Banner
Banner
29 марта 11:55
  • $ 92.26
  • € 99.71
Культура
04 декабря 2013 05:52

В научно-технической библиотеке выставляются книжные спутники

     В филиале научно-технической библиотеки Кольского филиала института «Гипроникель» в Заполярном работает выставка книжных закладок.

Разместилась она в зале приема-выдачи книг. Заведующую научно-технической библиотекой Кольского филиала «Институт Гипроникель» (Мончегорск) Светлану Мамакину многие знают как страстного фотографа — участника творческого союза «Снежный лев» и автора концептуального фотопроекта «Путешествие». Но на этот раз она решила представить заполярнинцам свою коллекцию книжных закладок.

— Идея собирать книжные закладки родилась совсем недавно, но уже образовалась довольно внушительная коллекция, порядка 250 штук, — поделилась Светлана Мамакина с KN51.ru. — Оказалось, что это достаточно редкий вид коллекционирования. Но весьма интересный, ведь ляссефилия подразумевает не только собирательство, но и знакомство с историей возникновения и использования книжных закладок…

Подарок королеве

Самая ранняя дата появления закладок не установлена, однако известно, что еще египетские писцы на свитках папируса, длина которых достигала нескольких метров, помечали читаемое место кусочками из того же материала — папируса.


В центральной части знаменитого алтаря кафедрального собора святого Бавона в Генте, расписанного в первой половине XV века братьями Яном и Хубертом ван Эйками, находится изображение Девы Марии, держащей раскрытую книгу, а в ней — закладка с круглым, украшенным жемчугом основанием, от которого тянутся тонкие золотые ленты, заложенные между страниц.

В другой работе Яна ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена» (Лувр) также можно рассмотреть красивую многоленточную закладку.

«Мадонна канцлера Ролена»

Книги с закладками также можно увидеть на картинах Джузеппе Арчимбольдо «Библиотекарь» (1566, галерея Skoklosters Slott, Bålsta, Швеция),

«Библиотекарь»

Андреа Мантенья «Святой Марк» (1448, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне),

«Святой Марк»

Эль Греко «Апостолы Петр и Павел» (между 1587-1592, Государственный Эрмитаж, СПб), Альбрехта Дюрера «Двенадцатилетний Христос среди книжников» (1506, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид), Квентина Массейса «Меняла с женой» (около 1510-1515, Лувр).

«Апостолы Петр и Павел»


По-настоящему же интересная история книжной закладки, по словам Светланы Мамакиной, связана с началом книгопечатания.

— Книги стоили дорого, обладать ими могли позволить себе только очень богатые люди и университеты. Естественно, что хранили фолианты бережно. Повредить книгу считалось верхом расточительства, — рассказывает Светлана Геннадьевна. — Благодаря закладкам не было необходимости лишний раз листать книгу и тем самым они помогали ее сохранению.

Кроме того, книга всегда считалась одним из лучших подарков. Издания в переплетах из кожи и ткани, украшенные тиснением, вышивкой, металлическими накладками и драгоценными камнями дарили и знати, и монаршим особам. Соответственно, закладки тоже стали преподносить в дар. Одно из самых ранних упоминаний об этом относится к 1584 году, когда королевский печатник и торговец тканями Кристофер Баркер преподнес Елизавете I (Тюдор) шелковую закладку с каймой. Это был дорогой и необычный подарок, который произвел впечатление на английскую королеву и ее окружение. Очень скоро закладки вошли в моду и повседневный обиход. Ленты, зачастую из шелка, использовались в качестве закладок вплоть до XIX века.

Закладки-регистры и ляссе

Средневековые книжники прикрепляли к страницам фолиантов петельки из кожи, пергамента или плотной ткани. Так возникли закладки, с помощью которых можно открывать книгу в нужном месте многократно. Это так называемые закладки-регистры. Нередко их применяли для Библии. Такие закладки известны до сих пор: многие ежедневники, телефонные и адресные книги выпускаются с регистрами.

Также в средневековой Европе и в России с XV-XVI века были распространены закладки из нескольких лент, шнуров, тесьмы, прикрепленных к держателю самой разнообразной формы. Такой закладкой можно закладывать несколько страниц сразу, что было удобно при чтении религиозной литературы. Концы лент часто украшали бахромой, шариками, фигурками.

