Banner
Banner
28 марта 14:52
  • $ 92.59
  • € 100.27
Наши люди
23 мая 2017 06:36

Масштабы изменений впечатляют

«Я рад, что комбинат становится самым крупным в мире производителем никеля. Это глыба в металлургии!». Так сказал Геннадий Петрович Ермаков, руководивший комбинатом «Североникель» в 1980-х, во время очередного посещения Мончегорска и предприятия, ставшего родным.

Начальник не коммунального, а металлургического хозяйства

Подобных гостей в Кольской ГМК принимают не редко: в компании чтут заслуги ветеранов производства. Но приезд Геннадия Петровича Ермакова — из разряда особенных. Это, если хотите, имя и целая веха в истории «Североникеля». Ему довелось руководить комбинатом в 1980-е — в годы технологического прорыва. Он не побоялся принять руководство металлургическим комбинатом, который не выполнял план, и вывел его в передовики.

— Все это случилось в 1982 году. Я работал главным инженером на «Южуралникеле». Предприятие было успешным, мы единственные в Советском Союзе производили соли никеля, необходимые для производства аккумуляторов. Хорошо работал, был обеспечен, — вспоминает Геннадий Петрович. — Как-то во время отпуска отдыхал с семьей в Одессе. Вдруг звонок: вызывает министр СССР…

На самом высшем уровне решили — Ермаков должен возглавить «Североникель», находившийся в начале 1980-х годов в тяжелом положении: невыполнение плана, проблемы с кадрами, значительные затраты на строительство новых мощностей. В считанные дни Геннадий Петрович оказался в Мончегорске и тут же приступил к работе. А первым делом… отремонтировал дорогу на комбинат, привел в порядок здания управления, медсанчасти и столовой.

— Народ шутил: к нам приехал новый начальник ЖКХ, — улыбается бывший директор.

Битва за никель

— Я побывал во всех цехах и, оценив ситуацию, понял, что мощностей для выпуска планового задания — 100 тысяч тонн никеля в год, — очевидно не хватает, — рассказывает Геннадий Ермаков.

А еще, по его словам, не хватало специалистов. На подмогу приехали проверенные бойцы, с кем новый директор «Североникеля» работал на «Южуралникеле» — главные инженер и механик, заместитель директора по материально-техническому снабжению, начальник медеплавильного, рафинировочного цехов и другие. Всего 30-40 человек. Удалось привлечь и молодых специалистов, только что закончивших институт. И закипела работа.

— Трудились по 12-14 часов, суббота — рабочий день, воскресенье — до обеда. Вот так, круглые сутки, хоть, и звучит высокопарно, но шла настоящая битва за никель, — продолжает Геннадий Петрович.

С именем Ермакова связан вывод на проектные показатели объектов пятой очереди расширения комбината — запуск цеха электролиза никеля №2, сернокислотного цеха, нового химико-металлургического цеха, реконструкция плавильного и рафинировочного цехов, внедрение технологии производства сверхчистого карбонильного никеля в виде дроби, развитие энергетического и транспортного хозяйств. У каждого объекта своя история.

Во время визита М. С. Горбачева на комбинат «Североникель», 1987 год

— Надо было пускать ЦЭН-2. Это 60 тысяч тонн никеля в год. Столько три уральских завода вместе не давали. Это половина всего, что выпускала Америка. А мы никак не могли запустить. И по моей просьбе в дело вмешался Владимир Иванович Долгих (в то время заведующий отделом ЦК КПСС, кандидат в члены политбюро ЦК КПСС — прим. И.П.). В Мончегорск приехали сразу три министра, три Героя соцтруда, три члена ЦК КПСС. Тогда такое было возможно только по решению политбюро. На совещании я сказал, что нужно еще и кислородную станцию запустить. Через неделю полторы тысячи монтажников самолетами привезли. Меня не спросили, чем кормить, где жить, сразу за работу, круглосуточно. Там, наверное, и ночевали. Но так была организована работа, что я не вмешивался. За один месяц все сделали и запустили кислородную станцию. Спустя некоторое время и ЦЭН-2 вышел на проектную мощность. И, начиная с 1984 года, 130 тысяч тонн никеля в год начали давать. Знамена ЦК КПСС, первые места в соцсоревнованиях. Дело пошло. Мы были на подъеме. А обкомовцам в упрек сказали: что ж вы ждали, пока приедет к вам парень с Урала и наладит производство.

Передовые технологии…

С 1985 года на «Североникеле» увеличилось производство меди, кобальта. Закончился затяжной кризис, и мончегорский комбинат вернул себе славу лидера цветной металлургии.

