Banner
Banner
18 апреля 13:47
  • $ 94.32
  • € 100.28
Экономика
21 июня 2016 12:12

Рыбопромышленники Кольского Севера и Исландии нашли общий язык

На днях из Исландии вернулась делегация Союза рыбопромышленников Севера. Встреча, на которой мурманские рыбопромышленники вместе с коллегами из Союзов рыбаков Норвегии познакомились с организацией работы рыбной отрасли Исландии и обсудили самые насущные проблемы, по мнению ее участников, прошла очень эффективно.

О результатах поездки корреспонденту «Мурманского вестника» рассказал генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин.

— Василий Федорович, каковы ваши первые впечатления об Исландии?

— Подлетая к аэропорту Кефлавик, с самолета наблюдаешь абсолютно ровную поверхность. И лишь потом, уже из окна автобуса видно, что по этой земле несколько тысячелетий назад прошла вулканическая лава, расплавила даже камни, сожгла почву вокруг, оставив после себя разорванное каменное поле. Казалось бы, неуютная земля, остров, далеко на Севере. Но природа смилостивилась и подарила свои преимущества 340 тысячам жителям, проживающим здесь. Это и теплое течение Гольфстрим, которое обогревает зимой, и благодатные термальные воды, которые дают электричество и греют дома, а также гейзеры, которые привлекают туристов со всего мира. А сам остров окружает море, богатое водными ресурсами.

— Вероятно, это и стало основным поводом для вашего визита в страну ледников, вулканов и гейзеров?

— Да, еще на очередной выставке в Мурманске в марте этого года мы провели рабочую встречу с руководителями Союза рыбаков Норвегии и Исландии и обговорили возможность такой поездки. Кстати, нелишне отметить, что наши отношения с норвежскими коллегами начали развиваться еще с 2006 года и носят стабильный, дружеский характер. А вот такая трехсторонняя встреча прошла впервые и, по общему мнению, получилась продуктивной для всех.

— Наверное, больше всего наших рыбаков интересовало, как у исландских коллег распределяются квоты?

— До 1980 года в Исландии квоты вообще не распределялись, но жизнь заставила заняться этим. В 1984 году были взяты за основу данные выловов за предыдущие три года, а уже на основании этих показателей и были закреплены квоты за судами. Кстати, квоты долгосрочные, они могут передаваться на вновь построенные суда, продаваться. Часть квот по форс-мажорным обстоятельствам может быть перенесена на следующий год. На наш вопрос, а не случались ли предложения по введению нового порядка закрепления квот, один из рыбаков грубовато сказал, что «они убили бы того, кто это предложил», а представители власти отметили, что парламент имеет право изменить этот порядок, однако на это потребуется 25-30 лет, чтобы не утратить инвестиционную привлекательность отрасли.

— И все же каким образом там регулируют работу отрасли?

— Государство считает необходимым регулировать работу в основном путем налоговых поступлений, учитывая степень доходности той или иной отрасли. Нет никаких механизмов поддержки строительства новых судов, они строятся в Чили, Турции, там, где экономически выгодно. Была попытка организовать строительство судов у себя дома, но пришлось отказаться от этой схемы, так как большинство механизмов и материалов будут привозными. Также введена плата за водные биоресурсы, имеются ограничительные меры в виде максимального размера квот для одной компании. Пожалуй, это заслуживает внимания наших особо решительных чиновников, постоянно меняющих правила.

— А как строится работа экипажей судов?

— Мы смогли побывать на нескольких судах. В порту Гриндавика стояло ярусное судно на отходе, моряки получали снабжение, лед. Рыбаки приезжали на отход прямо к борту судна, порой их провожали семьи. Здесь же открыто кафе, где кормят вкуснейшей свежей рыбой. По приходу судна все выгрузки оформляются только в электронном виде, они отправляются в органы власти, а проверку могут производить только представители департамента рыболовства. Ведется мониторинг состояния водных ресурсов, а анализы рыбопродукции могут браться только по требованию покупателей. Порт открыт для посещений. Возможно, это специфика островного государства, но такой порядок впечатляет.

— У рыбаков есть какие-то гарантии?

