Banner
Banner
28 марта 23:28
  • $ 92.26
  • € 99.71
Наши люди
27 декабря 2017 10:36

Елизавета Вихарева: «Всю жизнь в руках кувалда»

1945-й год стал поворотным в жизни Елизаветы Васильевны Вихаревой: именно тогда она впервые увидела Мончегорск, и вот уже за плечами более 70 лет, прожитых в городе металлургов. В конце октября бывшая работница желдорцеха комбината «Североникель», ветеран труда и труженик тыла отметила свое 90-летие.

Переезд

Как рассказывает Елизавета Васильевна, после войны жизнь в родной деревне Климушино Кирилловского района Вологодской области была тяжелой. В военные годы она за еду нянчила чужих детей. Старшую сестру забрали на оборонные работы еще в 1942-м, и к окончанию Великой Отечественной она уже освоилась в Мончегорске:

— В 1945-ом невозможно было просто так взять и приехать сюда. Сестра прислала мне вызов, и только тогда я отправилась на Север.

Девушка купила билеты на поезд-товарняк. Дома оставались три сестры с мамой Пелагеей, а папину жизнь унесла война…

— На дорогу мама напекла лепешочек (говор жителей родной деревни Елизавета Васильевна сохранила на всю жизнь, хоть и уехала оттуда более 70 лет назад, — С.К.) из травки — ничего другого не было. В сундучок положила рубашонки и какие платьишечки были. А наверх — еды и документы. Заснула. Нас там много было. Встала, девушки зовут: «Давайте, поеди`мти». Чемоданчик открыла, а там лепешок-то и нету. Украл кто-то. Хорошо хоть паспорт не взяли, — неторопливо делится воспоминаниями Елизавета Васильевна.

На станции Оленья сестры встретились. Позже в Мончегорск перебралась и остальные девочки с мамой.

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы…

Молодой город пришелся по душе нашей героине. Она полюбила крошечный еще Мончегорск с его поселками. Сестра работала и жила в пожарной службе рядом с будущей площадью Пять углов. Там же поселилась и Лиза. Мужчин на службе — двое: начальник да командир. Когда пожар случался, в здании раздавался сигнал, Лиза бежала на помощь женщинам, что форму пожарных носили и пожары тушили, а дежурили сутками. Пожаров случалось много: деревянные дома воспламенялись часто.

Бухгалтер службы, добрая женщина, пригласила Лизу жить к себе.

— Забыла я уже, как ее звали. Она устроила меня почтальоном. Домов-то в городе было мало и жителей немного. Три года я работала на почте по договору. Меня не хотели отпускать, просили поработать еще. Но я: «Нет!», потому что меня уже знали в желдорцехе комбината «Североникель» туда и устроили на железнодорожные пути. Работа там: кувалда, молоток и рельсы… И так — всю жизнь, до пенсии. Меняли шпалы, рельсы. В бригаде — женщины, только один паренек с нами.

Лиза трудилась добросовестно, и вскоре ее повысили до старшей рабочей, позднее поставили бригадиром.

— Дружная и веселая у нас была бригада. Летом, бывало, в жару уработаемся да и окунемся в озеро. Только уже не помню, в какое: то ли у сопки Ниттис, то ли — в районе Нюдовской горы.

За трудовые заслуги Елизавета Васильевна не раз была удостоена наград. Одна из них — Орден Трудового Красного Знамени!

— Наш начальник цеха Павел Анатольевич Касаткин вручал мне Орден в Клубе металлургов. Тогда на сцену меня приглашали, спрашивали: «Где и как живешь?»

Я его и выбрала

А жила Лиза на Монче с мужем Александром Сергеевичем Вихаревым, своим земляком, слесарем второго цеха (электролитного). Александр приехал в Мончегорск из деревни, что соседствовала с Лизиной. Вот ведь как бывает: чтобы молодым встретиться и создать семью, им нужно было уехать за тридевять земель от родных мест.

— Я жила в бараке на Монче. Недалеко, в частном доме, — земляк, у которого остановился мой будущий муж. Земляк нас и познакомил. Понравились друг другу сразу.

Долгих ухаживаний не было. На танцы не ходили — некогда, да и уставала я после тяжелых смен.

Поэтому прыткий Александр, к слову, — участник Великой Отечественной войны, победу встретил под Кенигсбергом, долго не раздумывая, сразу сделал предложение.

— А у меня был кавалер. Тоже вологодский, в желдорцехе работал. Я и не скрывала этого, на что Саша сказал: «Думай сама, как хочешь». Ну, я его и выбрала. Мы сразу расписались. Свадьбы не было. Собрались свои, посидели за столом.

Елизавета Васильевна слыла отзывчивым человеком и отменной хозяйкой. Когда была в силах, помогала неходячим соседям по дому. А дома вязала крючком, вышивала, любила готовить.

— И ватрушки, и с рыбой пироги пекла. Напеку больших, сынок их, в другой раз, с собой на работу возьмет.

Елизавета Васильевна и Александр Сергеевич воспитали сына и дочь. А теперь два внука подарили им четырех правнуков.

Когда начинает смеркаться

Чуть больше четырех лет назад наша героиня осталась вдовой. После смерти мужа ей почему-то расхотелось смотреть телевизор. Задернула экран салфеткой, и сей предмет словно перестал существовать в ее квартире. Она часто стоит у окна, смотрит на улицу. Соседи, заметив ее силуэт, приветственно машут рукой. Но так происходит в светлое время. А как начинает смеркаться, Елизавета Васильевна включает светильник и усаживается читать. У нее прекрасное зрение. Книги «глотает» в огромном количестве. А круг интересов читательницы немал: классика, детективы, женские романы…

— Я уже не по разу перечитала все книги домашней библиотеки. Жена внука просит новинки у соседей, приносит их стопками. Хочет записать меня в библиотеку.

На вопрос «В чем секрет долголетия?» Елизавета Васильевна отвечает: «Наверное — труд…»

— Всю дорогу у меня в руках была кувалда, молоток, а я сама — на ногах. Вот и весь секрет долголетия. А еще я никогда не выпивала и не опускала руки перед трудностями.

* * *

Читайте новости Kn51 и участвуйте в опросах в нашей официальной группе в ВКонтакте, следите за событиями в ТелеграмФэйсбуке и Инстаграм.

 
Лана КАЛИНИНА. Фото Ланы КАЛИНИНОЙ