Banner
Banner
28 марта 22:48
  • $ 92.26
  • € 99.71
События и факты
27 мая 2019 07:59

По старой дороге…

На Кольском полуострове, вдалеке от автострады, середина мая — время, когда буянят реки, размыты грунтовки и, стало быть, самая пора открыть сезон покатушек любителям бездорожья. Участники мончегорского клуба любителей внедорожной езды «Лапландия» не упустили момент и проехались по Старокировской дороге: разведали трассу для новых трофи-рейдов и заодно отметили День пионерии, а вместе с ними и корреспондент Kn51.

Это было недавно, это было давно…

Грунтовка Старокировской, идущая от Кировска до Умбы, когда-то соединяла множество поселков лесозаготовителей. Названия их не на слуху и уже звучат непривычно: Муна, Инга, Ингозеро, Дедкова ламбина… Теперь, глядя на пустыри, поросшие ивой, сложно представить, что прежде здесь стояли дома, школы, магазины… Только внезапно оголившийся в сухой траве скелет панцирной кровати или ржавый примус в кустах  напоминают: «Ах, да… Здесь жили люди, спали, готовили еду…». А было это всего каких-то 40-50 лет назад.

Нам бы крылья…

Прежде, чем добраться до все еще обитаемой деревни, названной красивым женским именем Инга, джиперы «полетали» на заброшенном аэродроме Хариусный вблизи села Березовка (от села осталось одно название). Сейчас взлетно-посадочная полоса окружена непроходимыми лесами. Несколько хозпостроек и вышка, с которой управляли полетами, — вот и вся инфраструктура некогда запасного полевого аэродрома 987 морского ракетоносного авиационного полка (МРАП), который базируется в Североморске-3. ВПП до сих пор, можно сказать, в идеальном состоянии, только в некоторых местах сквозь трещины асфальта проросли березки. Нитка военного аэродрома длиной в 3000 м соблазнительно ровная после камней и бугров грунтовки, манила размять… колеса. Честно говоря, во время скоростной «разминки» очень не хватало крыльев.

Лесные артефакты

— Впереди нас ждет «Могила неизвестного матроса», — предупредил участников путешествия руководитель клуба Анатолий Еремеев.

Матроса? В тайге? Те, кто не в теме, в мыслях нарисовали, как минимум, архитектурный ансамбль или памятный обелиск военного времени, но… На перекрестке нескольких дорог перед ними предстала «могила» в виде созданного каким-то шутником весьма забавного арт-объекта: обложенный булыжниками холмик, из которого с одного края торчат носы мужских сапог нескромного размера, вкопанных в землю, а с другого — на высоком камне залихватски нацеплена «бескозырка», вернее то, что от нее осталось. Вокруг — груда пустых бутылок из-под всевозможных напитков.

Следующий артефакт издали показался обычной деревянной автобусной остановкой. Путешественники удивились. Во-первых, почему именно остановка сохранилась в глуши, где не осталось и следа деревень? А во-вторых, здесь что, ходили автобусы?! При ближайшем рассмотрении «остановка» превратилась в небанальное ограждение для колодца. Запущенного, правда, зато под крышей.

     

На почти Рижском взморье

Добравшись, наконец, через многочисленные броды и болота до уютной Инги, мончегорские автопушественники расположились на первую ночевку. Надо сказать, что с погодой несказанно везло — наступившее утро располагало к прогулке. Чем и занялись.

Деревню разделяет деревянный мост, через неширокую, но бурную речку. Бревна крепко держатся друг друга, видно, что автотранспорт по ним ездит без опаски.

Противоположная сторона реки напоминает прибалтийский берег. Высокие (по заполярным меркам) сосны, золотистый песок, усыпанный иголками.

Корни некоторых деревьев нависают над дорогой. Их вид во всем напоминает толкиновских Энтов — Пастырей Дерев. Под лапами елей, в звонких струях, сверкают солнечные зайчики, словно играя в чехарду с вербой, что стоит в воде по пояс. 

А в деревне радуют глаз ухоженные огороды — вовсю ведется подготовка к летнему сезону. Кто-то на дачах расставляет «модных» гномов, а у жителей Инги отпугивают злых духов деревянные «олени» из «рогатых» чурбачков.

В Ингу добрались глубокой ночью и ненароком разбили лагерь рядом с местным кладбищем, поэтому днем заглянули и туда. Даты рождения и смерти на деревянных крестах, густо поросших лишайником, дают пищу для размышления. Вот человек пришел в мир в 1872 году, ушел — в 1965-ом. Долгая жизнь. Какой она была? На нее пришелся отрезок времени, включивший  много ссобытий: Первая мировая, Октябрьская революция, гражданская война, раскулачивание, Великая Отечественная… Что коснулось его лично?

У могил с редкими или даже незнакомыми русскими именами невольно задерживаешься: Кондрат, Нифонт, Ермиония… Светлая память тем, кто здесь когда-то жил…

     

Во всем увидеть радость

Тоже на берегу, но уже другой реки, под названием Муна, располагается одноименная деревня — следующая точка путешествия джиперов. Анатолий Еремеев рассказал, что еще несколько лет назад здесь стояла баня, построенная в советские времена. Путешественникам удалось найти лишь каменку от нее. И на месте самого поселения лесозаготовителей нет ничего — пустырь. Мост через реку сожжен. Кстати говоря, это не единственный сгоревший мост, что встретился по пути. Грустное зрелище.

Но путешествуя, любители бездорожья не заостряют внимание на деяниях человека, а наслаждаются жизнью, глядя на закат, что отражается в озере, и на маленькие водоворотики на речных поворотах; наблюдая, как по-спринтерски снуют муравьи в муравейнике и как сияют на стволах сосен янтарные капли смолы… Такие моменты остаются в памяти на всю жизнь. А сколько счастья приносит общение с животным миром! Глаз радуют бабочки и шмели, не говоря о тетеревах, куропатках, совах…

К слову, в Муне ночевали на поле, сплошь испещренном норками леммингов. Пока устанавливали палатки, пара мелких смельчаков выпрыгнула из жилищ и скачками унеслась подальше от шумной компании. Ночью в тишине слышались лемминговые «разговоры». Или заговоры о том, как прогнать нарушителей покоя со своей территории.

Завершил путешествие любимый советскими школьниками праздник — День пионерии. Прихваченный Анатолием Еремеевым горн в тот день «голосил» не раз. Пытаясь выдавить из инструмента хоть какие-то звуки, путешественники проходили тест на силу легких… Инструмент выдавал рев лося, шипение удава, неописуемые повизгивания, но никак не сигнал горна. Оказалось, что испытание смехом намного серьезнее, чем броды и болота. И джиперы его прошли!

 

Лана КАЛИНИНА. Фото и видео Ланы КАЛИНИНОЙ и участников путешествия

 

Материалы по теме