— Рыбакам приходится держаться за работу, так как идет обновление флота, сокращается количество судов, а соответственно, и экипажей. У части рыбаков случаются проблемы в трудоустройстве. Однако введены определенные гарантии, к примеру, в случае банкротства компании государство выплачивает зарплату из резервного фонда. Кроме того, создана Ассоциация судовых экипажей, в которой состоят около 5000 лиц командного состава судов, причем не только рыбаков, но и торгового флота, а также береговой охраны. Эта ассоциация также обеспечивает контроль за выполнением различных соглашений, гарантирующих работу и оплату труда.

— А что еще запомнилось из контактов с исландцами?

— Пожалуй, уверенность в стабильности своего положения. Как-то в ожидании своих коллег я поговорил с водителем нашего автобуса. На мой вопрос, как отразился на простых гражданах банковский кризис, который в свое время разразился в Исландии, он ответил, что государство выплатило всем их вклады, причем вместе с процентами. Правда, цены на товары и услуги очень высокие, но качество им соответствует. Достаточно сказать, что цена в ресторане на блюдо с жареной треской и гарниром в переводе на наши деньги — 2400 рублей. В самом Рейкьявике проживает 200 тысяч человек, но туристов еще больше. А еще запомнилось, что почти везде в общественных местах запрещено курение, в гостинице висит предупреждение, что, если вы закурите в номере, штраф составит 20 тысяч исландских крон (около 38 тысяч рублей) за очистку воздуха.

— И все же главным было ознакомиться с работой ваших коллег?

— Мы познакомились с деятельностью Ассоциации рыбаков Исландии, которая создана в 2014 году и объединила ранее существовавшие отдельные организации рыбаков, переработчиков и сбытовиков, а также с национальной Ассоциацией владельцев малых судов. Союз рыбаков работает на схожих с нами условиях: он не имеет законодательных полномочий, однако при необходимости создаются согласительные комиссии, все проекты государственных документов, изменения в действующие регламенты проходят оценку у рыбаков, и парламент учитывает их мнение.

— А как организован океанический и прибрежный промысел, рыбопереработка?

— В Исландии в основном весь промысел ограничивается своей 200-мильной экономической зоной, рыболовный год начинается с декабря. Годовой вылов составляет 1,1 миллиона тонн. Всего работает около тысячи судов, в том числе 511 прибрежных. В океаническом промысле 26 морозильных судов, 11 пелагических, остальные поставляют свежую рыбу. Добавлю, что предприятия сами занимаются вопросами экспорта улова, причем, экспортных пошлин на рыбопродукцию нет. Вся она поставляется на берег, где осуществляется электронная обработка объемов сданной рыбы, данные поступают в органы регулирования. Основную долю экспорта составляет треска.

— Слышала, что в Исландии рыба идет не только в пищу?

— Да, в этой стране приняты меры по развитию производств на базе более глубокой переработки всех рыбных объектов. Так при посещении Дома рыбака, куда входят 64 небольшие компании по различным видам производства, мы обратили внимание на выпуск различных косметических, фармакологических препаратов и изделий на базе рыбы. Кроме того, что компании, к примеру, дополнительно выпускают сушеные головы трески, хребты (всего из трески на сегодня используется около 73 процентов всего ее объема), здесь производятся даже изделия из кожи трески, зубаток, из которых шьется к примеру дорогостоящая экологически чистая одежда. Из кожи рыбы изготавливают медицинские пластыри, которые ускоряют заживление ран. Такие производства используют высокотехнологичное оборудование, что привлекает молодежь, которая остается работать в Исландии.

— Итак, контакты с союзом рыбаков Исландии налажены. Что дальше?

— Мы обговорили некоторые текущие вопросы, равно интересные для сторон, готовим трехстороннее соглашение между нашими союзами и ассоциациями. Наши рыбаки постоянно участвуют в международных переговорах в области рыболовства, и такие контакты позволяют правильно оценить ситуацию и на промысле, и на рынках сбыта. А для нас, российских рыбопромышленников, пожалуй, самым главным будет послать соответствующий сигнал нашим руководителям, как надо организовывать работу. И здесь, думаю, некорректно все время ссылаться на собственную специфику, мы работаем в одном и том же море, наши страны входят в ВТО, и условия работы должны быть конкурентными.

Нина АНТОНЯН, Мурманский вестник

 

Материалы по теме