Banner
Banner
28 марта 14:10
  • $ 92.59
  • € 100.27
Спорт
27 июля 2017 09:08

По Мончегорску и окрестностям промчался «Бешеный лось»

Так называли в этом году соревнования по GPS-ориентированию для внедорожников, посвященные Дню компании и Дню металлурга.

Экстрим становится запредельным

Праздничную джип-кампанию в формате ориентирования ежегодно проводит мончегорский клуб «Монча 4×4». Правила простые: на местности выставлены 42 точки разной степени автодоступности, с помощью навигатора участники должны найти их и сфотографироваться рядом. Соединяющим звеном между точкой и автомобилем служит человек — ему необходимо одновременно прикоснуться к автомобилю и точке. Задача участников — собрать максимальное количество точек в контрольное время (6 часов).

Юрий Шадрин
Юрий Шадрин

— Встреча называется «Бешеный лось», потому что все точки стоят в основном в болотах, в труднодоступных местах (по желанию участников). К тому же символ Мончегорска — лось. Название получилось многозначное, — рассказал Kn51 председатель клуба «Монча 4×4» Юрий Шадрин, работник металлургического цеха Кольской ГМК. — В этом году мы также ввели длинный спецучасток по болоту. Заезд на него в одной из точек, а выезд — в базовом лагере. Не проходишь — штраф 2 часа… Но людям все равно весело — посмотрите на них!..

По словам организаторов, трасса в этот раз значительно сложнее, чем в предыдущие годы. Сделано это по желанию «особо фанатичных участников», которым мончегорский экстрим виделся ранее недостаточно запредельным.

«Мой папа меня бы убил!..»

Перед стартом — общий сбор экипажей, брифинг и… танцы от волонтеров. Взмах флага, убегающий от стены внедорожников председатель (давший отмашку), мчащиеся в «прерию» буйные автоподобные мультикары и просто автомобили.

…Хруст лебедок, грязь на крыше, машины в дыму, полсалона воды, гримасы штурмана, разнообразная русская речь, обязательная собака, берущая точки…

Алексей Бирюков
Алексей Бирюков

…Стоит вдалеке на болоте точка. Глазастые штурманы увидели ее, когда стали метаться по прошлогодним следам. Поехала к точке одна машина — встала, вторая — встала. Третья и четвертая не поехали, но вылебедили первые две. После этого два первых водителя под ругань штурманов снова рванулись к точкам.

Одного опять вытянули на большую землю, а второй… стал лебедиться дальше в болото, к точке. Долебедился, сфотографировался и кричит: «Мужики, вытащите меня!». На обратной дороге застрял, включил музыку, вышел на болото и начал танцевать. Его штурман тем временем утоп в болоте и потерял кроссовки. А пилот говорит: «Мой папа уже умер, но если бы видел, чем я здесь занимаюсь, то убил бы меня…». Это был Леша Бирюков.

«Пилот и штурман знают, что им друг без друга никак — потому что команда…»

 

Самый известный опус о взаимоотношениях пилота и штурмана на бездорожье начинается словами: «Пилоты — они толстые, потому что сидят. Штурманы — тощие, потому что бегают…»

Дмитрий Доброхвалов
Дмитрий
Доброхвалов

О сложностях отношений в экипаже рассказали участники «Бешеного лося».

Михаил Гранкин
Михаил Гранкин

— Штурман — это руки, глаза. Ему нужно доверять, как себе самому, иначе никакой слаженной работы не получится, — считает Алексей Бирюков из клуба «4×4 Полярные Зори». — Мой штурман — мой товарищ, у нас все отлажено. Хотя он лишь второй год участвует как штурман. В прошлом году приезжал как ученик, а в этом уже бегает как… бешеный лось.

— Взаимопонимание в экипаже — залог успеха. Водитель, конечно, может накричать на штурмана, но и штурман может… наорать. Мой водитель не остался чистым — сам ходил по дистанции, — поделился мурманчанин Михаил Гранкин. — Друг без друга никуда — как на подводной лодке. Сегодня — в прямом смысле: кругом вода, сидишь на капоте — сухо. А водитель в салоне сидит уже в воде…

— Работа штурмана — искать точки, таскать тросы, спасать бесценного пилота. А пилот рулит. Но сегодня он тоже замочился, не выходя из машины, — плавали же! Не уберег, — сетует Дмитрий Доброхвалов, штурман Алексея Бирюкова.

