Banner
Banner
28 марта 22:16
  • $ 92.26
  • € 99.71
Культура
17 мая 2018 13:22

Норильск глазами московских гостей: гастрономический фестиваль и гастрономические артефакты

На первом гастрономическом фестивале «Север» в Норильске побывала целая делегация: шеф-повар ресторана Selfie Анатолий Казаков, шеф ресторана «Северяне» Георгий Троян, Юрий Агузаров из MOS и Иван Фролухин, возглавляющий кухню петербургского Duo и, конечно, вездесущие журналисты.

Вместе с ними с изысками местной кухни познакомился корреспондент журнала «GQ» Иван Глушков (Москва). И вот каким получился у него рассказ о том, что увидели, узнали и попробовали гости фестиваля в Норильске.

Оказывается, в Норильске есть свой гастрофестиваль (и мы там побывали)

Не знаю, что бы сказал последний таймырский шаман Долдемяку Костеркин, узнай он, что через 30 лет после того, как он отказался от своей магии, в Заполярье возникнет Норильский клуб любителей устриц. Но, не исключаю, что шаман был бы рад — в конце концов, разве не ради улучшения качества жизни своих собратьев он рисковал жизнью в мире духов?

В Норильске мы — московская делегация на первом местном гастрономическом фестивале «Север» — притягиваем сочувствующую публику, как магнит. С «материка», как здесь говорят, на фестиваль прилетели шеф-повар ресторана Selfie Анатолий Казаков, шеф ресторана «Северяне» Георгий Троян, Юрий Агузаров из MOS и Иван Фролухин, возглавляющий кухню петербургского Duo.

  

Местные наперебой начинают демонстрировать практически кавказское гостеприимство. Кто-то зовет на Енисей, на рыбалку — пошел сезон корюшки. Кто-то — требует взять рыбы в магазине и ехать в тундру, потому что только там можно почувствовать вкус настоящего сугудая.

— Да-да, надо ехать на природу. У нас тут турбазы кругом. В любое свободное время, пусть хоть -50, мы едем загород, на шашлыки, — говорит один из организаторов фестиваля.

— А что у вас там, на природе? Сопки, озера, водопады замерзшие, — живо интересуюсь я.

— Да ничего! — выпаливает собеседник. — Снегу по шею везде! Но ведь природа же!

Ситуация со снегом нас несколько пугает, и мы отправляемся на поиски местных деликатесов в черте города.

  

С детства я помню рассказы о том, что Норильск — это такой город, где ничего нет и все завозят самолетами. Но здесь, в самой настоящей пустыне, обнаруживается настоящее изобилие местных деликатесов — нельма и муксун, чир и сиг, копченые, соленые и вяленые. И так в каждом магазине. Помимо прочего, обнаружен магазин монгольской тушенки, юкола — завяленная до каменного состояния рыба или оленина, оленьи колбаски с клюквой и полярными травами, консервированное сердце оленя, оленьи же котлеты — в прямом смысле этого слова, то есть мясо на ребрышках, точнее здоровенных ребрах в локоть длиной, причем еще и с прилагаемым распечатанным рецептом. В центре города, в магазине северных деликатесов, я купил колесо оленьей колбасы с интригующим названием «Северная». Вернувшись в Москву, устроил сравнительную дегустацию ее и швейцарской вяленой оленины: и Норильск победил с разгромным счетом.

Но самые яркие места — это, конечно, спрятанные в индустриальных районах гастрономические артефакты. Сначала мы оказываемся в примостившемся на краю сопки, оплетенном трубами ангаре, у которого нас встречает господин, похожий на доброго близнеца Стаса Барецкого. Внутри — рыбное царство. Не ведают, что говорят те, что утверждают, что сибирская корюшка хуже балтийской; что ели отличный сугудай в московском ресторане ХХХ, что в пару к пиву нет ничего лучше воблы. В общем, окажетесь в Норильске — ищите рыбу, упакованную в модные пакеты с мультяшной надписью «Таймыр». Это вообще загадка местного нейминга — кроме слов «Таймыр», «Север» «Норильск», и «Заполярье» в названиях любых институций не используется больше ничего.

  

Дожили таким манером до вечера — и пора было отправляться на ужин. Мне достался ресторан «Сан-Ремо». Хозяева ресторана обустроили все максимально торжественно: казалось, что я присутствую на свадьбе или юбилее местного чиновника, куда заморской звездой пригласили московского шефа. Распорядитель с микрофоном, разноцветные прозрачные шторы и горловое пение, которое включали перед каждым выходом Трояна, объявлявшего очередные подачи: свежезасоленную икру сига со сметаной, говяжий тартар, посыпанный, вместо соли, тертой вяленой олениной, копченого муксуна с картофельной кашей, муксуна жареного со щавелем. Троян, видимо, боялся, что гости заскучают, и отдавал подачи с молниеносной скоростью, так что после ужина я успел добежать до соседнего ресторана «Гриль-ферма». Там готовил Анатолий Казаков: копченый сиг с хреном, сиг с мочеными яблоками и соусом из раков, щеки оленя с оленьим салом.

Кстати, летом — а это время года удачно ограничено одним месяцем, июлем — пройдет второй этап «Севера»: уличный и гораздо более масштабный. Казаков говорит, что к оленине и рыбе можно добавить дикую северную птицу и зайцев — они отъедятся и мясо избавится от ярко выраженного печеночного вкуса. Коновалов сообщает, что тундра покроется толстым ковром из грибов и ягод, а его теплицы с зеленью и помидорами выйдут на проектную мощность, так что можно будет устроить полноценный пир исключительно из местных продуктов. Так что планируйте свои отпуска и командировки.

Ну и так, в качестве эпилога и финального штриха к картине гастрономического Норильска: к умывальнику, стоящему перед спуском в медные шахты, ведут три трубы: холодная вода, горячая вода и чай. Тоже горячий, с сахаром, но без лимона. Можно с собой в забой взять. Есть, видимо, даже должность такая — оператор чаепровода.

Источник: gq.ru

 
Фото с сайта https://www.gq.ru

Материалы по теме