Banner
Banner
29 марта 09:41
  • $ 92.26
  • € 99.71
Здоровье
28 апреля 2014 05:39

История российской скорой помощи началась 116 лет назад

28 апреля 1898 года в Москве открыли первые две станции скорой помощи. Так и началась история российской скорой помощи. И до сих пор автомобили с красными крестами мы называем «каретами»…

Трагический толчок

Необходимость в создании службы скорой помощи и перевозки больных остро проявилась после пожара в Венском театре комической оперы в декабре 1881 года. Тогда было большое количество пострадавших (479 жертв), которые не могли самостоятельно добраться до клиник. И такая служба была создана в самые кратчайшие сроки. Усилиями профессора-хирурга Яромира Мунди, потрясенного ужасным происшествием, было создано Венское добровольное спасательное общество. Она организовало пожарную и лодочную команды, а также станцию скорой медпомощи (центральную и филиал) для оказания срочной помощи пострадавшим от несчастных случаев. В составе бригад работали врачи и студенты медицинского факультета.

Позже станции скорой помощи открылись в Берлине, Варшаве, Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Киеве, Риге. В Москве две первые кареты скорой помощи появились при полицейских частях. Кареты были закуплены на частные пожертвования купчихи Анны Кузнецовой. В ту пору в Москве существовало Дамское благотворительное общество Великой княгини Ольги. Оно попечительствовало над приемными покоями при полицейских участках, больницами и богоугодными заведениями. Среди членов правления общества и была потомственная почетная гражданка, купчиха Анна Ивановна Кузнецова, активная деятельница этого общества, содержавшая на свои средства гинекологическую лечебницу. На необходимость закупки карет Кузнецова откликнулась с глубоким пониманием и немедленно выделила необходимую сумму. Она же финансировала работы станций скорой помощи на первых порах.

С первых дней работы Московской «скорой» сформировался тип бригады, который дожил с небольшими «вариациями» до наших дней: врач, фельдшер и санитар. На каждой станции было по одной карете на конной тяге. Каждая карета была оснащена укладкой с медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. Право вызова скорой помощи имели только официальные лица — полицейский, дворник, ночной сторож.

Дореволюционная автоэра «Скорой»

В России с приходом эры автомобиля в дореволюционных медицинских каретах скорой помощи, как правило, использовались импортные шасси. Так, в 1907 фабрика одного из создателей первого русского автомобиля Петра Фрезе выставила санитарную машину собственного производства на шасси «Рено» (Renault) на Международном автосалоне в Петербурге. А машины с кузовом проекта доктора Поморцева экипажно-автомобильной фабрики Петра Ильина выпускались на шасси «Ля Бьюир» (La Buire). Эти авто были пригодны как для перевозки больных, так и для хирургической помощи в условиях военно-полевого лазарета. Санитарные кузова изготавливала и экипажно-кузовная фабрика «Ив. Брейтигам».

Закупалась и импортная техника. Так, в 1913 году для Санкт-Петербурга были приобретены 3 санитарных автомобиля немецкой фирмы «Адлер» (Adler). Под медицинские нужды использовались «Фиаты» (Fiat), «Пирс-Эрроу» (Pierce-Arrow), «Форды» (Ford), «Даймлеры» (Daimler), отечественные «Руссо-Балты» и другие авто.

С началом первой мировой войны понадобились еще большое количество санитарных автомобилей. Московские автолюбители (из Первого русского автомобильного клуба в Москве и Московского автомобильного общества) и добровольцы из других городов формировали из своих переоборудованных для медицинских нужд автомобилей санитарные колонны, организовывали на собранные средства лазареты для раненых. Благодаря этим автомобилям спасены тысячи и тысячи жизней солдат русской армии. Только автомобилисты Первого русского автомобильного клуба в Москве с августа по декабрь 1914 года перевезли от вокзалов в госпитали и лазареты 18439 раненых и пострадавших.

Кстати, помимо российских санитарных отрядов, на восточном фронте действовали несколько иностранных добровольческих санотрядов. Большую активность в этом проявили американцы. Французские и английские добровольческие санитарные колонны также действовали на восточном (русском) фронте, а санитарный отряд Русского добровольческого корпуса действовал во Франции.

При советской власти

После революции 1917 года в России поначалу для медицинского транспорта использовалась старая или трофейная техника. Первым полностью отечественным советским медицинским автомобилем по праву можно считать «скорую» на базе АМО-Ф-15. Несмотря на то, что автомобиль был разработан на базе итальянского грузовика «Фиат», в конструкцию машины внесли существенные изменения.