С XVII века в конструкцию книги переплетчики начали включать одну или несколько ленточек, прикрепляя их к корешку или переплетной крышке. Со временем их стали называть «ляссе» (искаженное на французский манер немецкое слово «lesezeichen» — закладка). А если издание готовилось роскошное, подарочное и для него заказывался особый переплет, то фактура, цвет, размер и способ крепления закладки продумывались заранее. Она становилась полноправным элементом книги.

Массовый продукт и цветочная романтика

С середины XIX закладки стали производить промышленным способом. Рынок заполнился шелковыми закладками машинного производства, которые выпускали различные производители и фирмы. Популярностью пользовалась продукция английского предпринимателя Томаса Стивенса — его закладки оказались востребованными и считались весьма желанным подарком. Стивенс предложил закладки на все случаи жизни, сделав их тематическими — с поздравлениями ко дню рождения, Рождество, Новый год, с пожеланиями друзьям и близким, словами любви, текстами молитв, портретами знаменитостей. Похоже на сегодняшний день, не правда ли?

Примерно с третьей четверти XIX века закладки стали печатать на бумаге. Это была уже тиражная продукция, не очень дорогая и доступная. И она постепенно превратились в то, что мы сегодня называем либо предмет коллекционирования, либо носитель информации или рекламы. Многие маркетинговые ходы были придуманы в то время, в том числе и с помощью закладок. Так, кондитерская династия фабрикантов Абрикосовых вкладывала закладки-сюрпризы в коробки печенья, конфет и прочих сладостей, превращая покупателей в коллекционеров.

В XIX веке читающие дамы нередко предпочитали в виде закладок засушенные цветы и кружевные платочки. В научно-исследовательском отделе редких книг (Музей книги) Российской государственной библиотеки среди необычных закладок-находок — сухой цветок. На экспозиции «Из истории книжной закладки» специалисты музея вложили его в томик стихов Пушкина 1829 года издания. Книга раскрыта (кто бы сомневался) на странице со стихотворением «Цветок». А в томике «Сочинений» Державина, изданного в 1835 году, был найден сложенный пополам кружевной женский платочек. На книге — автограф дарителя: «Любови Степановне Федоровой за успехи и прилежание. Член Совета воспитательного общества благородных девиц. Марта 2-го дня 1836 года».

На рубеже веков

В конце XIX, начале XX века возникла мода на металлические закладки различной формы, которые по своему устройству напоминали скрепки. Зачастую они были выполнены в виде ножей для разрезания бумаги, фигурок животных, женских голов и т.д. Часто в стиле модерн. Закладки из металла (нередко из серебра) украшали гравировкой, комбинировали с дорогими экзотическими материалами (слоновая кость, перламутр, эбеновое дерево), кожей… Встречались закладки-скрепки и с забавными краткими надписями.

Наметился переход и к простым геометрическим формам. Например, получили распространение металлические закладки-уголки, которые крепили на верхний или нижний угол фиксируемой страницы. Наиболее ценилась авторская, индивидуальная закладка, выполненная вручную.

Советская эпоха закладок

Начиная с конца XIX — начала XX века по всему миру закладки также стали носить информационный характер: на оборотах печатались календари, подписные купоны на собрания сочинений, анонсы издаваемых книг и тому подобное.

Как тут не вспомнить закладки советского времени. На них практически не было рекламы. На лицевой стороне — картинка, а на обороте — линейки, те же календари, памятные даты, таблица умножения, цитаты классиков или горячие партийные призывы. А переливающиеся закладки с героями «Ну, погоди!» — вожделенная мечта школьников 1970-1980-х.

Коллекции бывают разные

Старинных закладок в коллекции Светланы Мамакиной пока нет. Ее основа — советские и те, что Светлана Геннадьевна сама покупает в путешествиях. Так что выставку в филиале научно-технической библиотеки в Заполярном можно объединить темой «Из дальних странствий».

— Часть коллекции составляют закладки, подаренные посетителями нашей библиотеки, и сотрудниками из других библиотечных объединений, а также знакомыми. Но особенно дороги те, что изготовлены самими читателями.

