Banner
Banner
24 апреля 14:27
  • $ 93.29
  • € 99.56
События и факты
19 марта 2020 12:48

В Мурманске открылся Свято-Троицкий Феодоритов Кольский монастырь

Рано утром в среду в обители прошла первая торжественная служба. Во время Божественной литургии был в сан игумена Свято-Троицкого Феодоритова Кольского монастыря возведен иеромонах Трифон. Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан в знак духовной власти вручил ему игуменский посох.

Место молитвы

Совсем недавно это было Архиерейское подворье, тут велись службы, работали трудники, останавливались на постой паломники, следовавшие в Трифонов Печенгскую обитель, пишет «Мурманский вестник».

Церкви, часовни, библиотека, жилые корпуса — все сделано из дерева, выложено из мощных сосновых бревен. Подворье, если глядеть с высоких окрестных сопок, напоминает древний острог, небольшую русскую крепость. Возможно, так выглядел старинный монастырь, основанный в XVI веке на Монастырском острове в устье Колы преподобным Феодоритом Кольским — великим православным подвижником, просветителем лопарей.

Его именем и решено было назвать новую духовную обитель, созданную на месте Архиерейского подворья. Полное ее название — Свято-Троицкий Феодоритов Кольский мужской монастырь. Решение об этом было принято Священным Синодом Русской православной церкви несколько дней назад.

— Восстановлена историческая справедливость, нам возвращена древняя святыня, — так оценил это правящий архиерей, митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан. — Это выдающееся событие и великая радость. Мы расцениваем это событие как большой подарок к нашему юбилейному году. Ведь в декабре исполнится 25 лет со дня создания самостоятельной Мурманской и Мончегорской епархии.

Во главе обители

Игуменом монастыря назначен иеромонах Трифон. К вступлению в эту должность он готовился долго. Накануне прошел серьезную двухнедельную стажировку в Киево-Печерской лавре. Получил там хорошие отзывы от наместника и обещание прислать в Мурманск двух опытных лаврских монахов, чтобы те поделились с нашей братией историческими монашескими традициями, которые в полной мере сберегаются и соблюдаются в Киево-Печерской лавре.

— Ведь мы, по сути, начинаем все с нуля, — говорит митрополит Митрофан. — У нас все было разорено и уничтожено, сегодня у нас нет школы монашеской, нет школы старчества, что, конечно, на Руси было громадным сокровищем — мы это утратили. Поэтому мы с благодарностью принимаем это предложение и ожидаем, что монахи Киево-Печерской лавры помогут в становлении нашей молодой обители.

Уже сегодня в монастыре живут четыре иеромонаха, два послушника и 20 трудников — людей, которые живут и работают в монастыре на добровольной и бескорыстной основе, четко соблюдая все монастырские правила.

— Конечно, монастырь изначально созидается как место молитвы, — рассказал иеромонах Трифон. — Семейная жизнь предполагает семейные заботы, отвлечение от Бога, а монах — тот, кто един с Богом. В нашем монастыре мы планируем ввести полный круг суточного богослужения, чтобы молитва шла непрестанно. Большой заботой будет прием паломников. Люди узнают о том, что в Мурманске создан мужской монастырь, захотят приехать. У нас есть уже в монастыре святыни очень ценные для православных христиан — частички мощей Сергия Радонежского, Матроны Московской, Георгия Победоносца. Надо эти святыни благоукрасить, создать красивые ковчеги. И надо учиться принимать гостей. Возможно, трапезную откроем для паломников. Я очень надеюсь, что монастырь будет популярен у верующих и станет притягивать паломников, обретет статус духовного центра нашего Заполярья.

Немало работы предстоит сделать по строительной и хозяйственной части. Монастырь — своего рода небольшой городок. Водоснабжение, отопление, электричество — все это заботы обитателей монастыря. Заваливается одна из стен внутри подворья — летом надо будет чинить, а это большие земляные работы. Надо достраивать братский корпус, думать, где принимать паломников, да и бытовые условия, в которых живут трудники, тоже много значат.

«Трудные» трудники

Изначально, когда здесь, на сопке на улице Кооперативной, стали создавать подворье, в нем разрешили селиться людям без работы и жилья. Находили тут приют и те, кто только-только вернулся из колоний, отсидев свои сроки за разные преступления. Зачастую мужики оказывались неплохими строителями, мастерами. Так с Божьей помощью и были воздвигнуты эти стены. Еще год назад тут жили 35 человек. В том числе и пьяницы, и наркоманы.

— Мы со всеми вели неоднократно беседы, говорили о строгих правилах, которые действуют в монастыре, — рассказывает иеромонах Трифон. — Мы никого не выгоняли. Наркоманы ушли сразу, мы посоветовали им обратиться в реабилитационный центр, там полечиться. Кто начинал пьянствовать, мы прощались с ним сразу же. Кто-то ушел, не выдержав молитвенных послушаний. Сегодня у нас костяк трудников — 20 человек. Живут очень дружно и дисциплинированно.

Митрополит Митрофан рассказал, что вопрос, оставлять ли в монастыре так много трудников с весьма непростой, далеко не идеальной судьбой, стоял достаточно остро.

— Мы долго думали, — говорит владыка, — в состоянии ли монастырь совмещать углубленную молитвенную жизнь с окормлением людей, которые не имеют постоянного места жительства, освободились из мест лишения свободы? Но я прислушался к мнению отца Трифона. Как известно, игумен нового монастыря был пострижен в монахи в честь Трифона Печенгского. А мы знаем, какая у него была непростая судьба! Он вышел из разбойников и часто потом принимал в свою обитель людей со сложной судьбой. Поэтому я согласился, что мы не должны отвергать людей, которые оказались тут волей судьбы. И мы видим, что монастырь способен изменить их внутренний мир. Насколько это глубоко и полноценно, покажет время. Но они к этому тянутся, им уже требуются монастырские службы, они приходят, исповедуются, то есть у людей в душе происходят радикальные внутренние перемены.

— Мы поняли, что и они нам нужны, — соглашается с владыкой игумен. — Вы посмотрите, сколько снега-то выпало этой зимой! А у нас на территории все вычищено, братья — они, как пчелки. Чисто, сантехника, электрика в порядке. И мы им нужны: тут люди находят жилье, пищу и, самое главное, место духовного общения.

На территории монастыря действительно чисто и уютно. Сверкает под солнцем белый снег, отливает бронзой колокол, висящий в центре обители, массивные бревна, из которых сложены церкви и часовни, покрыты инеем. И лишь издали доносится шум большого города.

Источник: «Мурманский вестник»

 
Фото: Лев ФЕДОСЕЕВ / «Мурманский вестник»

Материалы по теме