Banner
Banner
19 апреля 23:06
  • $ 93.44
  • € 99.58
Мир новых возможностей
19 января 2015 14:51

В Санкт-Петербурге школьников из Заполярья учили фасилитации и модерации

Для школьников — участников проекта ARKTIK.PRO — 19 января завершаются занятия в Зимней научно-технической школе в Санкт-Петербурге.

Дать простор научной мысли 

Напомним, с 13 по 19 января в городе на Неве проводятся занятия для победителей научно-технического марафона ARKTIK.PRO, организованного компанией «Норильский никель» (научно-технический марафон — компонент благотворительной программы компании «Мир новых возможностей»). 

Ребята приехали в Санкт-Петербург из городов и поселков, в которых расположены предприятия компании, — из Печенгского района и Мончегорска, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Красноярского края и Норильска. 

Главная цель организаторов — дать участникам Зимней научно-технической школы возможность развить способности, увидеть новые горизонты инженерного мышления и определить, какая профессия им по душе. Возможно, именно на этом этапе будут выявлены новые ученые. Думается, что не за горами то время, когда эти школьники станут инженерами и смогут внедрить свои идеи и разработки на предприятиях «Норильского никеля».

Читателям Kn51 уже известно, как проходили первые дни занятий. Наш сегодняшний рассказ посвящен еще двум дням из жизни ребят в Зимней научно-технической школе.

16 января: день фасилитации, гонок и многого другого

Итак, тема этого дня: «Техническое творчество как командный вид деятельности». 

Для тех, кто не знает:

Модерация — это техника организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. Цель проведения модерации — наиболее полное вовлечение всех участников в рабочий процесс и разработки плана действий по обсуждаемой проблеме.

Фасилитация — профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Это, скорее, набор различных методов групповой работы.

Модерация отличается от фасилитации тем, что в ней имеется конкретный четкий алгоритм работы группы.

После зарядки и завтрака школьники отправились на тренинги. Здесь они развивали свои навыки фасилитации и модерации. Как отметила тренер-консультант компании ЕВМ («Единство в многообразии») Светлана Сапожникова, сегодня эти техники активно развиваются в нашей стране. А на данном этапе ребята узнали, что каждому новатору и изобретателю в определенные моменты работы необходимо взаимодействовать с группами людей. Это может быть креативная группа или рабочая группа по реализации идеи. А из этого следует, что молодым изобретателям просто необходимо обладать навыками фасилитации и модерации. На тренинге школьникам рассказали о практических инструментах и дали возможность их применить.

После тренинга школьники отправились на прогулку в один из парков Северной столицы: дети и взрослые получили заряд бодрости, а на память об их посещении в парке остался симпатичный снеговичок.

Собираем автомобиль

После обеда — деловая игра, ориентированная на развитие навыков конструирования и командной работы. Ребят разделили на 4 команды: «Дубы», «Бобры», «Пушкин» и «Бананчики сайнс». Каждой из них выделили по набору разнообразных предметов. Чего только там не было: колеса, корзины, бананы, вода, пруты, деревянные палки и многое другое. Но вот беда: у каждой команды был свой набор и всем чего-то не хватало. Чтобы добиться успеха и выполнить задание пришлось меняться, и не все смогли это сделать удачно — законы рынка в действии.

Что же нужно было в итоге сделать ребятам? Автомобиль! Они должны были собрать гоночный болид, который выдержит, как минимум, одну поездку с ездоком. В качестве двигателя предполагалось использовать одну лошадиную, точнее человеческую, силу. А через два часа был дан старт гонкам. Все обставлено в лучших традициях стритрейсинга: горящие фары, визжащие болельщицы, адреналин… Не Зимняя школа, а прямо Need for Speed, только не виртуальная, а самая что ни на есть реальная! Победил, конечно же, самый технологичный продукт. Победители получили в качестве приза юбилейные олимпийские купюры номиналом в сто рублей. Символично. 

А самое главное — это была не просто игра, а развитие навыков работать в команде. Так что главный приз — новые знания и навыки — получил каждый. 

Что? Где? Когда?

