Banner
Banner
16 апреля 20:10
  • $ 94.07
  • € 99.93
События и факты
19 июля 2019 09:32

В канун Дня металлургов работники КГМК отправились на Муста-Тунтури

Много лет сотрудники Кольской ГМК накануне профессионального праздника отправляются в походы. В этом году группа из 19 мончегорцев отправилась в сторону полуострова Рыбачий на хребет Муста-Тунтури — по местам, где в годы Великой Отечественной войны проходила линия обороны, которую не сумели прорвать фашисты. В этом году свою экспедицию работники компании посвятили 75-летию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье.

Рокада впечатляет до сих пор

Впечатлениями о путешествии с Кn51 поделились Алексей Бабурин (главный специалист департамента промбезопасности КГМК) и Сергей Хавалиц (главный специалист департамента безопасности).

— Тщательно проработал маршрут Сергей Хавалиц — турист и штурман по первой, военной, профессии. Он заготовил карты, просчитал километраж. Кстати говоря, маршрут получился довольно длинным. Мы шли по Пароварской дороге (многие краеведы считают верным название Швабская), которая огибает хребет Муста-Тунтури с северо-запада. Ту дорогу построили немцы в 1942-1944 годах силами Организации тодта (нем. Organisation Todt) — военно-строительной организации, действовавшей в Германии во времена Третьего рейха. На удивление после 75 лет эксплуатации (а там до сих пор ездят военные на танках и бронетранспортерах) дорога, сложенная из подогнанных камней, без бетона, в идеальном состоянии. Впечатляет. Причем эта дорога не просто рельеф гор повторяет, она проложена так, чтобы как можно меньше было перепадов высоты. Перемещаться по ней — одно удовольствие.

На перевале Муста-тунтури
Пароварская дорога На перевале Муста-тунтури

Периодически путникам встречались сохранившиеся укрепленные дзоты, огневые точки, размещенные у дороги. Путешественники сделали вывод, что в годы войны проезд по ней контролировался.

— Я давно знаком с той самой немецкой рокадой, что идет на Муста-Тунтури, — добавляет Сергей Хавалиц. — И каждый раз вызывает удивление качество этой дороги. Она довольно узкая, но предусмотрели разъездные карманы и всякие приспособления для ее маскировки. Вмурованы в обочину дороги «серьги» из толстого двойного прута. В них вставлялись шесты: зимой в виде вешек они обозначали край дороги, а летом, как мы узнали в этом походе от Юрия Александровича Кобякова, организовавшего небольшой музей среди скал Муста-Тунтури, на них натягивались маскировочные сети. О причинах возникновения мощных укреплений он нам тоже рассказал. Когда отделение горных егерей пыталось взять приступом первую линию обороны Среднего и Рыбачьего, они получили хороший «ответ» от наших моряков. После нескольких контратак до них дошло, что война затянется надолго. И они начали долбить гранит и в него углубляться. Так появилась база «Норд», другие укрепления, пещеры и что-то вроде окопов, но окопами это нельзя назвать. Окоп — от слова «копать», а здесь надо было вгрызться в камень, чтобы сделать такие ходы в рост человека. Камень сверлили, закладывали взрывчатку… И этим камнем мостили дорогу в том числе. Это продлилось до 1944 года, до Петсамо-Киркенесской операции.

Пещера в опорной базе фашистов Подземные казематы
фашисткой 
линии обороны
на хребте Муста-тунтури
Подземные ходы сообщения
фашисткой линии обороны

По всему склону — осколки войны

Местами путешественникам из Мончегорска попадались разрушенные базы и госпитали, расположенные в точках сосредоточения немецких войск. Довелось повидать и так называемый домик Дитля, названный в честь немецкого командующего горным корпусом «Норвегия» Эдуарда Дитля. На самом деле, эта постройка — домик для врачей, обслуживавших дивизионный пункт Норд. А настоящий дом Дитля разрушен.

— Мы перемещались по дороге, рассматривали достопримечательности. В одном месте осмотрели хорошо сохранившуюся пещеру в скале. Она углубляется в горную породу примерно метров на 10, — продолжает Алексей Бабурин. — В тот день прошли примерно 25 км с рюкзаками. Добрались до западной оконечности хребта Муста-Тунтури и благополучно преодолели его, он не сложный. Вышли к губе Волоковая. На море был отлив, и самые отчаянные из нас даже искупались в ледяной воде. Была тишь. Посмотрели, как на картину, на безбрежное Баренцево море — вдалеке, в тумане виднелся полуостров Средний.

