Banner
Banner
29 марта 13:29
  • $ 92.26
  • € 99.71
Экономика
17 ноября 2017 08:27

Курс - на Арктику

VI Мурманская Международная деловая неделя продолжает работу: на третий день форума состоялось заседание рабочей группы «Развитие энергетики» Госкомиссии по вопросам развития Арктики и выездная сессия Петербургского международного экономического форума.

Энергетическая инфраструктура не должна стать «узким» местом

Заседание рабочей группы провел первый замминистра энергетики РФ Алексей Текслер. Он напомнил, что в этом году оно уже третье: на предыдущих рассмотрены перспективы развития пяти опорных зон — комплексных проектов социально-экономического развития России в Арктике. Сейчас на повестке реализация приоритетных проектов и развитие энергетической инфраструктуры Кольской, Архангельской и Воркутинской опорных зон. Участники дискуссии — представители федеральной и региональной власти, профильных ведомств и топливно-энергетического комплекса, крупных предприятий. В том числе компании «Норникель», реализующей на Кольской земле крупные инвестпроекты и заинтересованной в развитии энергетической сферы: в работе группы принял участие директор департамента федеральных и региональных программ компании Андрей Грачев.

— Планируемый промышленный рост в опорных зонах неизбежно повлечет рост спроса на топливо и энергию, и очень важно, чтобы энергетическая инфраструктура не стала «узким местом» для реализации крупномасштабных проектов, — отметил первый зам. министра энергетики РФ Алексей Текслер и сообщил, что предыдущие заседания уже имеют практический результат, в частности, федеральное финансирование для решения ряда вопросов.

Говоря об энергетической сфере региона, губернатор Мурманской области Марина Ковтун отметила, что должно быть четкое понимание настоящего и перспектив электроснабжения Кольского полуострова и поблагодарила Минэнерго РФ за плодотворное сотрудничество:

— Наша совместная работа уже помогла решить основные вопросы стабильного обеспечения потребностей региона в энергоресурсах на долгосрочный период. Так, принято решение о продлении сроков эксплуатации энергоблоков Кольской атомной станции, о строительстве и реконструкции крупнейших объектов электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт; разработан Комплексный инвестпроект модернизации системы теплоснабжения Мурманской области на 2015-2030 годы.

Участники рабочей группы также обсудили вопросы перспективной газификации Мурманской области, реализации Комплексного инвестпроекта модернизации системы теплоснабжения и мер его господдержки, ценообразование на электроэнергию.

   

Экспортерам в помощь

В этом году в рамках VI Международной Мурманской деловой недели впервые состоялась выездная сессия Петербургского международного экономического форума «Регионы России: новые точки роста — Арктическим курсом». Открылась она брифинг-сессией Российского экспортного центра (РЭЦ), собравшей представителей разных регионов страны.

Директор по межрегиональным коммуникациям РЭЦ Дмитрий Макеев представил линейку инструментов поддержки предприятий, ориентированных на экспорт. В их числе страхование сделок, льготное кредитование, предоставление мест на крупных международных выставках, образовательная, информационно-аналитическая и другие виды помощи. Эту тему он продолжил и на втором мероприятии международной конференции — пленарном заседании, состоявшемся по окончании брифинг-сессии.

Как отметила министр экономического развития Мурманской области Елена Тихонова, инструменты РЭЦ могут быть интересны и крупным предприятиям, и представителям малого и среднего бизнеса.

— На сегодняшний день все наши крупные предприятия являются экспортерами. Это и Кольская ГМК, и Кировский филиал компании «Апатит», и Ковдорский ГОК, и «Русал», и, безусловно, рыбопромышленные компании. Кстати, мы находимся на лидирующих позициях в России по тем продуктам, которые производят вышеперечисленные компании, — сказала Тихонова в беседе с журналистами. — Мы также рады видеть новые, не столь большие компании, которые готовы предлагать продукцию на экспорт и еще не пользуются инструментами, предложенными РЭЦ.

В брифинг-сессии ПМЭФ приняли участие представители большинства перечисленных компаний, в том числе главный инженер — технический директор Кольской ГМК Вадим Копылов.

