Banner
Banner
29 марта 00:18
  • $ 92.26
  • € 99.71
Наши люди
27 декабря 2019 14:41

Династия Арнатских растет и крепнет

Знала бы Рита Тропина, устраиваясь на работу в 1958-м на комбинат «Североникель», что через много лет приобретет статус основательницы огромной производственной династии. Правда, к тому времени, когда династия образуется, Рита Михайловна уже сменит фамилию Тропина на Арнатская. Сегодня в Кольской ГМК трудится около двадцати ее родственников: сыновья с женами, внуки и родственники со стороны братьев и сестер.

Кроме сугробов ничего не помню

Через четыре месяца родоначальнице династии Арнатских исполнится 80 лет. Только при взгляде на красивую и энергичную женщину думается, что в паспорте допущена ошибка, и на самом деле ей не более 60-ти. По ее мнению, жить на пенсии интереснее, чем ходить на работу: она катается на лыжах, занимается скандинавской ходьбой, плавает в бассейне, поет в хоре ветеранов… Кстати говоря, поет не только на русском языке!

Жизнь Риты Михайловны началась в 1940 году в поселке Краснощелье Мурманской области.

— Там жили не только саамы и русские, были ненцы и ижемцы. Я научилась саамским песням. Знаю на саамском счет до 10, — рассказывает собеседница. — Я с одноклассниками до сих пор связи не теряю, хоть меня и вывезли из Краснощелья в 9 лет.

Ее родители переехали, как тогда говорили, «на Мурман» из Вологодской области. Семью раскулачили. Отец — на все руки мастер — работал на севере и конюхом, и пекарем, и шорником. Во время Великой Отечественной войны две старшие сестры уже жили и работали в одном из госпиталей Мончегорска. В 1949-м родители с остальными детьми переехали к дочкам в город металлургов, поселились в домике в рабочем поселке на 33-м километре ж/д дороги Мончегорск-Оленья.

— Кроме сугробов ничего не помню. Ехали на нартах. Отец на них кибитку сделал. Среди дороги родители чум поставят, настрогают мясо или рыбу (строганина), чай заварят горячий травяной — готовые сборы уже брали с собой, — вспоминает Рита Михайловна.

А детства не было

Рита была седьмой из девяти детей Тропиных.

— А ведь детства-то не было. Мать прачкой работала. Людей обстирывала. А она же не всегда была здорова. Хорошо, что у речки жили. Я полоскала. До чего тогда руки закалились, что до сих пор не мерзнут при любой погоде, — улыбается рассказчица.

Да что руки… Выяснилось, что собеседница планирует в январе в десятый раз окунуться в прорубь на Крещение!

А помощь по дому не ограничивалась полосканием белья. Позднее мама брала в стирку халаты поваров из столовых. Рита и стирала, и утюжила. По дороге в школу (училась в школе №11) заходила в магазинчик напротив, чтобы занять очередь за картошкой. Картошку не всегда привозили, и не всем удавалось ее купить. А после школы снова бежала в магазин.

— Хотя и была у нас грядочка не одна. Выращивали свою картошку. Но если нужда заставляла, то набирала ее в тарелочку и несла продавать на рынок. Он был там, где сейчас торговый центр «Пилот» на улице Комсомольской.

Но, не смотря на тяготы, никто нисколько не обижался на жизнь. С улыбкой Рита Михайловна вспоминает, как беспритязательно собиралась на выпускной бал.

— У сестры взяла голубенькие босоножки. У нее 34-й размер, а у меня — 36-й. Ремешок на одной порвался — дошла до работы отца, он залатал. А платье штапельное белое с голубеньким воротничком и пояском у старшей сестры взяла. Она на 17 лет меня старше. Оно уже у нее давно лежало.

Высота — это мое!

Сразу после 10 класса Рита устроилась в пятый цех (ремонтно-механический) комбината «Севергоникель», сейчас цех работает в составе компании «Печенгастрой».

— Работала формовщицей, но всегда поглядывала наверх, где «летала» крановщица Валя. Она боевая была, активная, так красиво каталась! Мелькала, поднимала грузы… У нее шикарно все получалось. Мне тоже захотелось. И я пошла в свободное время, до и после работы, учиться на крановщицу.

