Banner
Banner
29 марта 18:15
  • $ 92.37
  • € 99.53
Экология
07 августа 2015 08:52

Северный ветер в наследство

После войны заполярным металлургам достался не только «Печенганикель», но и связанные с ним экологические проблемы.

Статью на эту тему опубликовала газета «Мурманский вестник». Предлагаем ее вниманию читателей Kn51.

Погода у нас нынче, как в том анекдоте:

— Скажите, а у вас лето было?
— Было. Правда, мы в этот день работали.

Однако не зря говорится, в каждой шутке есть только доля шутки. И если для одних плохая погода — причина запустить свой рабочий маховик на всю катушку, не отвлекаясь на искушения, для других — серьезный повод «сбросить обороты». Вынужденно.

Собственно, никаких открытий здесь нет, и жителям Мурманской области, наполняемость бюджета которой в большой степени определяют такие промышленные гиганты, как Кольская ГМК, хорошо известна постоянная необходимость балансировать между экономикой и экологией. И если «плясать от обратного», то размах нынешних погодных капризов можно оценить по той степени напряжения, с которой в июле металлургам пришлось выполнять производственный план.

Предприятия КГМК находятся под постоянным и пристальным вниманием как государственных природоохранных структур, так и ряда экологических организаций, еще в начале 1990-х годов страстно полюбивших природу, окружающую стратегические объекты Кольского полуострова. Впрочем, производство никеля действительно далеко не самое безопасное по воздействию на окружающую среду. Да и подтверждения тому, к сожалению, случаются. Так, в апреле нынешнего года в атмосферном воздухе поселка Никель было зафиксировано значительное превышение содержания диоксида серы. Последовало серьезное разбирательство с участием природоохранной прокуратуры, а также административные решения. В том числе со стороны руководства самого комбината.

— Сам факт, что руководство компании озабочено случившимся и принимает самые решительные меры, в том числе дисциплинарного характера, говорит, что они действительно серьезно относятся к соблюдению экологического законодательства, — так комментирует ситуацию заместитель министра природных ресурсов и экологии Мурманской области Владимир Хруцкий.

При этом он замечает, что превышение ПДК в Никеле случилось не само по себе, а в результате стечения так называемых неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

Как выяснилось в дальнейшем из разговора с производственниками, обозначаемые этим термином данные оказываются едва ли не одними из главных, которые приходится учитывать металлургам в своем производственном процессе. Вот только есть одна проблема — запланировать их в расчетах выпуска продукции даже на месячный период невозможно. Погода — дама капризная.

Особенно «достается» здесь производственной площадке по выпуску файнштейна в Никеле. А минувший июль металлурги и вовсе называют рекордным по количеству простоев из-за НМУ. Неблагоприятные метеоусловия подразделяются на три степени. Чтобы не вдаваться в сложные детали, достаточно сказать, что зависят они от силы и направления ветра, давления и влажности. Предупреждение о первой или второй степени опасности влечет за собой необходимость снизить нагрузку на плавильные печи, третья степень, по сути, говорит о необходимости полной остановки производства.

— В июле, как никогда часто, погода приводила к превышению концентрации сернистого газа на границе санитарно-защитной зоны поселка Никель, — рассказывает начальник производственного управления КГМК Николай Спицын. — Для таких сложных периодов у нас разработан специальный план мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при возникновении неблагоприятных условий. Он в установленном порядке согласован в надзорных органах.

Собеседник пояснил, что предварительный прогноз о классификации предстоящих метеоусловий поступает от специалистов ФГБУ «Мурманское УГМС», что позволяет приготовиться к возможному изменению плановой работы. Конкретные данные о состоянии воздуха считываются газоанализаторами, установленными в поселке и по периметру санитарно-защитной зоны. Однако нельзя не учитывать, что плавильная печь — не чайник, и на инерцию происходящих в ней процессов уходят не минуты, а часы. Поэтому прекратить «дымить» моментально в случае возникновения НМУ цех не может. Для прекращения плавки даже после снижения нагрузки требуется время.