     

Тема развития Арктики поднимается на самом высоком уровне

Пленарное заседание «Регионы России: новые точки роста — Арктическим курсом», которым продолжилась выездная сессия ПМЭФ, стало ключевым событием деловой недели.

В нем приняли участие около 600 человек: представители федеральных органов власти, делегаты арктических регионов России, эксперты от научного сообщества и сферы образования, представители банковского сектора, иностранных компаний и дипломатических кругов, крупного российского бизнеса, в том числе директор департамента федеральных и региональных программ «Норникеля» Андрей Грачев и генеральный директор КГМК Игорь Рышкель. Цикл мероприятий «Регионы России: новые точки роста», организованный фондом «Росконгресс» совместно с РЭЦ и Агентством стратегических инициатив, направлен на расширение инвестиционных возможностей, развитие экспортного потенциала регионов и продвижение конкретных территорий.

Тема развития Арктики поднимается сейчас на самом высоком уровне. Перспективы арктических территорий, стимулирование кооперационных связей, углубление международного сотрудничества, рост промышленного производства и формирование новой национальной инициативы по освоению Арктики стали основными темами дискуссии участников пленарного заседания.

   

Необходимо стимулирование инвестиционной активности

— Регион готовится к «большой» Арктике и очень быстрыми темпами, — подчеркнула губернатор Мурманской области Марина Ковтун. В своем докладе она, в частности, рассказала о процессе формирования опорных зон, в первую очередь Кольской, и подготовке нормативной базы в этой сфере на региональном и федеральном уровне.

— Хотелось бы, используя эту площадку, призвать задействованные федеральные органы ускорить нормотворческую работу, — подчеркнула Марина Ковтун. — Мы за полтора года показали свою готовность активно в этой работе участвовать на любой из площадок.

Одна из задач программы формирования опорных зон — повышение инвестиционной активности.

— Без четко сформулированных мер стимулирования инвестиций в сложных условиях арктической зоны бизнес весьма осторожно подходит к принятию решений о реализации здесь своих проектов, особенно требующих значительных и долго окупаемых вложений, — сказала Марина Ковтун. — Что касается Кольской опорной зоны, то, как признают наши партнеры, уже действующая здесь система поддержки создает достаточно комфортные условия для реализации проектов.

В числе стимулирующих факторов глава региона назвала регулирование цен на электроэнергию: низкая цена может стать мощным стимулирующим фактором для уже действующих и новых производств, генерирующих новые проекты и компенсировать так называемое «северное удорожание».

В приоритете — разработка минерально-сырьевой базы

В ходе пленарного заседания было отмечено, что арктическая зона России — стратегическая ресурсная база всей страны. Как сказала Марина Ковтун, учитывая колоссальный ресурсный потенциал, приоритетными для большинства опорных зон, в т.ч. в Мурманской области, станут проекты, связанные с разработкой минерально-сырьевой базы.

— Наши ресурсы поистине неисчерпаемы, — уверена глава региона. — В прошлом году компания «Еврохим» предоставила стратегический план развития на 100 лет. Более чем на 60 лет ресурсов, разведанных на данный момент, хватит компании «Норникель», более того, компания перевела практически все никелевое производство на Кольский полуостров. Минерально-сырьевой базы, которую разрабатывает Фосагро, АО «Апатит» в Хибинах, тоже хватит на не один десяток лет.

На сегодняшний день остаются неразработанными порядка 60% уже разведанных месторождений. Размещение их в труднодоступных районах, где отсутствует какая-либо инфраструктура, конечно, снижает их привлекательность.

— Эффективным стимулом для инвесторов на первоначальном этапе капитальных вложений в освоение этих месторождений может стать снижение суммы разового платежа за пользование недрами на территориях севернее 60 параллели, входящих в Арктическую зону России, — отметила Марина Ковтун. Она также предложила снизить значение поправочного коэффициента развитости инфраструктуры с полутора до единицы для этих территорий.

Еще одним стимулом для инвесторов, по мнению главы региона, могло бы стать поэтапное увеличение размера налога на добычу полезных ископаемых до «общеустановленного» уровня путем введения плавно повышающихся в течение первых 10 лет корректирующих коэффициентов к налоговым ставкам. Сегодня эта мера действует для организаций, реализующих региональные инвестпроекты в Дальневосточном федеральном округе, Красноярском и Забайкальском крае, в других регионах.

