Banner
Banner
19 апреля 03:02
  • $ 94.09
  • € 100.53
Наши люди
01 августа 2014 07:29

Владимир Калугин: «Не могу теперь без парусов и ветра»

Владимир Калугин из Заполярного — мастер учебного полигона рудника «Северный». Но он не только успешный горняк, но и заядлый яхтсмен и виндсерфер.

Я с Урала…

Зима в Заполярье долгая, темная и до неба снежная. Да еще и занудство колкого, пронизывающего ветра и бесконечно ненаступающая весна. Порой хочется сбросить с себя тяжелые зимние одежды, не думать о холоде, сугробах, гололеде, тающем снеге и промокшей обуви. А очутиться где-нибудь на теплом берегу и провожать взглядом одинокий белый парус, уходящий туда, где сливаются вода и небо…

А вот яхтсмен из Заполярного, мастер учебного полигона рудника «Северный» Владимир Калугин считает, что плохой погоды нет: есть «не тот» ветер, да плохая одежда. А паруса, уходящие за горизонт, можно наблюдать на озере Куэтс-ярви в любое время года. Владимир Михайлович — не только успешный горняк, но и заядлый яхтсмен и виндсерфер (в основном зимний). И обучает он не только премудростям горного дела, но и азам хождения под парусом — и детей, и взрослых.

А начинался горняцко-яхтенный путь этого человека на далеком Урале.

— Парусным спортом увлекся в 1975 году. До этого занимался и борьбой, и лыжами, — рассказывает о себе Владимир Калугин. — Но когда попробовал яхтинг, понял, что не могу теперь без парусов и ветра. В Среднеуральске (капитан Михалыч родом из этого города) есть большое озеро — Исетское. Там я и начал ходить под парусом вместе с двумя младшими братьями. В 1976 же году, по окончании Свердловского (ныне Екатеринбург) горно-металлургического техникума имени И.И. Ползунова, я в числе десятка выпускников был распределен в Заполярный, на рудник «Северный», где начинал горнорабочим.

Один из десяти

Из той «десятки» уральских выпускников в Заполярье в итоге остался лишь один — Владимир Калугин.

— Мне здесь понравилось, — говорит он. — Хоть и не такая, как на Урале, но необычайно-притягательная природа, а главное — замечательные люди. Вспоминал Заполярье, даже когда служил в армии, — призвали меня уже отсюда. И конечно, поразил яхт-клуб «Гольфстрим», пожалуй, в то время самый мощный на Кольском полуострове. Если, например, на Уральской регате собиралось со всего региона 8-10 судов национального класса «М» (популярный в свое время швертбот, который потихоньку исчез с акваторий страны вместе с советским прошлым), то здесь, только в одном(!) яхт-клубе была дюжина «эмок»! Да и яхт других классов было в достатке. Клуб поддерживало руководство комбината «Печенганикель» — взрослые и дети увлеченно занимались яхтингом. Мне в клубе доверили управлять большой яхтой!

И, все-таки доверили не сразу. Владимир Михайлович позже признался, что пришлось пройти испытание: была устроена гонка между уральским и северным экипажами. И уже после победы Калугин из матроса «превратился» в рулевого, то есть в капитана судна.

«Невооруженные» силы

Но, поработать в Заполярном и походить под парусом получилось всего 4 месяца. Как мы уже говорили, Владимира призвали в Вооруженные силы. Служил же Владимир Михайлович… нет, не на флоте, куда, казалось бы, ему прямая дорога. Просился — не взяли, направили строительные войска. И об этом яхтсмен и горняк и не сожалеет:

— В «стройбате» я хоть деньги зарабатывал. Родителей мои ушли рано: мамы не стало, когда мне было 3 года, отца — когда исполнилось 13. Так что приемной маме я и помогал, высылая ей практически все деньги. А служил в Архангельской области, где, вдобавок заработал две «полярки». Да еще и тысячу рублей привез — по тем временам деньги немалые.