 

Евгений Елисеев
Евгений Елисеев

Впечатления: «Сразу тонем — и на дно!»

Любители автоэкстрима прибыли на соревнования из Североморска, Мурманска, Оленегорска, Апатитов, Полярных Зорь, Кандалакши и Мончегорска. Всего 35 машин и 80 человек. Результаты разные, но впечатления у всех — отличные.

Сергей Реутов
Сергей Реутов

— По сравнению с прошлым годом впечатления замечательные! Тогда сгорело сцепление… Для болот наша машина не приспособлена — она весит под 3 тонны. Сразу тонем и — на дно, — смеется водитель Nissan Patrol, мурманчанин Евгений Елисеев. — Но сегодня взяли 15 точек, для первого раза, думаю, нормально.

Дмитрий Ворошилов
Дмитрий Ворошилов

— В Мончегорске первый раз, но воспоминания останутся отличные! Машина изрядно поплавала, были поломки, но уедем своим ходом. Не скажу, что много точек набрали, но получили удовольствие, — поделился Сергей Реутов из Мурманска.

— Было круто! Особенно вывешивания на ямах. Подвеске хода не хватает, колеса вверху, машина по диагонали болтается, страшно и круто, и охота мчаться дальше! Но у нас развалилась корзина сцепления… — рассказывает пилот УАЗ-3303 Дмитрий Ворошилов из Оленегорска.

Победа — дело опыта

Вадим Зайцев
Вадим Зайцев

Победители традиционно определяются в классах «Профи» и «Стандарт» (он же «Полироль»). Класс «Профи» начинается диаметром колеса от 33 дюймов и отличается спецпоготвкой. Победители — те же, что и в 2016-м.

Лилия Сызранцева
Лилия Сызранцева
Алексей Матвеенко
Алексей Матвеенко

— Очень понравилась трасса — интересная, разносторонняя, рельефная. Много болотистых мест. Не все было под силу, на все требовалось больше времени, — рассуждает Лилия Сызранцева, штурман экипажа-победителя класса «Полироль». — Бездорожье — наше хобби, не представляем себя вне его. Этому увлечению больше 10 лет; можно сказать, что наши победы — результат многолетнего опыта.

— В этом году участки гораздо сложнее. В 2016-м мы взяли почти все точки, брали их «в лоб», а в этом взяли чуть больше половины. Думаю, трудности испытывали даже «Профи», — поделился победитель класса «Полироль» Вадим Зайцев из «Паджеро»-клуба. — Если едешь за результатом, то надежда только на самих себя: Лилия моментально выскакивает, лебедку разматывает, все подсоединяет… На женщинах держится Россия! И все остальное…

— Взяли все точки, которые нашли. Победа и подготовка (машины и экипажа) неразрывно связаны. Подготовка команды — опыт участия в мероприятиях. За последний год мы выступили в двух крупных — «Арктик-трофи» и «Ладога» и нескольких однодневных, таких, как «Бешеный лось», — рассказал штурман одного из лучших экипажей в области Алексей Матвеенко. — Спасибо организаторам за встречу, которая стала уже традицией! Судя по количеству участников, участвовать в Мончегорске нравится не только нам. До встречи в следующем году!

***

Клуб «Монча 4×4» выражает благодарность Кольской ГМК, спорткомплексу «Гольфстрим» и мончегорскому отделу по делам молодежи, оказавшим помощь в подготовке соревнований, а также ВТБ-24, Автомойке51 и журналу «Dorog_net».

Дополнительную информацию о мероприятия клуба можно найти в его группе в соцсетях.

***

Результаты GPS-ориентирования

Класс «Профи»

1 место — Константин Данов, Алексей Матвеенко, Павел Матушкин (Апатиты)

2 место — Дмитрий Шигаров, Евгений Лебедев (Полярные Зори)

3 место — Алексей Сохромов, Андрей Шошкин, Петр Черкесов (Мончегорск)

4 место — Сергей Реутов, Михаил Гранкин (Мурманск)

Класс «Полироль»

1 место — Вадим Зайцев, Лилия Сызранцева (Североморск)

2 место — Иван Короткий, Константин Кочуров (Полярные Зори)

3 место — Василий Захаров, Евгений Дубовиков, Светлана Дубовикова (Мончегорск)

 
Ольга ДАЛЬНЕВА. Фото Ольги ДАЛЬНЕВОЙ

Материалы по теме