Banner
Banner
29 марта 18:35
  • $ 92.37
  • € 99.53
История одной фотографии, Норникель 85, События и факты
16 октября 2020 13:58

«История одной фотографии»: поселок и никелевый завод поднимали из руин

Kn51 продолжает проект, посвященный 85-летию группы компаний «Норникель». Сегодня мы представляем вам снимки, сделанные в октябре 1944 года: такими оставили немцы поселок и комбинат в районе Петсамо при отступлении. Возвращение производства к жизни стало еще одним подвигом советских солдат, разбивших вага на Печенгской земле. Многие из них впоследствии стали известными героями производства.

22 октября 1944 года в ходе Петсамо-Киркенесской операции советские войска заставили противника оставить поселок Никель (Петсамо). Но от никелевого завода, жилых домов остались лишь руины и пепелища (подробнее — в материале Kn51 «На Печенгской земле»). Отступая, немцы взрывали все производственные здания: насосную станцию, компрессорную, дробильное отделение, подстанцию, здание подъемной машины и копер вертикальной шахты рудника. Они сделали все, чтобы восстановить завод было если не невозможно, то очень трудно. Оценив ущерб, зарубежные эксперты тогда пришли к выводу, что на это потребуется не менее 10 лет. Однако советские люди умели не только воевать — всего через два года, в ноябре 1946-го, плавильный цех комбината «Печенганикель» дал первую плавку файнштейна (подробнее — в материале Kn51 «От сапера до плавильщика»).

По приказу командования 1,5 тысячи солдат и офицеров — участники Петсамо-Киркенесской операции — были демобилизованы и направлены на мирный фронт. На трудовой. Еще вчера воевавшие воины очищали от мин уцелевшие и полуразрушенные здания, обочины дорог, разбирали завалы, очищали площадки для будущего строительства. Они строили дома, восстанавливали и запускали горно-рудное производство и металлургический завод.

— Лишь восемь домов по улице Победы да два по Гвардейскому проспекту чудом уцелели. Дымовая труба металлургического завода была взорвана и обрушена на цех. Единственный конвертер представлял из себя бесформенную кучу металла вперемешку в железобетоном. Вторая печь была заморожена… Везде — колючая проволка, мины, — таким увидел поселок в октябре 1944 года сержант Виктор Петренко, ставший старшим плавильщиком комбината «Печенганикель» (газета «Советская Печенга» от 30 августа 1974 года).

— Под трубой оказались главный пролет, вторая электропечь, водонапорная башня, все инженерные и вспомогательные сооружения, линия электропередачи, подстанция. Все, что не попало под обломки трубы, было взорвано или простреляно мощными бронебойными орудиями. Почти то же самое фашисты проделали со всеми надшахтными сооружениями рудника «Каула». Подземные коммуникации и горизонты были затоплены. Кроме того, подверглись разрушению электромеханический цех, жилой поселок, гидроэлектростанция в Янискоски на Паз-йоки (сейчас больше известна как Патсойоки или Паз), все линии электропередачи и т.д. Здесь все было в руинах и пепле, — вспоминал впоследствии участник восстановления комбината, ветеран труда Григорий Таловиков (его воспоминания опубликованы в газете «Горняк Заполярья» в 1994 году). — По условиям перемирия осенью 1944 года к нам отошла вся древняя Печенгская земля — от Лиинахамари до Борисоглебска. Хозяину металлургического завода — канадской компании ИНКО (ее правление находилось в Нью-Йорке) советское правительство выплатило 20 млн рублей золотом.

Государственный Комитет Обороны СССР принял решение о восстановлении Печенгского никелевого комбината. Первым директором комбината «Печенганикель» и начальником строительства с декабря 1944 года был Евгений Васильевич Щелкунов, главным инженером — Александр Васильевич Грибин.

Работали ударно: в полярную ночь разбирали завалы при свете костров, а отработав смену люди, оставались на вторую.

— Пришлось нам, воинам, взять в руки отбойные молотки, топоры, лопаты. Свое дел знали твердо: во что бы то ни стало восстановит комбинат, рудник, — приводит «Советская Печенга» воспоминания сапера Ф. Седов (бригадир экипажа бурового станка СБШ-250 Ждановского рудника.

— Все начало строиться сразу: склады, дома, бараки, овощехранилище. А что творилось на заводе! Всюду хлам и искореженные взрывом и огнем балки. Их выпрямляли домкратами и кувалдами, и они шли в дело, потому что под рукой строительных конструкций не было. Также дробильное отделение, машинный зал, — вспоминал работник совхоза «Печенга» Николай Чубенко.

Летом 1946 года начал работать рудник «Каула», а 19 ноября — важнейшее событие — выдали первую плавку файнштейна в плавильном цехе. С этого момента начался отсчет новой истории комбината «Печенганикель». 


22 октября 1944 года, Никель после освобождения

Никелевый завод после взрыва

* При подготовке использованы материалы книги В. Мацак «Печенга», архив газеты «Советская Печенга» центральной библиотеки Никеля, архив газеты «Горняк Заполярья».

Фото из фондов норвежского «Varanger museum IKS»
(из «Коллекции фотографий по случаю 25-летия годовщины освобождения Советской армией Северной Норвегии от фашистской оккупации
»)

Читайте также:

«История одной фотографии»

#ИсторияОднойФотографии #Норникель85

 

Материалы по теме