Banner
Banner
18 апреля 11:31
  • $ 94.32
  • € 100.28
Компания, Норникель
28 ноября 2016 14:58

Как по толстому льду

Флот и портовая инфраструктура «Норникеля» готовы к освоению Арктики. О роли компании в развитии Северного морского пути рассказывает спецпроект в журнале «Компания».

На минувшей неделе состоялся форум «Дни Арктики в Москве», на котором, в том числе, обсуждались вопросы доступности природных богатств российского Севера. Сейчас власть и бизнес ведут активный диалог, кто и на каких условиях будет проводить разведку ископаемых и их добычу, обсуждают проект закона «О развитии арктических территорий» (направлен на рассмотрение правительства РФ), пишет журнал «Компания».

В стратегию арктической экспансии укладывается и оживление Северного морского пути (СМП), который может не только связать Арктику с материком, но и стать приносящим деньги в бюджет страны транспортным коридором из Европы в Азию. Однако, на быстрый рост объема перевозок на практике рассчитывать пока не приходится. Чтобы проект модернизации СМП был действительно привлекательным для инвесторов, требуется более серьезная работа по развитию инфраструктуры.

Для флота нет плохой погоды

Сегодня основной пользователь СМП — компания «Норникель». Круглогодичная навигация на нем была открыта в 1978 году. С самого начала норильский комбинат был активным участником перевозок по экстремальному маршруту. Для этих целей в СССР были построены суда усиленного ледового класса, приписанные к Мурманскому морскому пароходству, движение которых на трассе Севморпути (вплоть до порта Дудинка) осуществлялось под проводкой атомных ледоколов.

Объем перевозок «Норникеля» по СМП — около 1,2 млн т в год, что составляет почти треть от всего объема перевозок по нему. Более того, в 2013 году этот показатель достиг 40 процентов.

У «Норникеля» есть собственный транспортный флот ледового класса, что позволяет обеспечить круглогодичные поставки продукции в Европу своими силами и не зависеть от сторонних перевозчиков и капризов погоды. Сегодня флот состоит из шести судов усиленного ледового класса, построенных в Финляндии и Германии.

У арктического флота «Норникеля» есть и социальная нагрузка: зимой это единственная альтернатива самолету при доставке грузов с материка для жителей Норильского промышленного района и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.

От Дудинки до Мурманска

Помимо флота, «Норникель» владеет несколькими речными и двумя морскими портами — это Дудинка и перегрузочный терминал в Мурманске. Дудинка — крупнейший действующий порт на трассе Севморпути. В 2015-2016 годах объем перевалки составил около 3,7 млн т в год.

Для полного обеспечения собственных транспортных потребностей «Норникель» ведет масштабную модернизацию перегрузочного терминала в Мурманске. Она включает реконструкцию второго причала Мурманского транспортного филиала (МТФ) «Норникеля». Это один из приоритетных проектов компании, инвестиции в который составят около 2,4 млрд руб.

После закрытия устаревшего никелевого завода в Норильске это одно из ключевых мероприятий экологической программы «Норникеля»: весь файнштейн, производимый заполярным филиалом компании, должен перерабатываться на Мончегорской промплощадке Кольской ГМК. Это существенно увеличивает грузопоток по маршруту Дудинка-Мурманск, а также количество судов, обрабатываемых на перегрузочном терминале МТФ. Реконструкция дополнительных причальных мощностей с дноуглублением позволит увеличить грузопоток почти в два раза — с 780 тыс. до 1,5 млн т в год. Ввод в эксплуатацию причала №2 планируется в первом квартале 2017 года.

На ледоколах, вертолетах и самолетах

Все разговоры о богатстве Арктики останутся только разговорами, если до этих богатств невозможно будет добраться. Власти и ученые предлагают разные решения по увеличению транспортной доступности заполярного региона — от ледокольной флотилии до дирижабельного отряда. О том, как эти вопросы решает «Норникель», работающий на Крайнем Севере не один десяток лет, журналу «Компания» рассказал старший вице-президент-руководитель блока сбыта, коммерции и логистики «Норникеля» Сергей Батехин.

— Полностью финансировать строительство современной транспортной инфраструктуры на Крайнем Севере государство сегодня не готово, поэтому на бизнесе в регионе лежит заметная нагрузка по ее созданию и поддержанию, — подчеркнул Сергей Батехин. — «Норникель» считает себя ответственным не только за свои промышленные активы, но и за целый регион. Компания формирует около трети бюджета Красноярского края, а также напрямую финансирует значительное количество инфраструктурных проектов. За более чем 80 лет работы в Арктике мы накопили уникальные компетенции, знания и технологии, которые могут помочь раскрыть весь потенциал северного региона России. В частности, сегодня «Норникель» является основным пользователем Северного морского пути, на его долю в последние три года приходится около трети грузооборота.

По словам Сергея Батехина, собственный ледокольный флот — залог экономической безопасности. Он обеспечивает гарантированную бесперебойную работу промышленных предприятий компании. В модернизацию и ремонт своих судов «Норникель» планирует вложить до 2020 года более 2,2 млрд руб. Эти инвестиции позволяют содержать флот в состоянии, соответствующем самым строгим регламентам. К тому же, такие суда оказывают минимальное воздействие на окружающую среду.

Необходимо добавить, что транспорт «Норникеля» играет важную социальную роль. В частности, флот компании обеспечивает так называемый северный завоз — доставку нефтепродуктов и медикаментов в населенные пункты Красноярского края.

Также Сергей Батехин рассказал о единственном в регионе вертолетном авиапредприятии «Норильск авиа», которое оперативно реагирует на любые ситуации во всех сферах производственной и социальной жизни региона. Но основным и самым быстрым каналом доступа на материк для самого Норильска остается авиасообщение. В настоящее время идет реконструкция взлетно-посадочной полосы норильского аэропорта Алыкель.

— Это яркий реальный пример государственно-частного партнерства, который еще раз подтверждает высокий уровень социальной ответственности компании, — отметил Сергей Батехин. — Финансирование ведется по федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России». На его реализацию 3 млрд руб. направил «Норникель», а 9,6 млрд руб. — федеральный бюджет.

Подробнее в журнале «Компания»

 

Материалы по теме