Banner
Banner
19 апреля 12:42
  • $ 94.09
  • € 100.53
Экономика
01 декабря 2016 14:40

«Норникель» - флагман решения стратегических задач по развитию Арктических территорий

Комплексное и эффективное освоение российской части Арктики возможно только при условии стратегического партнерства государства и бизнеса. Таков был лейтмотив деловой сессии федерального форума «Дни Арктики в Москве».

Открывая деловую сессию, министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской отметил, что именно крупные проекты, связанные с освоением природных ресурсов являются ключевыми драйверами сегодняшнего развития Арктического региона.

— Сегодня Арктический регион вступает в новую эпоху индустриального развития, напрямую связанную в первую очередь с освоением природного потенциала. Мы это хорошо понимаем и в министерстве природных ресурсов и в правительстве страны. Когда обсуждаем, акценты делаем именно на это, — отметил министр.

Государство и бизнес должны иметь четкое понимание, какие направления являются ключевыми для успешного развития северной территории. Для государства эти приоритеты обозначены в стратегии развития Арктической зоны России до 2020 года и утверждены президентом страны.

— Среди главных задач, которые стоят перед страной, — отметил Сергей Донской, — это эффективное использование и развитие минерально-сырьевого потенциала Арктического региона. Причем эта задача подразумевает реализацию крупных инвестиционных проектов для обеспечения внутренних и экспортных потребностей РФ. Также к числу стратегических приоритетов относится совершенствование и развитие транспортной инфраструктуры в регионах освоения Арктического шельфа и его побережья. Ключевым направлением в развитии минерально-сырьевого потенциала остается геологоразведка.

Флагманом здесь выступает «Норникель». За последние три года компания, которая является активным недропользователем в арктическом регионе, направила на развитие минерально-сырьевой базы четыре миллиарда рублей. Об этом во время арктического федерального форума рассказала вице-президент, статс-секретарь, руководитель блока взаимодействия с органами власти и управления «Норникеля» Елена Безденежных.

— В 2016-м году мы нарастили затраты на геологоразведку более чем на 22 процента, — отметила она. — Для нас это является существенным, а для всей России это является лидерской позицией по развитию геологоразведки.

В развитии транспортной инфраструктуры «Норникель», чьи ключевые производственные подразделения находятся в Арктической зоне России (Заполярный филиал в Норильске и Кольская ГМК в Мурманской области), так же является «пионером». До недавнего времени современный арктический флот компании обеспечивал более трети перевозок по главному водному маршруту арктического региона – Северному морскому пути. Сформированный в 2009 году собственный флот компании, состоящий сегодня из двух ледоколов и шести судов усиленного ледового класса, способен преодолевать льды толщиною до 1,8 метра без сопровождения ледоколов.

— Более десяти лет назад в компании было принято решение о развитии Северного морского пути, — отметила Елена Безденежных. — Мы приняли решение не просто для того, чтобы восполнить свой парк, а для того, чтобы обладая этими судами, мы могли быть лидерами в нашей металлургической отрасли и лидерами металлургической промышленности всей страны.

«Норникель» уже направил на модернизацию судов 908 млн рублей, а в период с 2017 по 2020 годы на эти цели предполагается выделить еще 102 млн. В строительстве новых портов на побережье Северного Ледовитого океана «Норникель» так же стал первопроходцем, вложив в модернизацию и оборудование морского порта Дудинка более 5 млрд рублей. При этом «Норникель» обладает и собственными энергетическими мощностями — компания является активным пользователем месторождений газа на Таймыре, имеет собственные электростанции и линии электропередач. Такая транспортная и энергетическая независимость обеспечивает полную автономность и безопасность работы компании, что напрямую перекликается с идеей создать минерально-сырьевые центры, о которых во время деловой сессии рассказал министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской:

— Арктический регион является уникальным в первую очередь за счет особенностей его освоения. По сути, каждый проект изолирован от региональной инфраструктуры – транспортной, энергетической. И эти проекты должны развиваться по сценарию отдельных территориальных образований, создавая собственную систему обеспечения производства и вывоза продукции. Наиболее яркий пример – это Норильск, где «Норникель» — градообразующее горно-рудное и металлургическое предприятие, — решает транспортные задачи и задачи энергообеспечения производства.

Сегодня продолжаются работы и в Мурманском транспортном филиале компании. «Норникель» ведет строительство собственного перегрузочного терминала. Сейчас идут работы по реконструкции второго причала общей стоимостью свыше 2 млрд рублей. Проект планируется завершить в 2017 году.

 
Петр КАЛАШНИКОВ. Фото Петра КАЛАШНИКОВА

Материалы по теме