Banner
Banner
29 марта 16:36
  • $ 92.37
  • € 99.53
Наши люди
26 января 2018 15:11

Оружейник из Мончегорска Владимир Зенкевич: «Художественный нож – как картина»

«Я — простой работяга», — говорит о себе мончегорец, обжигальщик обжигового отделения рафинировочного цеха КГМК Владимир Зенкевич. На самом деле все не так просто: он всерьез увлечен изготовлением холодного художественного оружия, с ножами его изготовления ценители знакомятся на престижных выставках, его работы хранятся в частных коллекциях в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Все началось с журнала

Скажем прямо, изготовление авторского холодного художественного оружия — хобби для современного человека нетипичное. Обычно говорят, что все наши увлечения из детства. Но Владимир Зенкевич мальчишкой интереса к ножам не проявлял, это пришло уже в зрелом возрасте.

Как рассказал мастер на одном из специализированных форумов, свой первый нож он сделал еще в первой половине 1990-х:

— Выглядел он ужасно. Но тогда для меня идеалом ножа был нож товарища Рэмбо. И не форма для меня была главное. Главное было, чтобы нож был большой, с пилой на обухе, и с контейнером для НАЗа (носимый аварийный запас) в рукояти. После этого ножа настал перерыв в ножестроении, года на 3-4, ибо не было у меня тогда интереса к этому занятию, тогда я больше музыкой увлекался… Но как-то раз увидел, какие интересные ножи делает коллега по работе, и что-то во мне щелкнуло. Начал потихоньку делать ножи. Из всего, что попадет под руку: рессоры, клапана, подшипники и т.д. Практически до всего доходил сам, через руки, ибо ни нормальной литературы тогда еще не было, ни Интернета… Поначалу о ковке и ТО (термообработке) не задумывался, слесарил все из уже готовых термиченных полос. Позже, сам стал и ковать, и термичить. Но понял, что невозможно объять необъятное. А так как мне гораздо интереснее были другие техники в создании ножа, то от ковки постепенно отошел, хотя и имею о ней понятие не понаслышке. Сам могу и отковать, и оттермичить… Но мне интереснее гравировка, всечка, резьба по дереву, работа с воском для отливок и т.д. Поэтому, последнее время в основном делаю ножи из уже готовых клинков, как серийных, так и сделанных на заказ по моему эскизу.

В 2005 году Владимиру Зенкевичу попался журнал, посвященный российским оружейникам. С удовольствием читал статьи и рассматривал иллюстрации: клинки с замысловатыми узорами, резные, инкрустированные драгоценными камнями рукоятки и ножны…

— Захотелось что-то сделать самому, — рассказал он Kn51. — Попробовал, понравилось. Сначала делал ножи утилитарные: рыбацкие, охотничьи. Потом перешел на украшенные и художественные. Серьезные вещи стал делать в 2010-м…

Нож как произведение искусства

С таким ножом на зверя не пойдешь, да и колбасу резать не станешь. А вот рассматривать можно часами.

— Художественный нож изначально несет в себе смысловую нагрузку, как картина, — говорит Владимир Ричардович. — Скажем, в натюрморте никто не станет искать морские пейзажи. Так и в оружейном деле. Каждый художественный нож подчинен определенной теме и замыслу. О них говорит все: форма, материал изготовления, орнамент украшения…

Для клинка оружейник использует высокопрочную сталь. Для серьезных и штучных заказов выковывает клинки сам, но чаще обращается к мастерам из Тулы или Бреста. Для рукояток использует разные породы дерева — от традиционных до экзотических.

— На ноже делаю гравировку, всечку золотом и серебром, инкрустирую драгоценными и поделочными камнями. На что хватит полета фантазии, — рассказал мастер Kn51. — Различные породы дерева для рукояти, перламутр покупаю через Интернет. Есть знакомые камнерезы, которые поставляют поделочные камни. Связей по стране и ближнему зарубежью уже много. Драгоценные камни приобретаю в специализированных магазинах в Москве и Санкт-Петербурге.

Владимир Зенкевич — действующий член Российской гильдии оружейников. Их всего 67. В основном занимаются холодным оружием, некоторые тюнингуют огнестрельные ружья.

 — Все они — большие мастера своего дела, — считает мончегорец. — Они делают, пожалуй, лучшие художественные ножи в мире. Наши люди подходят к этому делу более творчески. Такой полет души! Есть, конечно, и за рубежом очень достойные образцы, но по моему мнению они значительно уступают нашим.

  

Домашняя муза

И сил и времени на все хватает, хотя, как признается мастер, работа оружейника не из легких. Здесь нужно и усердие, и усидчивость, и даже физическая сила. Но самое главное — должно быть вдохновение. И это вдохновение Владимир Зенкевич черпает в своей семье.

— Хорошая семья у меня: жена Светлана и двое сыновей — Виталий и Кирилл. Старший учится в Петрозаводске на ландшафтного дизайнера, младший — 8-классник. Живем дружно. Большое спасибо моей супруге. Она поддерживает во всем. Честно говоря, это моя муза. Не раз замечал: она куда-то уезжает, вроде как появляется больше времени — в быту мне много не надо, и, казалось бы можно работать и работать, посвящать себя увлечению, а вот не идет… Все со скрипом. А когда жена на месте — все получается быстро и качественно.

Подарок для земляков

Как говорит мастер, на его счету более двадцати художественных ножей. Простых же уже более двух сотен.

— Я сбился со счета. Самый маленький нож, который сделал, — всего 12 см, а самый большой — 40 см. До длинномеров — сабель, мечей я еще не дошел, — улыбается Владимир. — Один из моих ножей в 2016 году экспонировался в Эрмитаже. Часть находятся в частных коллекциях в разных городах России.

Увидеть их все вместе практически невозможно. Но если очень захотеть… В феврале в Мончегорске состоится выставка авторского оружия Владимира Зенкевича.

— Я коренной мончегорец. Здесь родился и вырос. По стопам отца — Ричарда Владимировича — пришел работать в Кольскую ГМК. Он трудился в сернокислотном отделении рафцеха, в городе многие его знают, — говорит мастер. — Рядом со мной такие же работяги, как и я. И очень хочется сделать для них, их детей, друзей что-то особенное. Я затеял эту выставку для своего города. Если бы у меня было много денег, может быть, построил бы фонтан, но я человек небогатый, поэтому хочу показать землякам то, что умею.

Выставка авторского оружия Владимира Зенкевича будет работать в Музее цветного камня имени Владимира Дава с 13 по 28 февраля. На ней будет представлено порядка 20 художественных ножей.

В настоящее время ведутся переговоры с коллекционерами, чтобы они дали во временное пользование для экспозиции ножи, созданные мончегорским умельцем. Со многими договоренность уже достигнута.

— В день открытия я сделаю небольшой подарок первому посетителю, — пообещал Владимир Зенкевич. — Это будет тематический подарок, но не нож. Пусть пока это будет секретом.

 
Оксана КИТАЕВА. Фото из архива Владимира ЗЕНКЕВИЧА

Материалы по теме