Banner
Banner
28 марта 13:40
  • $ 92.59
  • € 100.27
Экономика
18 апреля 2017 12:17

Выйти из системного кризиса

В бизнес-среде все более широкую поддержку получает идея, что именно устойчивое развитие способно придать мировой экономике новый импульс для прогресса, сделать ее более «справедливой» — а значит, более жизнеспособной. Этого принципа придерживается все больше российских компаний, в их числе «Норникель». По словам президента «Норникеля» Владимира Потанина, принципы устойчивого развития являются неотъемлемой частью долгосрочной корпоративной стратегии предприятия.

О том, как внедряются эти принципы в российских компаниях, рассказал журнал «Эксперт».

Цивилизованное развитие

В начале этого года руководители 35 крупных мировых компаний, приверженных принципу устойчивого развития, представили совместно с ООН доклад «Лучший бизнес, лучший мир». Они считают, что основанные на этом принципе бизнес-модели могут до 2030 года дополнительно принести 12 трлн долларов ВВП (это около 10% от сегодняшнего мирового ВВП) и создать 380 млн новых рабочих мест по всему миру.

Что такое устойчивое развитие? Это цивилизационное развитие — экономическое, социальное, технологическое, — которое не противоречит задачам долгосрочного выживания человечества и сохранения базовых стандартов его существования. Оно позволяет избегать разрушительных кризисов в той или иной области, способных повернуть вспять ход истории.

— Во-первых, количество доступных ресурсов и динамика, с которой они тратятся экономическими субъектами, перестали состыковываться, — поясняет «Эксперту» руководитель центра устойчивого развития бизнеса бизнес-школы «Сколково» Наталья Зайцева. — Во-вторых, последствия вмешательства человека в окружающую среду стали очевидны: риски уже материализовались в финансовые последствия на уровне стран, городов, компаний — например, ущерб от разного рода стихийных бедствий, загрязнения воды и воздуха и так далее. То есть риски стали очевидны не только для академической среды, которая просчитывала это достаточно давно. Как следствие, пришло понимание, что решение столь масштабных проблем возможно только при общей координации усилий.

Необходимость перехода к модели устойчивого развития поначалу обсуждалась на межгосударственном уровне, но вскоре стало понятно, что без участия крупных международных компаний не обойтись. Это обусловлено, конечно же, степенью их влияния на мировые экономические процессы. Любая транснациональная корпорация, адаптируя те или иные стандарты в экологии или, например, в социальной сфере, способна оказать влияние на процессы в глобальном масштабе. Например, не секрет, что в СССР не были актуальными вопросы экологии, заботливого отношения к природе и человеку.

— В 1942 году надо было дать первый никель фронту — вот его и дали, — рассказывает в интервью агентству Bloomberg президент «Норникеля» Владимир Потанин. По его словам, в советские времена «стоимость жизни была не так велика». — Главное было дать определенное количество металла, неважно как, — говорит Потанин.

Сейчас горно-металлургический гигант тратит огромные средства, чтобы избавиться от накопленного в советский период экологического ущерба. То же приходится делать и большинству российских корпораций.

По мнению экспертов, переломным моментом с точки зрения привлечения широкого бизнес-сообщества к процессам устойчивого развития стало принятие в 2015 году «Целей устойчивого развития». Они стали своего рода общим языком, на котором начинает говорить бизнес, правительства стран, некоммерческий сектор и вовлеченная общественность.

Те, кто начал говорить на этом языке раньше других, утверждают, что получили не только позитивный имидж в глазах инвесторов, но и реальную прибыль.

Российский бизнес в теме

Сегодня взаимодействие бизнеса в целях устойчивого развития строится в рамках разнообразных инициатив или платформ, как отраслевых, так и созданных в сотрудничестве с различными международными организациями. Например, вышеупомянутый доклад «Лучший бизнес, лучший мир» подготовлен платформой Global Compact («Глобальный договор ООН»), которая координирует стратегию ООН в сфере устойчивого развития более чем с 9000 компаний в 170 странах. К этой платформе присоединился и «Норникель».

Флагманы отечественного бизнеса становятся участниками ключевых глобальных инициатив по устойчивому развитию в силу того, что сегодня именно это нужно их бизнесу.

— Принципы устойчивого развития являются неотъемлемой частью нашей долгосрочной корпоративной стратегии, — прокомментировал Владимир Потанин.

«Норникель» традиционно много вкладывает в различные социальные и экологические программы, прежде всего в Заполярье, где расположены основные производственные активы компании. Самый масштабный проект на сегодня — закрытие в сентябре 2016 года Никелевого завода в Норильске, введенного в строй еще в 1942 году.

— Единственная причина, по которой мы решили закрыть завод, — экологическая, — рассказывает директор департамента социальной политики «Норникеля» Светлана Ивченко. — Компания поставила перед собой задачу радикально снизить нагрузку на окружающую среду. Сегодня это одна из ключевых бизнес-целей.

 В результате закрытия завода выбросы диоксида серы в атмосферу сократились в черте города примерно на 30%. В ближайшие годы компания планирует снизить эти выбросы до минимума и готова потратить на мероприятия экологической направленности около 250 млрд рублей.

— Те цели, которые ставятся в рамках инициативы UN Global Compact — в сфере экологии, социальной политики и так далее, — уже довольно давно успешно решаются в нашей компании, — говорит Светлана Ивченко. — Сам факт присоединения — скорее символический, имиджевый шаг, который позволяет аналитическому сообществу, инвесторам сделать определенные выводы о нашей компании. Кроме того, мы получаем здесь и немалые конкретные выгоды. Результатом эффективной социальной политики становится прежде всего привлечение к нам лучших кадров, которые есть сегодня на рынке. Кроме того, это создание качественной среды, в которой живут и работают сотрудники «Норникеля». Все это инвестиции в человеческий капитал, который является главным залогом успешной работы нашей компании.

Внедряет бизнес большой и маленький

Московская школа управления «Сколково» опубликовала недавно подробный отчет о месте России на «глобальной карте» устойчивого развития. На шкале из 142 стран Россия с индексом 0,6 оказалась примерно посередине списка (50-е место) — у лидера, Норвегии, индекс приближается к единице. Это композитный индекс устойчивого развития IEMS, который рассчитывается по четырем измерениям устойчивого развития — экономическому, социальному, экологическому и управленческому.

Одновременно в «Сколково» проанализировали опыт 30 крупнейших транснациональных корпораций, работающих в России, и пришли к выводу, что именно их деятельность во многом способствовала внедрению практик устойчивого развития в стране — «посредством обучения поставщиков, содействия развитию систем добровольной сертификации, участия в коллективном лоббировании интересов в составе промышленных ассоциаций». При этом эксперт Наталья Зайцева отмечает и другой, не менее позитивный момент: принципы устойчивого развития все чаще внедряет в своей работе российский малый и средний бизнес.

Публикуется в сокращении. Подробнее — журнал «Эксперт»

 

Материалы по теме