Казалось бы, уже столько всего выполнено и сделано, но… время расслабляться еще не наступило — школьников ждала интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». 

Ее подготовил и провел генеральный директор компании ЕВМ Евгений Мачнев. Главная тема: «Изобретения разных людей в разные времена». Участники отвечали на каверзные вопросы. Например, откуда Марина Влади взяла свой псевдоним? Что такое чумацкий шлях? 

Не обошлось и без черного ящика, в котором оказался Чебурашка. В ходе игры от одной команды к другой переходили призы: Сова — за смелость и Чебурашка — за самый смешной ответ.

Вторая же часть Игры проходила в форме «Брейн-ринга». На этот раз вопросы стали попроще, но зато скорости увеличились (дирижабли, белые ночи, лошадь и сено в Норильске…). Жаль, не на все вопросы ребятам удавалось ответить. Подсчет очков в игре провели гости из Риги — участники международного «Брейн-ринга».

В суперфинале игры «Что? Где? Когда?» победила команда «Дубы», но остальные: «Бобры», «Пушкин», и «Бананчики сайнс» не чувствовали себя проигравшими. Ведь, как мы уже говорили, новые знания дорогого стоят.

Так, закончился еще один день школьников из Заполярья в Зимней научно-технической школе в Санкт-Петербурге.

17 января

День начался как обычно: с зарядки и завтрака, но дальше все было не совсем обычно…

Впервые за пять дней школьники расстались, и расстались надолго. Ровно половина отправилась в Фаблаб — осваивать программирование 3D-моделей. Сначала они занимались моделированием на компьютере, затем загрузка проектов в 3D-принтер, который их печатает… Ребята не могли оторваться от этого занимательного и даже фантастического процесса: на твоих глазах печатается брелок, кубик или сережки — это ли не чудо?!

Тем временем вторая группа отправилась в квест по Санкт-Петербургу (квест — разновидность игр, в которых нужно пройти определенный маршрут по запланированному сюжету, при этом для достижения цели следует должным образом использовать предметы игрового мира). После инструктажа разбились на три команды и расселись по автомобилям. Им выдали планшеты с заданиями и… школьники XXI века очутились во временах СССР. Но они не растерялись: решая логические задачи, находили чекпоинты (чекпоинт — контрольное сохранение игры в определенном месте, с которого заново начнется прохождение миссии, если предыдущая попытка оказалась неудачной), фотографировались там и получали следующие задание. Со всеми логическими задачами школьники справились на ура! Во время игры они побывали на Невском проспекте, Дворцовой площади, у памятника Петру I и в других исторических местах… 

После обеда те, кто занимался в Фаблабе, поехали на квест, а вторая группа осваивала лазерную резку по дереву: школьники создавали компьютерные модели, которые потом вырезал станок. И пока станок вырезал заготовки, они смогли посмотреть настоящий броневик, который проходит реставрацию в Фаблабе.

 …Объединились ребята только под вечер, и все вместе отправились ужинать. Но и тут все оказалось не так просто: их ждал ужин из необычных блюд в ресторане «Старая таможня» (расположен в историческом здании, воздвигнутом по приказу Петра Великого, чтобы защитить от наводнений таможенные грузы. Здание входит в ансамбль Стрелки Васильевского острова). Здесь дети окунулись в атмосферу петровских времен: мебель, картины, сервировка столов… Но главная особенность в другом — инновационный подход к приготовлению блюд. Здесь, например, предлагают блюда молекулярной кухни. И одни только названия яств заставят удивленно охнуть многих: карпаччо с мурманским гребешком, приправленное хреном, замороженным жидким азотом; гаспачо из томатов с использованием сферификации (превращение овощей в шарики); грудинка, которая варилась в вакууме… Такое вот меню.

А после ужина к ребятам вышел генеральный менеджер ресторана — англичанин Энтони Вильям Гир, который рассказал много интересного и из истории ресторана, и о его необычной кухне.

О том, что было дальше — в наших следующих публикациях. Следите за обновлениями на Kn51.

 
Светлана ОТИНОВА. Фото Алексея ШКОЛЬНОГО

Материалы по теме