Banner
Banner
28 марта 18:48
  • $ 92.26
  • € 99.71
Мир новых возможностей
26 января 2017 15:41

Арктик.PRO: приключения школьников в Казани

Строительство умного дома, изучение процесса электролиза, создание игрушки из силикона… Это лишь малая часть того, в чем успели поучаствовать 20 школьников из Заполярья — участники третьего, заключительного этапа научно-технического марафона Арктик.PRO. Обучаясь в Зимней научной школе в Казани, они научились смотреть на мир глазами инженера и ученого.

Научно-техническая школа и школа лидерства

Участники Арктик.PRO — школьники 12-15 лет из Мончегорска, Заполярного, Печенгского и Таймырского Долгано-Ненецкого районов. Арктик.PRO — важный компонент благотворительной программы «Норникеля» «Мир новых возможностей». Организаторы стремятся привлечь к научно-техническому творчеству наиболее активных ребят.

Юлия Зорина
Юлия Зорина

— «Норникель» инвестирует в человеческий потенциал городов и развивает сообщество во всех плоскостях. Арктик.PRO — это инвестиции в молодежь. Мы стремимся приобщать ее и к проектной и научно-познавательной деятельности, — рассказала Kn51 главный менеджер управления благотворительных программ компании «Норникель» Юлия Зорина.

Первый интеллектуальный марафон стартовал три года назад и сразу же обрел популярность. Ребята с удовольствием включились в увлекательную игру. Проводится он в три этапа. Первый — викторина в режиме он-лайн. Те, кто набрал больше баллов и проходит во второй этап, становятся участниками Заполярного технодрома, где участвуют в различных тренингах, создают и защищают проекты. По его результатам организаторы определяют победителей — участников третьего этапа. Эти ребята и отправляются на неделю в Зимнюю научную школу в передовые города России. В 2015 году они посетили Санкт-Петербург, в 2016-м — Красноярск, в 2017-м — Казань.

— В Казани много вузов и университетов, это своего рода кузница кадров. Здесь развита научная сфера и космическое направление, а рядом — самый молодой город России Иннополис, где ведутся всевозможные научные разработки, в том числе в IT-сфере. Было, что посмотреть, — говорит Юлия Зорина. — В Зимней научно-технической школе ребята конструировали авиамодели, посетили обсерваторию, планетарий, собирали умный дом, попробовали себя в разных сферах. Все это поможет им в дальнейшем самоопределении, в учебе, в мотивации к учебе и повлияет на лидерский потенциал. По опыту прошлых лет мы видим, что после Арктик.PRO ребята становятся активными участниками и других молодежных проектов «Норникеля». Они выступают волонтерами в «Школе городских компетенций» (совместный проект «Норникеля» и Фонда Кудрина) и на различных форумах, подают свои проекты на конкурс социальных инициатив (компонент программы «Мир новых возможностей») и в конечном итоге становятся драйверами изменений в своих городах. Так что Арктик.PRO — это еще школа лидерства.

Научные открытия — играючи

В числе участников третьего этапа Арктик.PRO этого года — 10 ребят из Мончегорска и Печенгского района. Они уже вернулись домой, и как говорят сами ребята, после этой недели в Казани их жизнь уже никогда не будет прежней. Теперь они видят, что наука — это не монотонные лекции, не скучные учебники и справочники, а увлекательное и порой даже веселое занятие.

Ребята не устают делиться впечатлениями с друзьями, одноклассниками и родителями и скучают по своим друзьям, которых обрели в поездке. Об этом и многом другом они рассказали Kn51.

Екатерина Целоусова
Екатерина Целоусова

Екатерина Целоусова, Мончегорск:

— На самом деле меня больше привлекал сам конкурс, чем научная деятельность. Уж очень интересно рассказывала наша учительница по географии. В итоге поучаствовала в викторине и прошла во второй этап. Там придумала проект, связанный с физикой, хотя всегда считала себя гуманитарием. В Казани больше всего понравилось строить умный дом. Нам дали большой пластиковый контейнер, в котором мы вырезали двери и окна. Затем этот игрушечный домик мы оснащали разными механизмами, что-то паяли, с помощью специальных программ заставляли работать кнопки. Это было что-то с чем-то! Я — человек, вообще ничего не понимающий в программировании, но запустила механизм, который работает. Было круто!

Это был интересный опыт. Интересно расширять свой кругозор и узнавать что-то новое.

