 90% комбинатовских грузов.

В 1971 году Матыцин был награжден медалью «За трудовую доблесть», через три года — орденом Трудового Красного Знамени. В том памятном 1974 году после министерской проверки цеха МТО на комбинат пришла телеграмма об откомандировании Матыцина на постоянную работу в Москву. Инициативу перехватил Георгий Рябко, генеральный директор объединения «Никель», куда в то время входили комбинаты «Североникель» и «Печенганикель». Так Иван Андреевич стал заместителем генерального по транспорту, снабжению и общим вопросам.

  
   

Авторитет настоящего Хозяина был настолько неоспорим, что в 1980 году Матыцина назначили председателем Мончегорского горисполкома, а с 1982 по 1986 годы он работал первым секретарем горкома КПСС. Врученное Мончегорску переходящее Красное Знамя СССР убедительно свидетельствует об успешном развитии «Жемчужины Заполярья», а сам Матыцин удостоился ордена «Знак Почета».

Родная стихия Матыцина — когда все вокруг кипит и видны результаты работы. Время его руководства городом — это ввод мощностей пятой очереди расширения комбината «Североникель» и бурное жилищное строительство. Появилось целых два новых микрорайона, объекты соцкультбыта, шло асфальтирование улиц. При нем процветала местная промышленность — молочный, колбасный и пивоваренный заводы. Но и кричащих проблем было немерено. Одна из них — спасение замерзающей Мончи с помощью построенной ударными темпами теплотрассы с 33 км по улице Грузовой. И везде Матыцин, презиравший кабинетный стиль и не любивший трибун и докладов, оказывался в гуще событий и людей. «Наш прораб пришел!» — говорили о нем мужики в траншеях, куда он спускался без всякого стеснения.

Став жертвой министерско-партийного противостояния, Матыцин потерял свой высокий пост, но не сломался. Будучи директором совхоза «Мончегорский», вывел коллектив на рекордные показатели. Его деловые качества проявились в должности начальника производственной базы ППЖКХ. На заслуженный отдых он ушел в 71 год.