Дом врачей в фашистком тылу Педаль от немецкого велосипеда.
Найдена в районе дислокации немцев

По пути путешественникам всюду встречались следы войны: скалы усыпаны осколками гильз, кассетами для мин и снарядов, встречались даже неразорвавшиеся патроны…

— Юрий Кобяков — старожил этих мест — сказал, чтобы мы костры разжигали только на валунах, потому что земля напичкана неразорвавшимися минами. По всему склону разбросаны снаряды, а сколько их еще под дерном… Страшно представить, как все «поливалось» из пулеметов, минометов и прочего оружия, если там столько осколков, — делится с Kn51 один из рассказчиков.

На хребте Муста-тунтури Эхо войны  

На второй день похода возникла проблема с приготовлением пищи. В суровых скалах нет деревьев, чтобы развести огонь и приготовить обед на 19 человек. А карликовые березки были щедро смочены длительно моросящим дождиком.

— Только около пяти вечера приготовили еду. Как же приятно было поужинать, — улыбается Алексей Бабурин. — А дальше путь лежал в старый поселок геологов под северо-восточным склоном Муста-Тунтури. В нем еще геологические вагончики-балоки остались. В одном из них обустроен музей. Его организатор — 77-летний Юрий Александрович Кобяков — отец нашего коллеги из Заполярного Алексея Кобякова.

На привале Походный обед

 

Как они смогли удержать оборону?!

Отряд подходил к поселку вдоль хребта с северо-восточной стороны, где одни неприступные скалы.

— В этих местах выражение «летний период» весьма условно, — отмечает Алексей Бабурин. — Дожди и мощное влияние Баренцева моря: холодно и сыро, не как в центре Кольского полуострова. Когда мы шли по перевалу, там, наверное, ближе к нолю температура была. Местами — снег. А как это выглядит в холодное время года? Все 1200 дней, что держали оборону наши солдаты, им укрыться было практически негде.

В поселке путешественников радушно встретил Юрий Александрович и сначала отправил к стоящей на склоне хребта часовне с колоколом (оборудована энтузиастами). После туристы поднялись на хребет, чтобы осмотреть места боев.

— Со стороны немцев еще хорошо сохранились окопы из камней, местами скрепленных цементным раствором, и, так называемые, казематы (искусственные пещеры, вырубленные в скалах), между ними есть ходы сообщения. Немцы там капитально обосновались, — говорит Алексей Бабурин. — И буквально в 30-70 метрах выше находилась линия обороны наших войск. Голые скалы, вылизанные ветром. Ни палки, ни ветки. Чтобы защищать бойцов от вражеских пуль, устанавливались укрытия — бронеколпаки. Но, судя по сквозным отверстиям, они не спасали.

Бронеколпак на советской позиции Окопы фашисткой линии обороны

Здесь надо бывать…

Спустившись в поселок, туристы посетили музей, который поместился в маленький геологический вагончик — балок. Внутри вагончика под рассказ хранителя Юрия Кобякова об обороне этих мест мончегорцы рассматривали стенды и экспонаты, собранные в местах боев. Читали имена погибших в этих местах советских воинов. Юрий Александрович собрал более 3000 установленных имен! Его музей существует исключительно на пожертвования людей неравнодушных к памяти павших героев. И мончегорцы внесли в его сохранение свою лепту.

Экскурсию проводит хранитель музея Юрий Александрович Кобяков
Негосударственный музей на полуострове Средний Экскурсию проводит хранитель музея
Юрий Александрович Кобяков

— В тех местах надо бывать и изучать, узнавать подробности, — убежден Сергей Хавалиц. — Например, наша первая стоянка была там, где заканчивалось ответвление канатной дороги, что построили немцы. По ней шло обеспечение их войск. Она была многозвенная — отрезки до 1 км. Бензиновый двигатель обслуживали два человека. Канатка подвергалась неоднократно бомбежке нашей авиации, но ее быстро восстанавливали — натягивали трос, и она снова работала. По ней двигались люльки грузоподъемностью около 200 кг. Люльки перескакивали с одного звена канатной дороги на другое. Она по сей день считается одной из длиннейших катаных дорог в мире — около 75 км.

— После нас ждал продолжительный переход до места очередной ночевки, где у костра мы помянули погибших, что дали нам возможность жить работать и путешествовать, — говорит рассказчик. — А на следующий день, минуя перевал, добрались до реки Титовка, где нас ждал автобус. Его предоставила Кольская ГМК. На нем мы, полные впечатлений, и вернулись в Мончегорск.

Вечная память героям Кладбище у подножья Муста-тунтури Никто не забыт и ничто не забыто

Лана КАЛИНИНА. Фото участников путешествия

* * *

Мы всегда рядом: читайте новости Kn51 и участвуйте в опросах в нашей официальной группе в ВКонтакте, следите за событиями в Фейсбук, Инстаграм, Твиттер.

 

Материалы по теме