Banner
Banner
29 марта 12:51
  • $ 92.26
  • € 99.71
Экономика
13 августа 2014 13:03

Развитие Арктической зоны немыслимо без развития транспортной инфраструктуры

Транспортная инфраструктура в регионах Арктической зоны Российской Федерации должна развиваться опережающим методом.

Мурманская область — уникальный регион, который входит в Арктическую зону. Здесь находятся единственные в европейской части России незамерзающие порты. Для России это стратегически важный регион. И он должен развиваться и быть привлекательным для инвестиций.

В постсоветский период утрачено многое: ликвидированы полярные станции, гидрометеорологическая и гидрографическая службы, связанные с навигацией, и т.д. Все это требует восстановления, и работа эта уже ведется. Об этом напомнил первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин в ходе обсуждения в эфире телеканала «Россия 24» перспектив Арктической зоны. При этом он отметил, что атомный флот удалось сохранить. И это дало возможность сегодня работать эффективно и обеспечивать безопасность навигации по Северному морскому пути.

— Есть решение президента о том, что надо строить еще три атомных ледокола, — напомнил представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике Артур Чилингаров. — Один мы уже заложили на Балтийском заводе, затем будут строиться еще два ледокольных и три дизель-электроходных судна.

Сегодня регионы стремятся создать привлекательные для бизнеса условия даже тогда, когда этот бизнес еще не до конца сформулировал свое желание работать на этих территориях. И все-таки «зеленый свет» развитию транспортной инфраструктуры уже дан.

— Если говорить о государственных инвестициях, то здесь уже есть некоторые решения, в том числе по строительству ледокольного флота, — подчеркнул Тюкавин. — Было принято, на наш взгляд, стратегическое решение о том, что проект комплексного развития Мурманского транспортно узла должен реализовываться в полном объеме, несмотря на то, что наши нефтегазовые компании — Роснефть, Газпром — еще не могут подтвердить свои планы по созданию новых терминалов в Мурманске. Но, тем не менее, президент всегда говорил, и весной подтвердил еще раз, что транспортная инфраструктура в регионах Арктической зоны Российской Федерации должна развиваться опережающим методом, потому что иначе доступа к ресурсам, естественно, никто не получит. Ждать пока появятся ресурсы, а потом создавать транспортную инфраструктуру — это утопия.

Пока же многие компании, и в первую очередь нефтегазовые, располагая не до конца проверенными сведениями о возможных ресурсах, откладывают их освоение из-за финансовых рисков. Попросту говоря — дорого. В то же время есть компании, которые уже многие годы ведут хозяйственную деятельность в Арктическом регионе и готовы делиться своим опытом. «Норильский никель» работает на этих территориях уже порядка 80 лет. Более того, «Норникель» самостоятельно решает вопросы транспорта и является активным оператором Северного морского пути — компания построила собственный флот, который располагает восемью суднами ледового класса.

Как отметил один из участников дискуссии в эфире телеканала «Россия 24», освоение Арктики неизбежно. Будет это в этом году, в следующем или через 5 лет, но это будет совершенно точно.

Напомним, в обсуждении перспектив освоения Арктики приняли участие первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев, заместитель генерального директора ГМК «Норильский никель» Лариса Зелькова, директор Института океанологии Российской академии наук, академик РАН Роберт Нигматулин и первый вице-президент Русского географического общества, представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике, президент Ассоциации полярников РФ Артур Чилингаров.

 
Подготовила Мария ПОЛТАВСКАЯ. Фото Евгения ВАРФОЛОМЕЕВА из архива Kn51.ru

Материалы по теме