Banner
Banner
29 марта 17:30
  • $ 92.37
  • € 99.53
Культура
04 мая 2017 07:19

Лучше в войну играть, чем воевать

В преддверии Дня Победы в Мончегорске состоялась реконструкция одного из эпизодов Великой Отечественной войны. Его воссоздали участники мурманского военно-исторического клуба «Заполярный рубеж».

Взято из истории

Канонада и сражение в… городском парке. После победы «наших» зрители могли увидеть вблизи и потрогать оружие и другие военные атрибуты, увидеть проведение операции в полевых условиях и пообщаться с участниками едва закончившихся военных действий.

Клуб проводит реконструкции круглый год, показывая важные события Великой Отечественной войны в Заполярье. Выдумывать реконструкторам ничего не приходится — все «восстановленные» события взяты из истории. В клубе две секции — советская и немецкая, куда примкнуть — дело добровольное. Обмундирование, оружие, снаряжение — за свой счет.

В «Заполярном рубеже» есть представители всех населенных пунктов региона. На реконструкцию в городе металлургов собрались ребята из Мурманска, Никеля, Апатитов, Североморска и Мончегорска.

Вопреки Женевской конвенции

В 1942 году финский отряд совершил вылазку в тыл Красной армии и, вопреки Женевской конвенции, полностью уничтожил медперсонал одного из госпиталей в Карелии. Замысел реконструкции этого события принадлежит руководителю группы «Титовский гарнизон», кандидату исторических наук, доценту кафедры истории Мурманского арктического госуниверситета Александру Чапенко. Он же — исторический консультант всех инсценировок и «командир отделения одного из подразделений Красной армии», все бойцы которого — его студенты-историки.

   Александр Чапенко
Александр Чапенко

— Для сценариев берутся бои местного значения, периферийные сражения, потому что для масштабных сцен у нас пока маловато участников. В любой инсценировке важны исторические привязки — год, форма, аксессуары. Картина должны быть цельной, продуманной, — поделился с Kn51 Александр Чапенко.

Данил Дробот   
Данил Дробот

Центр действий — медицинская палатка. Именно здесь развернулись трагические события. Операционная палатка повторяет интерьер военного времени. В интерьере госпиталя задействована личная коллекция Данила Дробота, где представлены оригинальные медицинские препараты и инструменты середины прошлого века.

— Мы занимаемся сохранением военной истории, за образом каждого реконструктора — какой-то род войск, какое-то звание, — рассказывает Данил Дробот, второкурсник МАГУ, историк. — Я — операционный врач, возглавляю санитарное отделение, которое имеет необходимый операционный состав — две медсестры, оперирующий врач, санитар-регистратор, который оформялет поступающих. По сценарию нас всех сегодня убили, хотя представители медслужбы находятся под защитой Женевской конвенции.

По словам участников, сценарист внес в ход событий свои коррективы, чтобы «осправедливить» действительность: согласно историческим данным, многие из диверсантов ушли от наказания, зато в реконструкции возмездие их настигло.

Война — это кровь, пот, грязь, тяжелая работа

   Олег Переверзев
Олег Переверзев

— Реконструкция — один из способов донести до людей, как все происходило на самом деле. Многие к ней относятся несерьезно, думают, что это шоу, где можно смеяться. Но в войну было вовсе не смешно, — считает участник реальных боевых действий, председатель Мурманской региональной общественной организации военно-исторического клуба «Заполярный рубеж» Олег Переверзев. — Война — это кровь, пот, грязь, тяжелая работа. Даже реконструкция — нелегкий труд. Сегодня вручную копали в снегу траншеи, окопы, места под палатки.

По словам Олега Владимировича, сценарий написан, но репетиций как таковых нет, большая роль отведена импровизации.

Максим Дорошенко   
Максим Дорошенко

Дмитрий Язвинский
 Дмитрий Язвинский

— В сегодняшнюю реконструкции мы добавили трагизма, очевидности, и, я считаю, достигли определенных результатов, смеха зрителей не было слышно. Было бы некультурно смеяться, когда на глазах расстреливают девчонок-медсестер, доктора, который кричит: «Я — врач! Что вы делаете!» Он их только что перебинтовал, а они пинками выгоняют его на улицу, расстреливают… — рассказывает Олег Переверзев. — А когда после взятия госпиталя наши солдаты увидели расстрелянных восемнадцатилетних девчонок и остальной медперсонал, то оставили за собой право не брать пленных вопреки Женевской конвенции — нарушившие ее не могут рассчитывать на защиту этого соглашения.

Прикоснуться к истории

  Дмитрий Дулич
Дмитрий Дулич

Впечатлениями поделились зрители и участники реконструкции.

— Такие мероприятия необходимы — вселяет патриотизм, — уверен Дмитрий Язвинский. — Очевидно, что и детям очень интересно. Увидят такое — появятся правильные вопросы, увлекутся историей, присоединятся к движению.

— Интересно! Круто! Недаром клуб собрал столько зрителей. Ребята создали неповторимую атмосферу того времени, воссоздали театр боевых действий, — считает Максим Дорошенко.

— У детей была возможность не только увидеть, но и потрогать «военные вещи». Это редкая возможность. Для нас реконструкция — хобби, а для детей — прикосновение к истории, — говорит «финн» Дмитрий Дулич. — Каждый из зрителей и участников выносит что-то свое, но цель всегда одна — показать, лучше в войну играть, чем воевать.

* * *

Следующие выступления-реконструкции «Заполярного рубежа» состоятся 6 мая в поселке Мурмаши и 8 мая в Сафоново. Дополнительную информацию о мероприятиях клуба можно найти в группе в соцсетях.

 
Ольга ДАЛЬНЕВА. Фото Ольги ДАЛЬНЕВОЙ

Материалы по теме