— Считаю, что годы работы в Мончегорске были самыми лучшими в моей жизни, — говорит Ермаков. — Представляете, когда приехал, комбинат выдавал 72 тысячи тонн никеля, уезжал — уже 140. Все знамена твои, предприятие передовое, везде звучит, в газете «Правда» тебя публикуют.

В 1988 году Геннадий Ермаков уехал в Москву, где стал заместителем министра цветной металлургии СССР.

12 апреля этого года Геннадию Петровичу исполнилось 80 лет. Заслуженный металлург РСФСР, Почетный гражданин Мончегорска по-прежнему интересуется жизнью ставших родными города и комбината. Это замечаешь, когда идешь с ним по цехам. Ему все интересно: по какой технологии производят сейчас никель, медь. Особое внимание — новому производству кобальта, единственному в России, где выпускают электролитный кобальт высших марок.

Электролизное отделение ЦЭН-2 Отделение готовой продукции ЦЭН-2
Электролизное отделение ЦЭН-2 Отделение готовой продукции ЦЭН-2

— Сегодня в компании внедряют самую передовую технологию. Я в этом лично убедился. Не зря пошел в ЦЭН-2: смотрел внимательно, как переходят на хлорную технологию, — поделился Геннадий Ермаков. — Вновь работает ЦЭН-1, всего компания выдает 160 тысяч тонн никеля в год. Серьезная цифра! Я рад, что комбинат становится самым крупным в мире производителем. Это глыба в металлургии! И это придаст городу новое дыхание.

…плюс экология

Особо поразили гостя темпы строительства. Еще три года назад строители закладывали фундамент нового производства кобальта, сегодня оно уже выдает продукцию.

— Резанный кобальт отличного качества! — отмечает Ермаков. — В свое время о такой технологии даже не задумывался. Только спустя годы, когда работал над трехтомником — учебником по металлургии, понял, что такое возможно. А здесь взяли и осуществили. Рад, что выбрали хорошее направление, а директорат и акционеры «Норникеля» поддержали. Увидел новую технологию получения закиси никеля — порошок нагрел, и уже готовы аноды. Новая экстракция хлорная (технология получения никеля путем электроэкстракции из растворов хлорного растворения никелевого порошка), там вообще никаких анодов не нужно. Очень доволен увиденным, буду рассказывать другим, многие же знают «Североникель».

Кобальтовое производство

Геннадий Ермаков и в далекие 1980-е был уверен, и сейчас, что самое главное на металлургическом производстве — это технология, объемы производства, дисциплина. Сегодня к этим понятиям добавилась экология.

— В 1982-м году, когда только начинал на «Североникеле» работать, сотни тысяч тонн ангидрида уходило в атмосферу. Сейчас таких выбросов, как в советские времена, нет и уже не будет. При таких технологиях, которые сейчас применяют на комбинате, это невозможно, — уверен Геннадий Ермаков.

В правильном направлении

Бывший директор предприятия по-прежнему неравнодушен и к производству, и к жизни города.

— Директор на всю жизнь остается директором. Он все видит сразу: где яма, где бугры, где нужно деревья посадить. Кстати, мы с Кольской ГМК этой работой занимаемся уже много лет, — говорит глава Мончегорска Дмитрий Староверов. — Приятно, что Геннадий Петрович с интересом относится к тому, что происходит в городе и на комбинате. Нашему гостю, Почетному жителю Мончегорска, 80 лет, он ровесник нашего города. Ждем на юбилейных мероприятиях. Не так много директоров, кому повезло так активно поработать в городе. При нем построен южный и северо-западный микрорайоны, появились новые магазины, детские сады, красивый детский городок в парке. Многие помнят Геннадия Петровича. Он много делал от души и с большим желанием.

По словам помощника генерального директора Кольской ГМК Максима Иванова, подобные встречи с ветеранами производства, с теми, кто внес значительный вклад в его становление, необходимы и важны.

— Это позволяет оценить путь, пройденный предприятием за последние несколько лет. Такой своеобразный способ сверить часы: наши ветераны для нас своеобразное мерило, — подчеркивает Максим Анатольевич. — Геннадий Петрович высоко оценил работу по реконструкции и модернизации на комбинате, по реализации «Норникелем» своей стратегии. Приятно слышать от таких заслуженных людей, что мы движемся в правильном направлении, реализуем самые современные технологии, что нам — Кольской ГМК и «Норникелю» — в череде экономических кризисов удалось не просто сохранить производство, но развивать его и выйти на новый лидерский уровень. А мы со своей стороны высоко оцениваем вклад в судьбу комбината «Североникель» Геннадия Петровича. Это не пустые слова, многие ветераны и нынешние работники вспоминают его добрым словом.

 
Игорь ПЕТРОВ. Фото Евгения ВАРФОЛОМЕЕВА