 

База развития опорных зон — топливно-энергетические проекты

Говоря о развитии инфраструктуры Арктического региона участники дискуссии не раз возвращались к вопросам энергоснабжения. С докладом о развитии топливно-энергетического комплекса в Арктике выступил первый зам. министра энергетики РФ Алексей Текслер. В частности, рассказал, что запасы нефти и газа здесь составляют 22 и 65% от общероссийских. На сегодняшний день в Арктике добывается 18% российской нефти, ожидается рост до 26%. Кроме того, в Арктике, в т.ч. на полуострове Ямал, добывается 81% российского газа и планируется увеличение, при этом доля арктической зоны сохранится на том же уровне — более 80%.

Он также отметил, что ведется освоение ряда нефтяных и нефтегазовых месторождений. Так, в этом году запущен самый северный нефтепровод России «Заполярье — Пурпе». Важное значение для расширения экспорта российского газа, а также развития транспортной инфраструктуры российской Арктики имеет проект «Ямал-СПГ». Арктика — это не только нефть и газ, это еще и электроэнергетические объекты, напомнил Текслер. — Это Кольская АЭС, а также АЭС на Чукотке. Вторая станция уже вырабатывает свой ресурс, но в Кемеке заканчивается строительство первой в мире плавучей АЭС.

— Крупные проекты топливно-энергетического комплекса — якорные для развития опорных зон в российской Арктике, — резюмировал первый замглавы Минэнерго России. — Они являются базой, основой для параллельного развития инфраструктуры, в т.ч. транспортной.

Тему перспектив атомной энергетики продолжил заместитель гендиректора «Росэнергоатома» Павел Ипатов, рассказав о роли концерна в реализации масштабных арктических задач.

Ни один проект невозможно реализовать без людей

Кадровые проблемы арктической зоны озвучил исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Виктор Черепов:

— Ситуация на рынке труда ухудшается в связи с миграционными процессами и в связи с демографической ситуацией, которая сегодня сложилась. Мы оказались в демографической яме, и это будет длиться 7-10 лет, как минимум. Поэтому подготовленные кадры должны использоваться целенаправленно по заказу предприятий и предпринимателей, нужно внимательно относиться к каждому потенциальному работнику.

Вице-президент РСПП отметил, что союз промышленников в последние годы много внимания уделяет именно подготовке кадров инженерных, рабочих и напомнил, что для решения этих вопросов Указом президента РФ в апреле 2014 создан национальный совет по профессиональным квалификациям.

Были озвучены и конкретные предложения для решения проблемы обеспеченности предприятий арктической зоны квалифицированными кадрами. Это, в том числе, увеличение количества студентов вузов, принимаемых для целевой подготовки, конечно, с участием государства.

— Без поддержки государственной вот такой целевой набор в вузах и развитие кадров на севере, на территории арктической зоны невозможно, — отметил Виктор Черепов. — И, конечно, нужно наиболее полно использовать те силы, которые есть сегодня.

 

Государственно-частное партнерство — улица с двусторонним движением

В социально-экономическом развитии Мурманской области, арктической зоны и всей страны особенно важна роль крупного бизнеса. Конкретные примеры привел директор департамента федеральных и региональных программ компании «Норникель» Андрей Грачев.

Оценивая роль горно-металлургической промышленности, он отметил, что доля в ВВП рамочного производства по итогам 2016 года составила 2,7%, при этом 10% металлургического производства — доля «Норникеля». В то же время компания серьезную роль играет в устойчивом развитии Северного морского пути, его логистической системы и в социально-экономическом развитии регионов арктической зоны.

— В этом году мы вместе с руководством Мурманской области открыли новый перегрузочный терминал, стоимость которого составила 4,6 млрд рублей, теперь грузопоток через терминал достигает 1,5 млн тонн, — напомнил Андрей Грачев. — Общие вложения компании в программы развития и реконфигурации до 2023 года составят порядка одного триллиона рублей, в том числе в проекты экологической направленности — до 250 млрд рублей. Целевой показатель «Норникеля» в области экологического развития — сокращение выбросов в атмосферу на 75% до 2023 года.