Там, где сердце

После демобилизации Владимир Калугин уезжает на Урал, где не найдя работы по специальности устраивается в геологическую партию. Но там понимает, что хоть родом из тех мест, сердце просится в Кольское Заполярье.

— Отношения на работе между людьми мне показались сложными, какими-то неискренними и надуманными, — вспоминает Владимир Михайлович. — И я принял решение переехать туда, где сердце. Где и люди замечательные, радушные, и природа манящая. Помню, приезжал сюда когда-то в командировки москвич Владимир, знатный КИПовец, слесарь 6 разряда. Бывал он повсюду, везде проверял приборы, и на Украине, и в Сибири, и в Казахстане, и у нас. Так он говорил, что много, где красиво, но таких как здесь просторов, чистоты и силы природы на Земле еще поискать нужно. А люди! Радушные и небезразличные. Согласен с ним полностью — я влюбился в Кольский Север. Кстати, тот же москвич Володя, практически никогда не здоровался, а подходя к человеку, говорил: «Чем помочь?». Володя хоть и из Москвы, но согласитесь, есть в этом что-то наше заполярное, родное…

Теперь учу сам

Приехав в Заполярный, Владимир Михайлович трудится помощником геолога в партии, потом работает машинистом бурильной установки.

— Мы бурили скважины более чем на два километра. Практически провели геологоразведку для комбината на 50 лет вперед. Никеля, рудных тел здесь много, хватит на долгие годы работы, — говорит он. — Но в 1990-е менялась страна, менялось и отношение к геологоразведке, потихонечку она стала сходить на нет. Это сейчас она возрождается. А тогда пришлось перейти на рудник «Северный», где и стал работать по полученной когда-то специальности «Подземная разработка полезных ископаемых». Сегодня я уже сам учу — работаю мастером учебного полигона рудника. Как впрочем, учу детей и молодежь ходить под парусом — в яхт-клубе я тренер-общественник.

В этом яхт-клубе, кстати, воспитали уже не одного чемпиона и призера различных соревнований и не собираются останавливаться на достигнутом. Капитан Михалыч многих призывает на работе: «Приходите, занимайтесь. Это же такой простор, после подземки здесь душа отдыхает! Или детей приводите». Проявляют интерес многие, остаются не все. Но страстный яхтсмен не унывает — не первый год приводит в клуб студентов, проходящих практику на КГМК по программе «Профессиональный старт»:

— Возможно, кто-то из молодых «заразится» любовью к парусному спорту и пронесет ее через всю жизнь. Я буду только рад этому — это не только отдушина после работы, но и чувство единения с природой, стихией, что собственно и делает яхтинг таким впечатляющим видом спорта и полезным отдыхом на воде. Так что, дерзайте!

Владимир и Валентина

Еще одно увлечение капитана — творчество Владимира Высоцкого. Одних только записей на «бобинах» в коллекции яхтсмена свыше 120 часов:

— Нет смысла пересказывать содержание стихов и песен Владимира Семеновича. Это своеобразные маленькие драмы, — говорит Калугин. — Это и жанровые картинки из жизни, и монолог сердца и души. Высоцкий размышляет — размышляю и я: о жизни, времени, своем месте в этом мире…

Но, похоже, свое место в мире и свою главную любовь Владимир Михайлович нашел. Здесь, на Севере. Это любимая супруга Валентина. Они прожили вместе долгие и счастливые годы, вырастили и воспитали троих детей — сына и двух дочерей:

— Пусть дети наши и не с нами теперь живут, а разъехались по городам и весям российским, но думаю, что с Валей нам удалось заложить в них добро к миру и людям, передать какой-то свой опыт и знания жизни, атмосферу любви в семье. А если счастливы дети, счастливы и мы…

Егор АРСЕНИН. Фото Егора АРСЕНИНА и из группы яхт-клуба «Гольфстрим» в соцсетях

 

Материалы по теме