Светлана Просс
Светлана Просс

Светлана Просс, Никель:

— Вся программа Зимней научно-технической школы — насыщенная и интересная, поэтому очень трудно выделить что-то одно. Она особенная, здесь каждый находил для себя что-то новое и интересное. А в конце каждого дня — «свечки», где все делились впечатлениями, рассказывали ключевые моменты и выводили свою формулу дня.

Открытием во время Арктик.PRO для меня стал инновационный город Иннополис, где мы посетили городской университет и лицей. Конечно, масштаб и уровень очень поразил! А еще было много тренингов, но больше всего впечатлил «Шаг в будущее»: мы делали личностные «шаги», измеряя это десятилетиями. Я через 10 лет вижу себя медиком, хочу продолжать заниматься наукой.

Мы очень подружились со многими ребятами, особенно близкими по духу оказались норильчане Александра и Алексей.

Маргарита Дворкина
Маргарита Дворкина

Маргарита Дворкина, Мончегорск:

— Понравилось химичить и делать металлы. Мы собирали электролизную установку из четырех стаканчиков, в которые наливали жидкость, ставили туда аноды. На них оседал металл. Примерно такой процесс используют в цехе электролиза никеля в Кольской ГМК. Мне было очень интересно, ведь я учусь в 7 классе, и химии у нас пока нет. А еще я в восторге от наших кураторов. Особенно благодарна нашему психологу Мирославе. Она с помощью тренингов и тестов приоткрыла дверцу в будущее. Я увидела, какой я стану через 30 лет. И мне понравилось! Через 30 лет я буду очень популярной даже среди инопланетян. А почему нет?

Иван Николаев
Иван Николаев
Максим Киселев
Максим Киселев
Кристина Коняхина
Кристина Коняхина

Иван Николаев, Никель:

— Поездка была активная, посещали много интересных мест и разговаривали на множество увлекательных тем. Больше всего запомнились Иннополис и создание модели умного дома. Для дома нужно было спаять множество проводов, запрограммировать на компьютере и скинуть все это на микросхему. Сама спайка давалась трудно из-за мелких деталей.

Я уже участвовал в других проектах «Норникела» — «Школе городских компетенций», Arctic Wave, «Мегаполис», но в научно-техническом марафоне — впервые и не думал, что могу стать финалистом. Арктик.PRO дал мне конкретные мысли для рассуждений: куда поступать, что я смогу поменять в своей жизни. Я буду поступать в колледж после 9 класса на специальность 3D-дизайнер и после этого марафона точно знаю, что хочу связать свою жизнь с IT-технологиями.

Максим Киселев, Мончегорск:

— Понравилось делать игрушки из силикона, самолеты из пенопласта и умный дом. Я сделал такой механизм, который, оказывается, еще никто не делал. И мне сказали, что у меня хорошо получилось. Я построил свой домик всего на одной электронной плате. Паял проводочки, что-то придумывал… В результате, чтобы открыть окна и двери требовалось всего одно движение.

Иван Чистяков, Заполярный:

— Когда отправился в Казань, то ожидал, что будут обычные экскурсии, но мы посетили столько продвинутых мест! О том, что прошел в третий тур узнал в свой день рождения, вот это подарок был!

Больше всего в научно-технической школе впечатлили химические опыты, которые проводили на второй день. Таких я еще не видел, а главное — команда молодых ученых так круто представила нам химические реакции.

Кристина Коняхина, Мончегорск:

— Шла на марафон целенаправленно. В прошлом году его победительницей стала моя знакомая. Она с таким воодушевлением рассказывала про Красноярск, что мне тоже захотелось поучаствовать и победить. Получилось! Я поехала в Казань. Это волшебный город. Здесь все интересно. Но самое главное, я познакомилась со сверстниками из Печенгского района и Норильска. Какая у нас была команда! Силами наших кураторов она сформировалась буквально в первый же вечер. Мы были готовы все время проводить вместе и не могли наговориться. Теперь очень скучаю…

Елизавета Затуряева, Заполярный:

— На Арктик.PRO пошла впервые — по совету подруги, которая участвовала в прошлом году. Отправляясь в Казань очень переживала, что не смогу что-то понять, но оказалось, что даже сложную информацию преподносят доступно. Зимняя научно-техническая школа — это масса впечатлений, открытий, но особенно хочется отметить участников. Многие из ребят имеют такие разные интересы: кто-то пишет музыку, кто-то изучает сразу несколько языков. Я решила тоже заняться чем-то новым для себя — хочу учиться немецкому языку.