Основное направление — реконфигурация и развитие производства, где особое место отведено Кольской ГМК. Она стала никелерафинировочным центром компании (вложения составили порядка 25 млрд рублей), а также единственной в России площадкой производства кобальта электролитного высших марок.

Андрей Грачев также отметил, что главная цель развития Арктики, которую сегодня решают на всех уровнях, это обеспечение достойной жизни людей на Крайнем Севере. И «Норникель» вкладывает большие средства в проекты, способствующие стиранию различий между уровнем жизни жителей различных регионов. Именно для этого компания вкладывает деньги в строительство аэропорта в Норильске прокладку волоконно-оптической линии связи от Уренгоя до Норильска протяженностью 957 км.

— Мы готовы работать и нести социальную ответственность, готовы развивать производительные силы в арктической зоне, — сказал он. — Конечно, без помощи государства, с учетом высокого уровня вложений, с учетом энергоемкости проектов, наверное, редкая компания сможет справиться с такими задачами. И мы готовим свои предложения по этому вопросу.

Как отметил директор департамента федеральных и региональных программ «Норникеля», важной мерой поддержки может стать применение адаптизационного коэффициента в отношении природоохранных и инфраструктурных проектов (3 и 2 соответственно); распространение мер налогового стимулирования при реализации проектов на Дальнем Востоке, в Байкальском регионе и арктической зоне; сдерживание роста цен на электроэнергию. Серьезной мерой содействия в реализации крупных экологических проектов может стать кредитование со стороны госинститутов.

Говоря о взаимодействии с госструктурами и, в частности, российским Минэнерго, Андрей Грачев подчеркнул важность государственно-частного партнерства:

— Мы считали и считаем, что это улица с двусторонним движением. Я думаю, если будем этой улицей идти, то достигнем значительных успехов вместе с областью и с федеральным центром.

 

Строительство ледокольного флота не остановится

Тему транспортной составляющей инфраструктуры арктической зоны и развития Севморпути поднял в своем докладе и генеральный директор по эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот» Андрей Смирнов.

Он напомнил, что в свое время было создано 11 гражданских судов с ядерными установками, в т.ч. 9 ледоколов и один лихтеровоз «Севморпуть». В настоящее время практически половина из них выработали свой ресурс, в эксплуатации четыре ледокола. Кроме проводов по трассам Севморпути в летний период практически с 1980-х годов осуществляется круглогодичная арктическая навигация в западном районе Арктики, в основном это Карское море, начали осуществляться госпроекты. Он особо отметил роль крупных предприятий, в т.ч. «Норникеля», в развитии Севморпути.

— В 1970-1980-е годы активное строительство атомного флота во многом было связано с развитием «Норникеля», — напомнил Андрей Смирнов. — Собственно, мы считаем компанию близким другом и партнером. «Норникель» построил собственный мини-флот судов арктического класса, но мы продолжаем сотрудничество.

В последние годы произошел качественный и количественный скачок: строятся суда, превосходящие те, которые еще 10-15 лет назад считались гигантами. В 2019-м, в частности, планируется окончание строительства нового универсального ледокола, строительство еще одного запланировано на 2021 год. На этом, как отметил Андрей Смирнов, строительство ледокольного флота не остановится, в правительстве рассматривается соответствующая программа.

 

Осваивать Арктику вместе

На полях деловой недели активно обсуждаются вопросы международного сотрудничества и устанавливаются контакты в самых разных сферах. Так, в первый день форума представители бизнес-сообщества Королевства Норвегии встретились с представителями Кольской ГМК в Никеле, чтобы обсудить современные технологии в металлургической отрасли, которые способны не только повысить эффективность производства, но и улучшить экологическую обстановку. На третий день Деловой недели в норвежском консульстве состоялась встреча с руководителями промышленных предприятий, в том числе дочерней компании «Норникеля» — Кольской ГМК, которую представлял генеральный директор КГМК Игорь Рышкель.