Коллекции закладок могут формироваться по разному принципу. Нередко их началом становятся те, что оставлены в библиотечных книгах забывчивыми читателями. Тут, надо сказать, встречаются весьма оригинальные: билеты, рекламные буклеты, визитные карточки, фантики, этикетки, фотографии, перья, чехлы мобильников, ключи, монетки и даже детали мясорубок…

Есть коллекции закладок, объединенных отображаемой темой или цветом, размером и материалом, из которого они изготовлены, а также по способу создания: вязанных, валянных, кружевных, берестяных, кожаных, расписных и т.д.

— Я не руководствуюсь заранее выбранными критериями формирования коллекции, — говорит Светлана Мамакина. Главное для меня — привлечь внимание людей к книге и к самой библиотеке, к участию в ее акциях, проектах и мероприятиях. К сожалению, наш многомерный мир оттягивает внимание на виртуальные образы. Один молодой человек, когда узнал о моей коллекции книжных закладок, спросил: «А что это такое?» Оказалось, он знаком только с Интернет-закладками своего браузера. Увы, все большее число людей предпочитают «листать» страницы цифровых книг. Так что сегодня многие российские библиотеки формируют свои коллекции закладок, сохраняя жизнь книжным спутникам.


Лучшие образцы и коллекции закладок представлены в Британской библиотеке в Лондоне, в Швейцарском музее бумаги, письма и печати в Базеле, в Музее книги Королевской библиотеки Альберта I в Брюсселе, в Немецком музей книги и письменности в Лейпциге, в Музее книги в Москве.

Первый и пока единственный в мире Музей книжных закладок (Lesezeichensammlung der Stadt Duisburg) открылся в 1991 году в немецком городе Дуйсбург. В его собрании свыше 10000 единиц хранения из 50 стран мира, наглядно показывающих эволюцию книжных закладок с конца XIX века до нашего времени.


**********

До середины декабря увидеть выставку закладок из коллекции Светланы Мамакиной можно по адресу: Заполярный, ул. Ленина, д. 31. Часы работы: ПН-ПТ с 10 до 18 часов, перерыв с 14 до 15 часов. Дополнительная информация по телефону 8(81554) 379-97.

В работе над статьей использованы материалы, а так же фотографии с cайтов магазина антикварных книг Obook, Арт Планета Small Bay, Русский мир, Музеи мира, Российской государственной библиотеки, WikiPaintings, Научной библиотеки Сибирского государственного технологического университета.


Одна из самых дорогих и роскошных русских книг — «История и памятники Византийской эмали» (сочинения Н.П. Кондакова, профессора Петербургского университета, ведущего русского византиеведа того времени и старшего хранителя Императорского Эрмитажа) из собрания петербургского богача, коллекционера и мецената А.В.Звенигородского. По красоте и совершенству она должна была затмить великолепное французское издание «Imitation de Jesus-Christ», которое вышло в Париже в 1855 году по указанию Наполеона III.

«Византийские эмали» — выдающийся памятник русского типографского искусства конца XIX века. Это одно из самых дорогих изданий в истории русского книгопечатания. Известно, что на него израсходовано 130 тысяч рублей серебром — колоссальная сумма для конца XIX века. Ее тираж 600 экземпляров: по 200 на русском, французском и немецком языках. Эмали рисовали лучшие петербургские графики, гравировальные работы выполнялись под руководством гравера В. Матэ (клише рисунков после издания книги уничтожены), бумага — из Страсбурга, переплет изготовлен лейпцигской фирмой «Гюбель и Денк», иллюстрации — литографским заведением Августа Остеррита во Франкфурте-на-Майне. Ну а шелк для суперобложки изготовлен на московской фабрике Г. Сапожникова. Там же вытканы широкие закладки из шелка, золотых и серебряных нитей, крепившиеся к книге тонкими золотыми шнурками.

В 2005 году лучшей букинистической продажей стал именно этот лот (на фр. яз.) на одном из российских аукционов. Сумма ухода — 4,6 миллиона рублей.


 
Егор АРСЕНИН. Фото Егора АРСЕНИНА

Материалы по теме