Banner
Banner
25 апреля 18:55
  • $ 92.13
  • € 98.71
События и факты
10 февраля 2015 14:12

Зачем саамы и власти пошли в музей?

В стенах Музея истории города Мончегорска состоялась неформальная встреча — решение проблемных вопросов представители власти и общественных организаций саамов искали за чашкой чая.

На встречу, приуроченную ко Дню единения саамов, собрались представители Национально-культурной автономии саамов (НКА) и Общественной организации саамов Мурманской области (ООСМО), замглавы администрации города по социальным вопросам Владимир Ливдан и, конечно же, сотрудники музея.

— Хотелось бы, чтобы наше сотрудничество с общественными саамскими организациями стало более систематизированным, — высказала пожелание директор музея Иванна Сорокина. — Это необходимо для того, чтобы правильнее и полнее представить культуру и историю саамского народа тем посетителям, которые ничего о нем не знают. 

Встреча получилась неформальной, что называется «без галстуков». Задавали вопросы и вместе обсуждали варианты их решения. Спрашивали о разном, но всякий раз упирались в вопрос: каким народным промыслом заниматься саамам, живущим в Мончегорском районе, который не признан территорией компактного проживания коренных народов. Таковыми в Мурманской области считаются только Ловозерский, Кольский, Ковдорский и Терский районы. 

Впрочем, общественники понимают, что современная саамская молодежь, выросшая в городских условиях, вряд ли осилит такой традиционный промысел, как оленеводство. 

— На данный момент есть вакансии среди пастухов в сельскохозяйственном предприятии «Тундра» в Ловозере или в «Оленеводе» в Краснощелье. Можно организовать родовую или семейно-территориальную общину, — рассуждает член НКА Андрей Белозеров. — Но придет ли молодежь в традиционное хозяйство, проживет ли без благ цивилизации? Это же сложно, в том числе и физически. 

Кроме того, общественные саамские организации делают упор на культуру: возрождение традиций, костюмов и языка. Надо отметить, что саамский язык, как говорит замдиректора музея Надежда Бородкина, тема весьма загадочная. 

— Ученые относят его к финно-угорской группе, но костяк основных слов языка (мама, папа, здравствуйте и т.д) не соотносится ни с одной группой. Более того, бытует мнение, что нет единого саамского языка. Вполне возможно, оно имеет право на существование, потому что диалекты погостов отличаются разительно! Есть слова, что звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. Я считаю, — продолжает Надежда Бородкина, — что саамы, как и их язык, загадочны. Можно ли вспомнить еще хоть одну народность, которая никогда ни с кем не воевала? Не смотря на все перипетии истории саамов, они умудрялись избегать конфликтов, предотвращали их. Стоит только вспомнить, что им пришлось пережить во времена советской власти… Они обладают особой жизнестойкостью и особым мировоззрением. Было бы неплохо нашим саамам поделиться этим с детьми! 

***

По ходу обсуждения саамских проблем на встрече рождались интересные и, главное, реальные идеи их воплощения. Насколько они окажутся жизнеспособными, покажет время. 

 
Светлана ФРИБУС. Фото Светланы ФРИБУС

Материалы по теме