Banner
Banner
18 апреля 15:33
  • $ 94.32
  • € 100.28
Наши люди
04 мая 2017 12:18

Геннадий Катаев: «Я доволен своей работой»

44 года работы в Лапландском биосферном заповеднике и наблюдений за мелкими грызунами, кандидатская, множество научных трудов, премия Ф.Р. Штильмарка… Ведущий научный сотрудник заповедника Геннадий Катаев 1 мая отметил 70-летие и полон планов.

«Затянуло»

Впервые на Кольскую землю он ступил во время студенческой практики в 1971 году. А через два года, в июле 1973-го, выпускник биологического факультета Пермского государственного университета пришел работать в Лапландский заповедник. Молодой человек предполагал отработать в северных краях не больше трех лет и вернуться домой, на Урал, после защиты диссертации.

— Но какие «три года»? Меня «затянуло», — рассказывает Геннадий Данилович. — Привык к полярному дню. Полюбил здешний ландшафт, который не утомляет глаз, в отличие, например, от степи, где на много километров — одна и та же картина. Здесь, когда проходишь маршрут в 15-20 км, наблюдаешь смену природных зон: тайга, лесотундра, тундра…

Река Нявка
Река Нявка

Все, как в 1936-м…

Подходу к наблюдению за природой молодого специалиста обучал известный ученый натуралист Олег Измайлович Семенов-Тян-Шанский, которого Геннадий Данилович считает одним из своих наставников.

С 1974 года Геннадию было поручено вести тему «Структура и динамика населения мелких млекопитающих заповедной территории». Он стал проводить ежегодные учеты этих животных, а также бобра, материалы о котором собирал еще в студенческую бытность.

О. И. Семенов-Тян-Шанский в течение трех лет обучал его методике учета мелких млекопитающих на базе заповедного стационара «Ельнюн», начало работы которого было заложено в 1936 году. Стационар «Ельнюн» — место, где вот уже 80 лет ежегодно в одно время проводятся плановые учетные работы по одной и той же методике. Это дает возможность сравнить состояние данной группы животных на протяжении большого периода времени.

— Большая заслуга в длительном функционировании стационара принадлежит бывшим сотрудникам заповедника, в том числе докторам биологических наук О.И. Семенову-Тян-Шанскому и Т.В. Кошкиной. На территории России больше нет настолько долговременных и непрерывных наблюдений за мелкими млекопитающими, — отмечает Геннадий Катаев. — Я уверен, что и сейчас веду учет именно так, как он проводился в 1936-м… Было бы прекрасно, если бы почти через 20 лет Лапландский заповедник отметил столетие данных наблюдений. Если этот ряд прервется, будет очень жаль.

Фото Г. Катаева. Вид с горы Ельнюна на озеро ЕльяврВид с горы Ельнюна на озеро Ельявр

Привыкнуть к этому нельзя

Наблюдение за грызунами не исключает встреч с крупными дикими животными Лапландского заповедника.

— С медведем мы сталкиваемся ежегодно, но привыкнуть к этому нельзя, — признает наш герой. — Как-то в начале лета О.И. Семенов-Тян-Шанский, я и лаборант шли долиной реки по сосновому бору и увидели двух медведей. Те увлеченно добывали из валежины пропитание — может быть, личинок жуков, возможно, грызунов… Олег Измайлович нас опередил и сфотографировал зверей. Медведи что-то почуяли, встали на задние лапы, повертели головами, заметили нас… При виде троих людей косолапым стало некомфортно, они бесшумно убежали. Семенов-Тян-Шанский спросил меня и лаборанта: «Не испугались?». На мое: «Нет», он улыбнулся: «Конечно, когда втроем — не страшно».

Психологически специалисты заповедника готовы к таким случаям, считают их за удачу. Это ценные наблюдения. Особенно впечатляет, подчеркивает наш герой, если остаешься незамеченным животным.

— Однажды поднимался по склону невысокой горы и увидел, как росомаха раскидывает камни, чтобы добраться до грызуна. Я осторожно наблюдал за ее работой. Занятие настолько поглотило росомаху, что она не почувствовала присутствия человека. Не стал ее фотографировать, чтобы не спугнуть щелчком, просто прошел мимо. Мне нравится, когда зверь меня не видит. Как-то раз сфотографировал лося посреди реки. Он погружал морду в воду, рвал со дна мох и поедал его. Я сделал снимок лося с головой, опущенной в воду, и тихо удалился. Эта и многие другие мои фотографии включены в книгу «Лапландский заповедник».

Белые куропатки в зимнем наряде
Белые куропатки в зимнем наряде
Гнездо на земле
Гнездо на земле

Загадочные норвежские лемминги

Мелкие грызуны — не менее интересные, а в некоторых случаях — даже более таинственные объекты наблюдений.

— Норвежские лемминги — очень загадочные животные, обитающие лишь в странах Скандинавии и на Кольском полуострове. Многие стороны их жизни не разгаданы ни нашими учеными, ни зарубежными. Раньше у этих зверьков были четкие ритмы численности: на два года они исчезали, а на следующие два появлялись. Но в 1944 году что-то «сломалось». Периоды исчезновения лемминга начали постепенно увеличиваться с 3 до… 18 лет. Если учесть, что срок жизни зверьков достигает не более 3 лет, значит, они где-то скрываются, но где? Причем появление их сродни бедствию: лемминги возникают в таком количестве, что звери и хищные птицы не могут с ними справиться как с пищевым ресурсом. Этот феномен имеет название «лемминговая напасть».

Впереди много приятных забот

За 44 года работы в Лапландском заповеднике Геннадий Катаев написал множество научных трудов, защитил кандидатскую диссертацию. В 2009 году по результатам опубликованных работ, он стал лауреатом премии Ф.Р. Штильмарка с вручением диплома III степени в номинации «Достижения в науке».

70 лет — солидный возраст, но Геннадий Данилович Катаев полон творческого энтузиазма, участвует в симпозиумах отечественных и международных, а также в зимних и летних экспедициях по заповедной территории.

— Я удовлетворен своей работой. Сейчас собираю материал для книги. Это будет монографическая работа по результатам наблюдений за мелкими млекопитающими Лапландского заповедника. Так что впереди еще много приятных забот…

Геннадий Катаев Геннадий Катаев
 
Лана КАЛИНИНА. Фото из архива Геннадия КАТАЕВА и архива Лапландского заповедника

Материалы по теме