Будущем участникам желаю не бояться раскрываться, дружить и главное — верить в себя!

Алексей Шкилев
Алексей Шкилев

Алексей Шкилев, Мончегорск:

— Дни были трудными и насыщенными. Ложились спать поздно. В Казани мне понравился Иннополис — город, построенный с нуля в поле. В нем живут и работают люди, занимающиеся IT-технологиями. Здесь все в стиле хайтек. Правда, я больше люблю города с большой историей и красивой архитектурой.

Мы подружились с ребятами, веселились, отдыхали от школы и в то же время учились постоянно. Мы получали знания через игру, опытным путем. Теорию учить скучно, а опыты — всегда интересно. Расставаться было грустно. Мечтаю, чтобы «Норникель» устроил нам встречу выпускников проекта Арктик.PRO. Иначе вряд ли у нас получится еще когда-нибудь встретиться тем же составом. И было бы здорово узнать, кто и кем на самом деле станет через 10, 20 лет.

Валерия Рыбина
Валерия Рыбина

Валерия Рыбина, Никель:

— Самое запоминающееся для меня — поездка в планетарий, где рассказали о созвездиях и солнечных затмениях. Другой яркий момент — автоквест по Казани, где нам было необходимо найти за определенное время конкретные места. Познавательно и весело. Арктик.PRO помогает раскрыться, посмотреть по-новому на многие вещи и выбрать каждому свой путь. Спасибо организаторам за прекрасные дни в Зимней школе и за подарки. Но конечно, самое главное — это масса впечатлений и знакомство с единомышленниками.

Если бы взрослые могли вернуться в детство

В восторге и взрослые, сопровождавшие детей в поездку в Казань. Сожалеют лишь об одном: что в их детстве не было таких возможностей, позволяющих так раскрывать свой потенциал.

— В Зимней школе встретились ребята из разных городов. Ехали с опаской, а спустя неделю так сдружились, что расставаясь обнимались и плакали. Организаторам удалось сплотить команду, которая добивается поставленных целей, — рассказал преподаватель информатики мончегорской школы №5 Алексей Геккин. Он сопровождал детскую делегацию в Казань на Зимнюю сессию. — Спасибо «Норникелю» за Арктик.PRO. Это важно, что компания заботится о подрастающем поколении и развивает интерес к наукам. И это был настоящий марафон, говорю это как человек, до недавнего времени не знавший об этой программе. Дети были заняты с утра и до позднего вечера. Организаторам удалось сделать семинары, практикумы, экскурсии не только познавательными, но и увлекательными. Они начались буквально сразу: приехали в Казань в 6 вечера, поужинали чуть-чуть передохнули и тут же отправились на первое мероприятие. Даже на обратном пути между пересадками в самолет мы посетили экскурсию «Москва глазами инженера».

Особое место для Алексея Геккина занимал блок занятий, посвященный развитию науки IT. Ребятам показали, как эти технологии применяются в повседневной жизни, познакомили с инновациями и людьми, с ними работающими.

Елена Субботина
Елена Субботина
Алексей Геккин
Алексей Геккин

— Мы посетили лицей, в котором учатся одаренные дети. Это сверстники наших марафонцев, — продолжил Алексей Геккин. — Наши ребята узнали, что нужно сделать для того, чтобы поступить в этот лицей и как в нем учиться. Информация полезная, ведь в 12-15 лет человек уже может выбирать свое будущее. Если ребята заинтересуются, то они могут сделать свой первый самостоятельный шаг к науке быть впереди всех.

— Большое спасибо компании «Норникель» и кураторам проекта Арктик.PRO за такой высокий уровень и познавательную программу, — говорит Елена Субботина, директор никельской школы №3. — На мой взгляд, научно-технический марафон для школьников — это, прежде всего, профориентация. Благодаря ему многим ребятам проще определиться с выбором будущей профессии, делая уклон на технические специальности. А Иннополис показал им, что нужно учиться, уметь добиваться своих целей. Эта шестидневная программа была интересна не только школьникам, но и нам, взрослым.

* * *

Научно-технический марафон Арктик.PRO-2016 финишировал. Но впереди еще много открытий. Их сделают участники нового марафона.

Оксана КИТАЕВА, Алена АФАНАСОВА

Фото Оксаны КИТАЕВОЙ, Алены АФАНАСОВОЙ
и 
из архива группы Арктик.PRO в соцсетях

 

Материалы по теме