Banner
Banner
25 апреля 17:12
  • $ 92.13
  • € 98.71
Наши люди
23 января 2014 12:12

Вкалывала, но сменить работу не хотела

     Как, если не своей судьбой, может назвать комбинат «Североникель» Мария Семеновна Балакирева, когда производству отдан 51 год, а во время Великой Отечественной заводские трубы спасали ее от бомбежек?

Эти заводские трубы, мончегорка часто вспоминает и теперь. Шел 1942-й год. 17-летняя уроженка Вологодчины Маша переехала из Умбы в Мончегорск. Здесь девушка окончила 5-месячные курсы в школе фабрично-заводского обучения по специальности слесарь-инструментальщик. И уже в 1943-м начала работать слесарем в энергоцехе, но недолго, а потом…

— Встала к ленте транспортера, — рассказала Kn51.ru Мария Семеновна. — Уголь в котельной загружала на транспортер — была машинистом дробилки на углеподаче. Раньше же котельная на угле работала. Это в середине 1960-х годов ее на мазут перевели. Так мы вдвоем с кем-нибудь возили шлак до самых Тростников. В гору на вагонетках по двое и таскали. Никитин Дмитрий Петрович у нас начальником тогда был. А когда бомбежки начинались, в заводские трубы прятались. Нам говорят: «А если снаряд попадет в трубу?» А мы: «Эх, завалит, так завалит». Но эти трубы и сейчас стоят длинные-длинные. Так, наверное, и будут стоять…

А если бомбежки заставали не на работе, то убежищем становился длинный коридор барака в поселке В этом году Марии Семеновне исполнилось 88 лет. И вот уже 10 лет она на пенсии. Но и теперь друзья-«однополчане» — бывшие коллеги по цеху — часто приезжают проведать свою Марию. Они навещают ее дома и выбираются все вместе на дачу. Каждая такая встреча не обходится без их рассказов о последних новостях комбината Североникель (с 1998 года — мончегорская промплощадка Кольской ГМК), который в годы войны помогал 17-летней девчушке почувствовать себя в безопасности и где Мария Семеновна отработала более 50 лет.

 
Олег АНДРЕЕВ. Фото Евгения ВАРФОЛОМЕЕВА

Материалы по теме