Как раз в то время открывался первый цех электролиза никеля. И как ни уговаривал Риту начальник ремонтно-механического, девушка ушла. В итоге ЦЭНу отдала 30 лет! Когда набралась опыта, ей доверили обучать молодых девчат.

— Я одиннадцать человек обучила, — гордится Рита Михайловна. — Мне нравилась работа крановщицы: «лечу» и пою песни. Снизу — грохот, никель режут, а я ничего не слышу. Высота — это мое. Я даже на дельтаплане полетала: знакомый меня прокатил над городом. И снова летела и пела «Стеньку Разина»: «Из-за острова на стрежень!..». Потом сказали, что мою песню в городе было слышно.

Связанные одним цехом

Муж Риты Михайловны — Евгений Евгеньевич Арнатский — восемь лет трудился в цехе карбонильного никеля старшим электриком. Оттуда перешел в «Цветметналадку» — подрядную организацию, которая занималась ремонтом подъемных кранов на «Североникеле». В семье родилось четверо детей. Трое пошли по стопам мамы — всех связывает один цех — электролиза никеля! И даже внук и внучка также трудятся в ЦЭН.

Евгений Евгеньевич и Рита Михайловна Арнатские
Евгений Евгеньевич и Рита Михайловна Арнатские

Старшая дочь — Светлана Зорина — уже ушла на пенсию, она отработала в электролизном 34 года. Сын Эдуард Арнатский — электромонтер «Печенгастроя» — 31 год обслуживает ЦЭН, стаж Сергея Арнатского, который сейчас работает в должности заместителя начальника ЦЭН по реконструкции — 30 лет.

Светлана Зорина Эдуард и Татьяна Арнатские Сергей и Елена Арнатские
Светлана Зорина Эдуард и Татьяна Арнатские Сергей и Елена Арнатские

Дочь и сын Светланы Арнатской (внуки нашей рассказчицы) — Мария Карачева и Антон Зорин — тоже в ЦЭН, работают аппаратчиками-гидрометаллургами. Одна из невесток Риты Михайловны — Татьяна, работает 31 год, она, как и племянники, тоже аппартчик-гидрометаллург. Вторая невестка — Елена — ведущий специалист планово-экономического управления с рабочим стажем 32 года.

Антон Зорин и Мария Карачева
Антон Зорин и Мария Карачева

— После меня на комбинат пришел сначала Эдуард, потом Сергей. Светлана с мужем приехали в Мончегорск в 1986-м после окончания Санкт-Петербургского горного института и, имея высшее образование, начинали трудовую деятельность электролизниками водных растворов, — говорит собеседница.

— А других вакансий не было тогда, — улыбается Светлана Зорина. — Для познания производства было даже полезно. В 1990-м году я перешла экономистом по труду и отработала в этой специальности 30 лет. Муж — Александр Зорин — вырос в ЦЭН до мастера. Потом, правда, перешел в другое подразделение. В целом у него около 20 лет стажа на комбинате.

Светлана до института некоторое время работала в центральной заводской лаборатории «Североникеля» и вела активную общественную деятельность. В ЦЗЛ действовала агитбригада, и юная лаборантка с творческим составом ходила по цехам «Североникеля».

— Один раз нас даже по телевизору показывали, — рассказывает она.

По примеру отца

Когда муж и жена работают на одном предприятии, дома неизбежны разговоры о производстве. Для сына Светланы Зориной Антона с раннего детства образ отца — аппаратчика-гидрометаллурга — был окутан ореолом мужественности.

— На выпускном в детском саду была выпущена стенгазета, где записывали слова детей о том, кем они хотят быть в будущем. Кто — космонавтом, кто — пожарным, а Антон — аппаратчиком, — рассказывает Светлана Зорина.

