Banner
Banner
20 апреля 14:58
  • $ 93.44
  • € 99.58
Мир новых возможностей
05 февраля 2018 13:44

Людмила Ясюкова: «Только здоровый школьник учится с удовольствием»

В Мончегорске состоялся семинар психолога, кандидата психологических наук, руководителя центра «Диагностика и развитие способностей» (Санкт-Петербург) Людмилы Ясюковой.

Специалисты учатся на ее работах

Встреча организована по проекту «Комната отдыха», реализовать который помогает компания «Норникель» по благотворительной программе «Мир новых возможностей». Проект разработан командой центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие», а направлен он на помощь семьям, воспитывающим гиперактивных детей. Семинар Людмилы Ясюковой — завершающий этап проекта.

— На этот семинар приехали и наши коллеги из Апатитов и Оленегорска, чтобы послушать Людмилу Аполлоновну. Она — автор более 150 книг и монографий, которые стали настольными книгами для многих российских педагогов и психологов. Специалисты учатся на ее работах, — поделилась с Kn51 директор центра Ирина Кочетова. — Людмила Ясюкова создала простую и емкую методику, которая позволяет отслеживать особенности развития детей и оказывать им помощь. Мы пригласили ее ответить на вопросы: «Как работать с гиперактивными детьми, как их воспитывать? Какую реальную помощь в социализации можно оказать таким детям, чтобы они жили в соответствии со своими способностями и потребностями?».

Что такое СДВГ и как с ним учиться?

На семинаре обсуждались две проблемы. Первая — что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), здоровье детей с СДВГ и правила воспитания и обучения такого ребенка. Вторая — проблема учебы.

— Проблема в том, что наши образовательные программы начали меняться в нехорошую сторону с 1982-го года, — считает Людмила Ясюкова. — Школьники по ним учиться не хотят. Однако если родителям невозможно ничего изменить в проблеме образования, то вопрос здоровья решаем.

Людмила Ясюкова много лет помогает детям учиться на твердую «четверку», возрождает в них желание ходить в школу.

— Ведь только здоровый школьник учится с удовольствием, развивает свои способности, выходит в жизнь полноценным человеком, потому что учеба и личностное становление зависят от того, насколько хорошо он себя чувствует, может ли себя контролировать, не «расползается» ли его внимание, — пояснила она.

СДВГ — это не диагноз

Как сказала Людмила Ясюкова, гиперактивные дети с так называемым СДВГ — распространенная проблема современной школы.

— СДВГ — не диагноз. Это особенности поведения, проявляющиеся при самых разных проблемах здоровья. Главная проблема — в нарушениях позвоночника — вывихи, неправильная сформированность. У детей пережата позвоночная артерия, поэтому мозг ребенка постоянно недополучает кислород и питательные вещества. Это приводит к короткому циклу работоспособности — три-пять минут, после чего мозг отключается и лишь спустя некоторое время включается вновь. Ребенок не осознает, что происходит при отключении, с этим связаны драки и различные выходки, о которых он не помнит, потому что они развиваются в моменты отключения активности мозга. Эффект отключения мозга нормален, мы все с этим сталкиваемся, когда слушаем скучную лекцию или читаем что-то сложное и внезапно ловим себя на том, что отключились. Вопрос только в том, как часто и на какие периоды времени происходят эти отключения. Взрослые отключаются на секунды, а ребенок с СДВГ — на три-пять минут.

   

Мончегорские специалисты нацелены на помощь детям

Людмила Аполлоновна отметила богатую практику мончегорских специалистов и высокую степень заинтересованности в помощи детям.

— Мы уточняли некоторые рабочие моменты. Это было очень конструктивное общение, — заметила она. — Коллеги пытаются делать все, что могут, и, к счастью, у них возможностей больше, т.к. нет зависимости от Министерства образования. Они могут реально помогать детям: например, составлять методики, которые послужат буфером между школьными программами.

Немало времени на семинаре было отведено на общение в формате вопрос-ответ. О своих впечатлениях охотно рассказывали и учителя, и родители.

Марина Мухар  
Марина Мухар   

— Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Мне важно услышать мнение человека, который от «А» до «Я» исследовал причины плохой обучаемости и рассеянного внимания. Все разложено по полочкам, — поделилась с Kn51 учитель начальных классов школы №14 Марина Мухар. — Например, мы открыли сегодня, какими должны быть перерывы во время урока. Это вовсе не те физразминки, к которым мы привыкли — они, наоборот, возбуждают учеников. Вырисовалось направление, по которому нужно работать. Но, конечно, все еще необходимо переосмыслить, перечитать свой конспект.

Светлана Горлова, ранее работавшая логопедом в школе №14, не понаслышке знакома с методиками Людмилы Ясюковой.

  Светлана Горлова
   Светлана Горлова
   
  Мария Максимова
  Мария Максимова
   
  Татьяна Сверчкова
  Татьяна Сверчкова
   

— Когда я совмещала деятельность логопеда и психолога, первой работой, по которой я обследовала первоклассников, стала методика Людмилы Ясюковой. Я прочувствовала, насколько она логична, — подчеркнула она. — Встреча с Людмилой Аполлоновной для нас — подарок. Мы радуемся, что можем ее информацию внедрить в свою работу, а дети от этого будут счастливыми и умными. Каждый творческий педагог сделает так, чтобы учить их эффективно.

К детям с СДВГ нужен особый подход

Не меньшую радость и волнение от встречи и полученных знаний испытывали родители. К слову, в семинаре участвовали не только родители детей с так называемым СДВГ.

Мама троих детей Елена Елфимова, например, решила выяснить, насколько проблема гиперактивности проявляется в ее семье.

Елена Елфимова  
Елена Елфимова   
   
Екатерина Тарасова  
Екатерина Тарасова  

— Поняла, что все не так критично. Наш старший сын учится во втором классе. Выяснила, что мой ребенок не гиперактивный, но усидеть на месте для него проблематично. Тем не менее, полезно было послушать. Детей с СДВГ немало. Коснется вас лично эта проблема, или ваш ребенок попадет в класс с такими учениками — в любом случае нужно знать, как с ними общаться. Как говорится: «Кто предупрежден, тот вооружен».

Родители детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, конечно, оказались самыми благодарными слушателями.

— Я хотела убедиться, что поступаю правильно. Оказалось, многое в моем понимании проблемы было неверным, — поделилась Мария Максимова. — Теперь ясно, насколько важно давать ребенку выговориться и отдохнуть после школы.

— Как ответственная мама, стараюсь отправить ребенка во всевозможные спортивные секции, на кружок английского языка. Последнее время мы еще ходили к психологу, так что каждый день у нас был занят. Теперь понимаю: такой нагрузкой делаю своей дочке только хуже, — призналась Татьяна Сверчкова.

— Мне бы хотелось, чтобы в пединститутах при подготовке учителей, вводилась дисциплина, где разбирался бы вопрос СДВГ, — предлагает Екатерина Тарасова. — Сейчас в школах чаще всего этот синдром во внимание не принимается. А здесь четко дали понять, что к такому ребенку нужен другой подход. Нельзя на детей ярлыки вешать.

* * *

Проект «Комната отдыха» завершен, но коллектив центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие» не прекращает поиски методов работы с семьями, где воспитываются дети с синдромом СДВГ.

Реабилитационное пространство «Комната отдыха» по-прежнему принимает детей и взрослых, которым необходима помощь и релаксация.

 
Лана КАЛИНИНА. Фото Ланы КАЛИНИНОЙ

Материалы по теме