Banner
Banner
23 апреля 22:00
  • $ 93.29
  • € 99.56
Культура
12 марта 2019 08:24

В Красноярске есть гармония

Так считает художник Александр Закиров — один из тех, кто меняет жизнь в городе к лучшему. В спецвыпуске журнала Esquire, посвященного Всемирной зимней универсиаде, он рассказал о себе, своих проектах и местах, которые стоит увидеть в Красноярске.

Александр Закиров считает себя в первую очередь уличным художником; самая известная его работа — пиксельный Ленин, арт-объект из гофрокартона, который какое-то время стоял возле музейного центра «Площадь Мира». До Ленина Закиров придумал и реализовал интересный проект «Кипиш-град», идеей которого было украшать действительность с помощью образов зверей и персонажей поп-культуры. После того как о его работе — статуе крота из чешского мультика, вылезающего из ямы на тротуаре, — написал Илья Варламов, о Закирове узнала вся страна.

Александр Закиров
Александр Закиров

— На протяжении двух лет я проводил в Красноярске маленькие милые интервенции. Что это такое? Я находил места, где случилось какое-то происшествие, но не хватало действующего лица — например, выломанный кусок брусчатки, разрезанный баннер или проломленный асфальт, — и помещал туда зверушек, делал их виновниками случившегося. Отчеты публиковал в паблике «Кипиш-град» — проект, в рамках которого я населяю город различными двухмерными и объемными зверями и персонажами поп-культуры, занимающимися, собственно, кипишем. Название — аллюзия на «Китеж-град», мифический город, скрытый от скверны внешнего мира, но открывающийся тем, кто чист сердцем, — рассказал Александр Закиров. — Еще я сделал пиксельного Ленина по двухмерному эскизу питерского художника Ивана Тузова и придумал проект «Альтернативные мемориальные таблички для исторических домов». Я заметил, что официальные мемориальные таблички на домах, как правило, довольно однотипные и формальные. Тогда я решил выискивать в архивах какие-то истории, связанные с конкретными зданиями, и ставить на них альтернативные таблички — веселые, в виде комиксов. Историй я нашел несколько, но проиллюстрировал пока только одну — про кражу часов у хозяйки дома на Горького, 9.

Александр Закиров родом из Барнаула, но Красноярск ему нравится гораздо больше.

— В нем есть какая-то гармония, — говорит он. — Барнаул слишком медлительный, Новосибирск слишком суетный, а ритм Красноярска мне подходит идеально. Мне очень нравятся красноярские пейзажи. Помню свои ощущения, когда я впервые увидел панораму: Енисей, берег со Столбами вдалеке. Я люблю смотреть на город с отдаленных точек: с Караульной горы, с канатной дороги «Бобрового лога». Красноярск стоит посреди дикой природы, и мне это очень нравится. В последнее время в городе появилось много граффити, уличное искусство стало модным, проводятся конкурсы и фестивали — например, «ИСКРА» или «Крась». Мне нравятся граффити «Бегущие люди» Анастасии Федоровой на Дубровинского и надпись: «Где родился, там и пригодился», которую на правом берегу сделал Вадим Люк. Вообще я считаю, что лучше фасад с граффити, чем без него. Так создается городская мифология: можно говорить, что мы встречаемся не на такой-то улице, а рядом с бегущими людьми.

В Красноярске Александр Закиров рекомендует посмотреть граффити и уличные объекты: роспись «Бегущие люди» на подпорной стене вдоль улицы Дубровинского (от пересечения ул. Дубровинского и ул. Декабристов до надземного пешеходного перехода), «Дома лучше» (на стене правобережной набережной реки Енисей), рисунки на внутреннем дворе «Дома художника», а также скульптуру Василия Слонова возле Музейного театра.

С печатной версией специального приложения журнала Esquire, выпущенного при поддержке «Норникеля», красноярцы и гости города могут ознакомиться в самолетах авиакомпании «Нордстар», официальных гостиницах Студенческих игр в Красноярске, Деревне Универсиады, VIP-ложах на спортивных объектах и павильоне «Норникеля» в Парке Универсиады. Электронная версия журнала представлена на сайте krasnoyarsk.esquire.ru.

 

Материалы по теме