Обсуждение вопросов международного сотрудничества продолжили участники пленарного заседания. Без широкого международного взаимодействия сложно развивать арктические территории, в частности Баренцева/Евроарктического региона. Для этого в 1993 году создан Совет Баранцева/Евроарктического региона, который объединяет Россию, пять стран Северной Европы и Европейский союз. На протяжении последних двух лет в Совете БЕАР председательствовала Россия, которая сложила полномочия на 16-й министерской сессии Совета, состоявшейся месяц назад в Архангельске. Об этом напомнил заместитель второго Европейского департамента Министерства иностранных дел РФ Сергей Петрович. Он сообщил, что за два года российского председательства проведено около 80 мероприятий, главная цель — содействие обеспечению социально-устойчивого развития Баренцева региона с акцентом на рациональное использование научно-организационного и ресурсного потенциала, соблюдение стандартов в учете.

— Председательская повестка включала три приоритета: развитие транспортно-логистической тематики, защита окружающей среды и борьба с изменением климата и последствиями, развитие культурных и этнических связей, — сказал Сергей Петрович. — Каждый из этих приоритетов был подкреплен соответствующей встречей на уровне министров, закончившейся важными решениями.

Так, в 2015 году состоялась встреча министров окружающей среды стран БЕАР, на которой констатирован прогресс в ликвидации экологических горячих точек. Все они находятся в российский части. Их ликвидация — комплексная задача, которая требует сложения экспертных и финансовых усилий многих участников.

— К настоящему моменту ликвидировано 9 из 42 экологических точек, последние три — как раз на встрече министров в Сортавале в ноябре 2015 года. Работа продвигается, думаю, что следующие решения будут в конце ноября на очередной встрече министров окружающей среды стран БЕАР (29-30 ноября в Вардё в Норвегии), — уточнил в разговоре с Kn51 представитель российского МИДа. — Хотел бы отметить роль в этом процессе Северной экологической финансовой корпорации (НЕФКО), которая, несмотря на действующий в отношении России санкционный режим, продолжает работу на Северо-Западе России в полном объеме.

Сергей Петрович подчеркнул, что это один из примеров практического взаимодействия между странами Баренцева региона, которое не подвержено влиянию политической конъюнктуры. Потому что все понимают, что заниматься оздоровлением экологической ситуации и защитой окружающей среды невозможно по одну сторону границы и не заниматься по другую.

Представитель МИДа в своем докладе сообщил, что важным результатом стала новая редакция плана действий для Баренц-сотрудничества в связи с изменением климата. Кроме того, по итогам встреч министров транспорта стран Баренц-региона в июне 2016 года в Архангельске констатирован прогресс в разработке масштабного совместного транспортного плана Баренц-региона по формированию 16 трансграничных транспортных маршрутов с использованием железнодорожного, автомобильного и морского вида сообщений, 7 из них проходит по территории РФ. Предусматривается также развитие сети авиасообщений на Севере Европы в направлении «Восток-Запад». Важным практическим вкладом в развитие транспортной инфраструктуры Баренц-региона стало завершение в конце сентября 2017 года реконструкции автодороги «Кола» на участке Мурманск-Киркенес, которая существенно сокращает время в пути между этими городами.

В докладе также была приведена информация о Баренцевой стипендии в области культуры, развитии арктического туризма, поддержке коренных народов Севера и российских инициативах в сфере сотрудничества в БЕАР.

Тему международного сотрудничества в своих выступлениях на пленарном заседании продолжили генконсул Королевства Норвегия в Мурманской области Эрик Сведал и генконсул Республики Корея в Санкт-Петербурге Ли Джин Хен.

* * *

VI Мурманская международная деловая неделя проводится с 13 по 17 ноября. Ее ключевым партнером уже во второй раз становится компания «Норникель», которая за более чем 80 лет работы на Крайнем Севере стала одной из крупнейших в Арктической зоне РФ. VI ММДН включает более 20 мероприятий, которые посетят более 3,5 тысячи человек, в том числе гости из 18 субъектов Российской Федерации и 13 зарубежных стран.

 
Мария ПОЛТАВСКАЯ. Фото Евгения ВАРФОЛОМЕЕВА

Материалы по теме