Banner
Banner
29 марта 02:59
  • $ 92.26
  • € 99.71
Наши люди
13 июля 2016 07:56

Алексей Максимов: «Я вырос в кобальтовом цехе»

Мончегорец Алексей Максимов — аппаратчик-гидрометаллург цеха электролиза никеля, заслуженный работник Кольcкой ГМК, — с детства был уверен, что его профессия будет связана с металлургией.

— В семидесятые мы жили в бараке на Монче. До кобальтового цеха, где мой отец работал плавильщиком, было рукой подать, и я, можно сказать, вырос в цехе. Все детство наблюдал, как плавится металл. Очень нравился этот процесс, — рассказывает Алексей.

Тяжелая, но любимая профессия

В 1982-м, получив диплом автокрановщика, он устроился в автотранспортный цех комбината «Североникель», а вскоре его призвали в армию. По возвращении, 1984-м, довелось немного поработать в цехе электролиза никеля №2 (ЦЭН-2). Оттуда перевелся в «родной», кобальтовый, плавильщиком и 14 лет трудился там до закрытия цеха. Потом был ЦЭН-1, а когда на базе ЦЭН-2 открыли кобальтовое отделение, Алексей Максимов вновь оказался в знакомой стихии.

— Люблю свою профессию. Она мужская, и мне ничего другого не надо. Пока есть силы, хочу работать и даже не строю планов отсюда уезжать. Не смотря на то, что меня, теплолюбивого, «слегка» напрягают морозы и сильные ветры. К слову, замечательно чувствую себя в Сочи, хотя, понимаю, что в жару все-таки лучше отдыхать, чем работать.

О Сочи Алексей вспоминает неспроста. Дело в том, что южный город ему знаком буквально с рождения: первый раз он попал туда в двухмесячном возрасте. Родители из года в год отдыхали на Черном море по одному и тому же адресу.

— За несколько десятков лет мы сроднились как с гостеприимно принимавшей нас семьей сочинцев, так и с городом. Я знаю в нем, наверное, каждый камень! С женой и тремя дочками мы тоже долго ездили туда, пока девочки не повзрослели. Теперь они предпочитают «круизы» за границу, а мы с женой остаемся верны российскому югу.

Что может связать деда с внучкой?

Две старшие дочки Алексея Максимова живут в Мончегорске, работают в налоговой инспекции, а младшая – стоматолог — переехала в Санкт-Петербург.

— Они профессионально растут, у каждой семья. Я счастлив за дочек, и горжусь их достижениями, — делится отец семейства. — Девочки подарили нам с женой двух внучек и внука.

Старшая внучка «заставляет» дедушку держаться в хорошей физической форме.

— Она меня как-то снисходительно спросила: «Ты умеешь кататься на коньках?». А я на тот момент давно на них не стоял. Так что пришлось купить, и теперь ходим на каток втроем: я, внучка и моя жена, — смеется Алексей.

Каток – не единственное, что связывает старшее и младшее поколения Максимовых.

— Отец приобщил меня к рыбалке сызмальства. Теперь моя очередь показывать внукам прелести рыбной ловли. Летом все выходные проводим на озере.

— Какую самую крупную рыбу поймали?

— Разведя руки, как на картинке, этого не изобразишь. Ведь у каждой рыбки свой вес. Двухкилограммовый сиг — круто, щука в пять кг — тоже… А ведро корюшки – это отдельная песня, — поясняет заядлый рыбак.

На рыбалке…держи ухо востро

Лето для Алексея — горячая пора: грибы, ягоды и… моторная лодка, на которой исхожены река Пиренга и озеро Имандра.

— Места там безумно красивые и рыбные. Только бдительность лучше не ослаблять. Во-первых, местная живность — чайки, вороны, норки – не церемонятся с рыбаками: только зазевайся – стащат рыбку. А во-вторых… однажды моих друзей там же «погонял» молодой медведь. Вышел к стоянке, ребята попрятались по машинам. А тот по-хозяйски «проверил» рюкзаки, ухи поел. Ну, а что, кормить надо животное! — по-доброму смеется любитель фауны. – На Пиренге можно столкнуться и с гадюкой. Мне лично как-то «посчастливилось».

Алексею дважды приходилось спасать тонущих людей.

— В таких ситуациях главное — не растеряться. – говорит он. — Несколько лет назад я вытащил друга из-подо льда — он неожиданно провалился. А первый раз пришлось прийти на выручку двум нетрезвым бедолагам, когда я учился еще в восьмом классе! Наша компания рыбачила на Кислой губе, в районе турбаз. И вдруг заметили — кто-то барахтается в полынье. Подползли ближе, помогли вылезти. Те в ледяной воде, возможно, немного протрезвели.

Душу греют воспоминания

Детство Алексея, как у многих мальчишек, было непоседливым и полным увлечений.

— Я играл в хоккей в любую погоду — мороз нисколько не пугал. Ходил на лыжах, был гитаристом в ансамбле Дворца пионеров. Мы выступали во Дворце культуры и в своей школе. Между прочим, танцы во Дворце пионеров считались круче, чем в ДК! Еще мы с друзьями часто отправлялись в походы с палаточкой в сторону реки Ярва.

— Мончегорск моего детства – небольшой городишко. Тогда еще не были густо застроены район Мончи, Кирова и Ленинградской набережной. На месте центральной площади – котлован. Мне нравилось, когда туда стекался народ на «Проводы русской зимы». Три богатыря шли на конях через весь проспект Металлургов, потом сжигалось чучело Масленицы, каждая городская столовая торговала своими блинами… Эти воспоминания греют душу, — говорит Алексей. — Народ тогда был добрее и проще. Никто никому не завидовал. Город создавался и украшался общими усилиями.

По мере возможности наш герой до сих пор вносит свою лепту в улучшение любимого Мончегорска.

— Мы с женой и внучкой не так давно выкопали на Риж-губе несколько рябинок и посадили под окнами своего дома. Две прижились, теперь радуют глаз вместе с цветущими кустами шиповника, который тоже растет во дворе, благодаря нам.

 
Лана КАЛИНИНА. Фото из Архива Алексея МАКСИМОВА