Они учатся рекламировать и продавать
Этнотуризм, частное оленеводство и декоративно прикладное творчество — «Лента.ру» выяснила, чем промышляют коренные народы Севера и платят ли они налоги.
Считается, что представители коренных народов занимаются исключительно традиционными промыслами. О том, где действительно работают аборигены и какой у них бизнес, изданию рассказала этноэксперт, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН Наталья Новикова.
— Во многих регионах уже просто нет возможности заниматься традиционными промыслами — и ресурсов столько нет, и города, построенные там, рассчитаны на другой род деятельности, — рассказывает этноэксперт. Сфера традиционного природопользования значительно сузилась. У аборигенов появились другие занятия. Например, этнотуризм, изготовление сувениров, декоративно-прикладное искусство.
Вместе с этим Наталья Новикова объяснила, что есть такое явление, как самозанятость. Например, оленеводы-частники официально нигде не работают, но тем не менее содержат свои семьи и обустраивают территорию Арктики, потому что другого постоянного населения там нет.
Есть и те, кто не побоялся заняться предпринимательством, но область их бизнеса всегда связана с делом, которое они очень хорошо знают. Например, на Сахалине есть завод, основанный представителями коренных народов, — Национальная хозяйственная артель «Абориген». Они осуществляют заморозку рыбы, выпускают икру.
На чем северные аборигены зарабатывают состояния, более подробно можно узнать в статье проекта «69-я параллель» — «А за что они должны платить налоги».