Результатом июльских неблагоприятных метеоусловий стали 48 часов простоя печей и еще 140 часов их работы при сниженных нагрузках. Это, конечно, приводило к отставанию темпов производства, но зато позволяло снижать концентрацию SO2 в поселке в считаные часы.

— Такой дерганый ритм работы дается, конечно, очень непросто, — признается Николай Константинович. — Допустим, простой получается длиною в смену, но мы не можем при этом приступить к каким-то другим работам, например ремонтам, потому что не знаем, когда завершатся НМУ.

Как ни странно, все эти проблемы достались металлургам, можно сказать, по наследству. Комбинат в Никеле отошел Советскому Союзу во время Второй мировой войны вместе с финской территорией. А строили его и вовсе канадцы по финской концессии. Разумеется, что проблемы воздействия на окружающую среду в то время строителей предприятия и поселка-спутника заботили мало. В результате, с одной стороны, цех оказался расположен буквально в 700 метрах от санитарной границы Никеля, с другой — главную скрипку в летние периоды здесь играют северо-восточные ветры, дующие как раз в направлении от комбината к поселку. Да плюс сам Никель находится в не особо хорошо продуваемой котловине.

— По данным многолетних наблюдений, в поселке Никель летом преобладают ветры северных направлений, которые переносят выбросы комбината «Печенганикель» на поселок, и содержание диоксида серы в воздухе значительно увеличивается. Этот год не стал исключением, — рассказывает метеоролог Гидрометцентра Мурманского управления гидрометеорологии и окружающей среды Людмила Нугис.

— В Никеле установлены автоматические газоанализаторы по контролю загрязняющих веществ в воздухе, которые непрерывно измеряют и содержание диоксида серы, — вступает в разговор начальник лаборатории атмосферного мониторинга Мурманского УГМС Татьяна Короткова. — По показаниям приборов мы замечаем, что содержание диоксида серы снижается в результате проведения мероприятий согласно плану работы предприятия в период НМУ.

— Все данные, которые мы передаем, они фиксируют в специальных журналах. Я видела, что там регистрируется вся информация — когда передано, какая степень опасности, кто получил и так далее, — добавила Людмила Нугис.

Обе собеседницы отметили, что ситуацию в районе Никеля, несмотря на НМУ этим летом, можно назвать стабильной.

Пожалуй, косвенно об уровне серьезности отношения к соблюдению экологических норм на Кольском полуострове говорят данные всероссийских проверок Росприроднадзора. Согласно докладу врио руководителя этого ведомства Амирхана Амирханова, сделанному на недавнем заседании Федерального экологического совета в Санкт-Петербурге, Северо-Западный федеральный округ далеко не является лидером в части воздействия его предприятий на атмосферу. В 2014 году в СЗФО было выявлено 304 нарушения природоохранного законодательства. Притом, что в других промышленных округах, таких как Сибирский и Приволжский, — 999 и 1080 нарушений соответственно. Лидером же здесь стабильно остается Центральный федеральный округ, где число нарушений в прошлом году составило 1746. При этом, говорится в докладе, в Северо-Западном округе отмечен один из наибольших процентов устраняемости выявленных нарушений — порядка 90 процентов.

— При всех тех издержках, которые имеют место в производственном процессе КГМК, все-таки нельзя умалчивать, что компания из года в год делает очень серьезные вложения в природоохранную деятельность, — отмечает заместитель регионального министра природных ресурсов и экологии Владимир Хруцкий. — Это касается и восстановления и реабилитации нарушенных территорий, и применения новых технологий. Это все тоже нельзя сбрасывать со счетов, потому что такие меры тоже стоят значительных средств. Да, система работает не без сбоев. Но она — система — есть, она налажена, средства в ее развитие вкладываются большие. И хочу сказать, что не всякая компания идет на такие издержки.

Он также напомнил об изменениях последних лет в картине так называемого лунного пейзажа в районе Мончегорска, где компанией были проведены серьезные работы по восстановлению лесопосадок. И сейчас некогда совершенно голые сопки покрывает пусть пока еще небольшой, но вполне зеленый прижившийся «пушок».

Екатерина КОЗЛОВА, «Мурманский вестник».
Фото: 
mvestnik.ru

 

Материалы по теме