— С детства хотел рабочим быть. Батя был аппаратчиком, поэтому я так и сказал, — рассказывает Антон. — Я еще не знал, что это такое, но перед глазами был пример отца. В семье часто велись разговоры про работу. Обо всех производственных моментах. Я что-то про технологию узнал задолго до того, как пошел работать в Кольскую ГМК. Отец умный был, он навсегда останется для меня примером (к сожалению, Александр Юрьевич Зорин рано ушел из жизни).

Семья увлеченных

Дети и внуки Риты Михайловны — увлеченные люди. Например, Сергей с женой Еленой — заядлые спортсмены, участвуют во многих спортивных мероприятиях компании. Любят горные лыжи, бассейн, подводную охоту.

На олимпиаде Сергей Арнатский на подводной охоте
На олимпиаде Сергей Арнатский на подводной охоте

Внук Антон увлекается фотографией. И сейчас, примкнув к молодежному движению КГМК, он видит возможность раскрыть себя в этой теме еще больше.

— Постоянно что-то снимаю — практически каждую неделю проводятся мероприятия. Фотоотчеты выкладываю в группе молодежного движения КГМК, — говорит он.

Родной брат основательницы династии — Василий Михайлович Тропин — мастер корнепластики и резьбы по дереву и вместе со своей женой Галиной Борисовной тоже многие годы трудился в ЦЭН.

— Между прочим, Галина была делегатом XXV съезда КПСС! — с гордостью сообщает собеседница. И, конечно, с не меньшей гордостью она рассказывает о своих детях.

— У меня такие дети порядочные, я как у Христа за пазухой живу. Пока росли, не ограничивала их никогда: «Катайтесь, валяйтесь, сколько хотите, детство быстро пройдет». Все они ходили в спортивную школу, занимались на лыжах. На коньках катались. В футбол играли. Юлю (младшая дочь, сейчас работает в геронтологическом отделении Мончегорского комплексного центра соцобслуживания населения) часто мальчишки звали на воротах постоять. Домой придут грязные, а я им даю тазик — стирайте! Потом, вечером, конечно, сама все перестираю, — вспоминает рассказчица.

С годами семья становится все крепче. На Новый год все собираются у бабушки. Внуки приезжают из Санкт-Петербурга. К слову, Маргарита Михайловна дважды прабабушка! 31 декабря накрываются три стола, потому что собирается до 20 человек. Хозяйка готовит традиционное блюдо — холодец. За разговорами все дарят друг другу подарки. Каждый рассказывает, что интересного у него произошло в уходящем году. К слову, не только Новый год — повод собраться вместе. Не так давно Арнатские отмечали 8 марта в Финляндии — ездили на трех машинах.

Совместный отдых в Финляндии
Совместный отдых в Финляндии

Кольская КМК — что она для Арнатских?

Чем же так привлекательна Кольская ГМК для династии Арнатских?

— Наверное, то, что все мы тут работали и работаем, — все-таки не стечение обстоятельств, — говорит Светлана Зорина. — КГМК — это стабильная заработная плата, это надежность, социальные гарантии, путевки в санаторий и профилакторий, различные интересные движения: молодежное, волонтерское, спортивное.

— КГМК — это престиж, потому что компания — градообразующее предприятие. Это стабильность, уверенный взгляд в будущее. Я, например, участник соцпрограммы «Наш дом». А с чем связать будущую профессию, вырисовывалось еще в детстве. Я помню, в школе у нас висел плакат с посылом: «После школы — на комбинат!», — улыбается Сергей Арнатский. — С «Североникелем» была связана работа моих родителей. Мы после уроков к ним в цех прибегали (раньше можно было), видели, как они работают. Впитывали в себя ту атмосферу. Поэтому я связал свою деятельность с КГМК. Да, были и трудные времена, в 1990-е, когда задерживали зарплату. Но все невзгоды преодолели, прошли все ступеньки. В моем случае — от рабочего до зам. начальника цеха.

Сергей Арнатский
Сергей Арнатский

Вера ХОРСОВА. Фото из архива семьи АРНАТСКИХ

* * *

Мы всегда рядом: читайте новости Kn51 и участвуйте в опросах в нашей официальной группе в ВКонтакте, следите за событиями в Фейсбук, Инстаграм, Твиттер.