Для выездов скорой медицинской помощи такие машины подходили плохо: грузовой автомобиль на жесткой рессорной подвеске — не самое лучшее решение для медиков, но тогда были рады и такому. Ведь в большинстве случаев бригада медиков выезжала на вызов на конной упряжке, поэтому появление отечественных специализированных автомобилей стало событием общегосударственного масштаба. О важности появления отечественных машин скорой медицинской помощи говорит и гот факт, что такая модификация на заводе появилась одной из первых, обогнав и пожарные автомобили, и даже машины для перевозки ценностей, уступив первенство лишь автобусу. Первая карета скорой помощи на базе АМО-Ф-15 была построена на Московском автомобильном заводе «АМО» в 1925 году силами кузовной мастерской.

С освоением массового выпуска легкового автомобиля ГАЗ-А и полуторки ГАЗ-АА кареты скорой помощи создавались преимущественно на их шасси, иногда даже с измененным дизайном. Для нужд армии с конца 1930-х массовой серией выпускался санитарный автомобиль ГАЗ-55 на базе грузовика ГАЗ-ММ — модернизированного варианта ГАЗ-АА. В ГАЗ-55 можно было перевозить четырех лежачих и двух сидячих больных или 2 лежачих и 5 сидячих или 10 сидячих. Машина была оборудована калорифером, работавшим от выхлопных газов, и вентиляционной системой. Помните фразу из фильма «Кавказская пленница»: «Да чтоб я еще раз сел за баранку этого пылесоса!» Пылесос — это ГАЗ-ММ с кустарно изготовленным санитарным кузовом. Во время Великой Отечественной воны линейку санмашин ГАЗ-55 дополняли и тяжелые автомобили ЗИС-16С и ЗИС-44. Применялась для нужд медучреждений Москвы и версия ЗИС-101С этого правительственного лимузина.

После войны

Послевоенное время знаменуется серийными выпусками санитарных автомобилей ПАЗ-653 на базе 2,5-тонного грузовика ГАЗ-51, санитарной ЗИС-110А на базе лимузина ЗИС-110. А для более массового использования предназначался автомобиль ГАЗ-12Б на базе седана большого класса ГАЗ-12 ЗиМ Существовала версия и на базе массового седана ГАЗ-М20 «Победа».

В качестве массовых санитарных автомобилей в 1960-1980-х годах использовались автомобили «Волга» с кузовом универсал ГАЗ-22, ГАЗ-2403 и ГАЗ-2413. Большую популярность приобрели и микроавтобусы моделей РАФ-977, РАФ-2203 и УАЗ-452А.

Для обслуживания медицинских учреждений партийного руководства на базе седанов большого класса «Чайка» (ГАЗ-13 и ГАЗ-14) и лимузинов высшего класса ЗИЛ-114, ЗИЛ-114, ЗИЛ-4104, ЗИЛ-41047, а также малых представительских автобусов «Юность» (ЗИЛ-118 и ЗИЛ-119) в единичных экземплярах выпускались реанимобили.

Экологическая скорая помощь

Большую популярность в мире набирает велосипедная скорая помощь. Так, велосипеды используются службами «скорой» Прибалтики, Великобритании, США, Канады. Веловрачи используют горные велосипеды, имеющие специальную яркую раскраску, мигалки и сирену, защищенные от проколов шины.

Велосипеды комплектуют медикаментами и медицинским облегченным оборудованием, необходимыми для экстренной помощи. Так, в Лондоне веловрачи имеют тот же перечень оборудования, что и автомобили скорой помощи, за исключением носилок. Но веломедики могут использовать и специальные прицепы-носилки для транспортировки больных.

Само же использование велосипедов позволяет быстрее оказывать первую помощь пациентам, находящимся в местах, доступ к которым автотранспорту затруднен. В 2000 году в Лондоне было произведено исследование, показавшее, что веломедик приезжает быстрее автомобиля «Скорой помощи» в 88% случаев. По словам руководителя лондонских веломедиков Даррена Руттерфорда, они отвечают на 97% вызовов первой категории (при угрожающих жизни состояниях) в течение 8 минут. К тому же велосипедная служба быстрого реагирования обходится дешевле, чем автомобильная скорая помощь и не загрязняет воздух.

Егор АРСЕНИН (в работе использованы материалы и фото с сайтов zabarankoi.ru, ambulances.ru
и Автомобильного исторического портала cartruckbus.ru)

 

Материалы по теме