Banner
Banner
29 марта 18:31
  • $ 92.37
  • € 99.53
События и факты
13 февраля 2020 08:12

Быт меняется, но дух народа должен оставаться неизменным

6 февраля представители коренного народа Кольского полуострова — саамы — отмечали День единения. Мончегорцев пригласили на встречу с председателем Мончегорской городской национально-культурной автономии Верой Пепиной и членом автономии Андреем Белозеровым.

Знать и помнить для того, чтобы сохранить

Как отметила Вера Пепина, задача автономии — сохранить культуру своих предков — экостровских саамов. А для того, чтобы было что беречь, нужно в первую очередь знать и помнить историю этого народа.

— Я всегда говорю: единственный, кто глубоко знает историю и саамские легенды, — это Андрей Васильевич Белозеров. Так что задавайте ему вопросы и слушайте внимательно, — обратилась она к гостям встречи, состоявшейся в Центральной городской библиотеке.

История и обычаи саамского народа удивительны. К слову, этот народ в Финляндии называли «саами», в Карелии — «саамы». Карельское название и прижилось в русском языке. А сами саамы называют себя «самь олме» — «сами люди». К слову, финны называли их еще и «лаппи», а русские — «лоппины», что значило «люди, которые живут где-то в конце».

Кузомень — бывший еловый мыс

Встреча приятно затянулась. Неспешный рассказ Андрея Белозерова погрузил слушателей во времена, когда для саама жизнь в тундре была естественным положением вещей, а не экстремальным походом за приключениями. Он затрагивал разные аспекты жизни этого народа на Кольской земле: питание, контакты с другими народами, культуру, традиции, а также пролил свет на происхождение некоторых географических названий.

Например, название старинного поморского села Варзуга, по его словам, происходит от слова «варз» — глагола карельского языка — «богатеть».

— Сначала там жили саамы, потом — карелы. Кто не знает: в прошлом году было 600 лет со дня, как карельский погост Варзуга был вырезан скандинавами. Значит было, чем поживиться в поселении, оно не было бедным, — рассказал Андрей Белозеров. — На Терском берегу много карельских названий. Допустим, название села Кузомень — от карельского «кууз» — «елка», а «Кузомень» — «Еловый мыс». Это уже говорит о том, что когда-то на месте песчаной пустыни росли ели. Хибины — в переводе с поморского диалекта означают «спинной хребет». Саамы называли эти хребты «Умптек». Озеро — «Умпявр», из него вытекает Умпиок — река Умба, на берегу которой возникло одноименное поселение.

Русские люди здесь тоже давно живут.

— Если взять поморов, то — без малого 1000 лет, — продолжил рассказ Андрей Васильевич. — В основном они селились по Терскому побережью. Там было несколько волн заселения. Приходили молодые парни. Брали лопарок в жены, рождали потомство. Так на Кольском полуострове сложился своеобразный союз русско-лопарский и образовались метисные поселения Варзуга, Чаваньга, Чапама. Здесь. На юге полуострова сошлись три культуры: русская, карельская и саамская — получилась народность роканы («рок» — по-саамски — «тюлень», «нерпа») — охотники на тюленей — люди, несущие гены трех народов.

   

Исчезающие диалекты…

Еще во времена Ивана Грозного саамы, жившие на территории, где теперь располагаются Архангельская область и восточная часть Карелии, были записаны в крестьянское сословие и обрусели. У них стались определенные обычаи и слова саамского происхождения.

— Считается, что у саамов на Кольском полуострове существовало пять основных диалектов. Сейчас осталось четыре. По-моему, только две семьи в Финляндии говорят на кеми-самь. Жив терский диалект, на котором писала Октябрина Воронова. Колто-диалект — на нем писал Аскольд Бажанов, кильдинский, который в наши дни считается основным (главные носители его жили в Воронинском погосте, которого сейчас не существует: его территория затоплена при постройке каскада Серебрянских ГЭС, а остатки населения выселены в Ловозеро). Ну и имандровский диалект — аккала. Диалекты значительно различаются. Если имандровские саамы немножко понимают ловозерских и финских, то финские — ловозерских — нет. Поэтому еще во времена древних московских государей саамы, чтобы между собой общаться, вынуждены были перейти на русский язык, стали двуязычными.

Всему верить не следует

Многие путешественники записывали со слов саамов их истории.

— Но могу сказать, что саамы, пока человека хорошо не изучат, не особенно откровенны, — признал Андрей Васильевич. — Поэтому верить запискам таких путешественников особо не надо. Им не все можно и нужно было говорить, нередко отвечали так, чтобы отцепился.

К примеру, существует мнение — якобы саамы прекрасно жили в тундре, объедались оленьим мясом. Но, как говорит Андрей Белозеров, этого не было:

— Питались в основном рыбой. Мясо — два раза в год, в пору весеннего и осеннего хода оленей. Были способы заготовки рыбы без соли — квашение. Многие считают, что такая рыба тухлая, а она ферментированная. Употребляя ту рыбу, саамы не страдали от цинги.

Сейчас восстановить знания трудно

Появление христианства на Кольской земле не сподвигло саамов отречься от традиций предков. Обряды, связанные со взаимодействием с силами природы, были для них делом обыденным.

— Был такой краевед — Василий Кондратьевич Алымов. В прошлом веке, в 20-ые годы, он прибыл на Кольский полуостров. Это был бывший член партии меньшевиков, скрывался на Севере от коммунистов. Общался с саамами, которые обладали сакральными знаниями, и вел записи в дневник. А когда его арестовали в 1930-е годы, подняли дневники и 117 саамов — респондентов Алымова — репрессировали и, в основном, уничтожили. А что такое 117 человек для малочисленного народа? Это страшная утрата, не только человеческая, этническая, еще и интеллектуальная. Практически все носители сакрального знания были уничтожены. Сейчас восстановить полностью знания саамов трудно. Особенно на Кольском полуострове, который издревле славился наиболее сильными шаманами. Остались крупицы знаний, но настоящий нойда (шаман), владеющий теми крупицами, о них не расскажет. Тем более, что на шамане всегда лежит большая ответственность как моральная, так и физическая. Дело в том, что общение с мощными потусторонними силами даром не проходит. Вот сейчас многие к сейдам идут, фотографируются с ними, а делать этого не надо…

Завершилась встреча любопытным умозаключением Андрея Белозерова: для каждого народа важна его культура. И главное в ней не быт, а дух: быт меняется с течением времени, а дух должен оставаться неизменным, только тогда сохранится его носитель — народ…

     

Вера ХОРОСОВА. Фото Веры ХОРСОВОЙ

* * *

Мы всегда рядом: читайте новости Kn51 и участвуйте в опросах в нашей официальной группе в ВКонтакте, следите за событиями в Фейсбук, Инстаграм, Твиттер.

 

Материалы по теме