Banner
Banner
28 марта 16:32
  • $ 92.59
  • € 100.27
Наши люди
31 июля 2018 10:40

О том, как врач пишет не только рецепты, но и картины

«Знания о красивом и прекрасном нужно вкладывать в детские головы, даже если дети против…». Так считает мончегорская художница-любитель Марина Бурова, врач санатория-профилактория «Кольский», с работами которой горожане познакомились совсем недавно на ее персональной выставке «Акриловое ассорти».

Все прорастет потом

По профессии Марина Олеговна — врач-терапевт, и за ее плечами более 30 лет медицинского стажа. В детстве ей очень хотелось учиться рисовать, но не было возможности. В маленьком карельском городке Питкяранта, где она родилась и выросла, не существовало художественной школы. Зато была музыкальная. Марина обучалась там игре на фортепиано.

— Моя преподавательница — Эмма Яковлевна Карстен, помимо музлитературы и сольфеджио, проводила с нами факультативные занятия по живописи, — вспоминает наша героиня. — Мы не рисовали, но знакомились с художниками, с картинами. Надо сказать, я ненавидела эти занятия. Пять дней в неделю — в музыкалке! А ведь хочется же еще и на каток успеть, и на танцы, и на лыжах покататься… Но вместо этого я тащилась в библиотеку и искала что-то про Брюллова и Шишкина. А после поняла: информацию об искусстве надо закладывать детям даже если им не интересно — все сторицей прорастет потом.

В 1987-м, после окончания Медицинского института ПетрГУ (Петрозаводского государственного университета), Марина Бурова приехала на практику в Мончегорск, вышла замуж и осталась здесь.

— Мончегорск напоминает Карелию климатом, горами, озерами, только деревья ниже, — говорит она. В Карелии все детство прошло на природе. Каждые выходные мы ездили на рыбалку на озера. Здесь — то же самое.

Кругозор влияет на мнение о своем творчестве

Марину никогда не покидало желание проявить себя в творчестве, и она начала фотографировать.

— Фотографировала все подряд. Мне казалось, мои снимки — шедевр на шедевре и шедевром погоняет, — смеется она. — Я их не обрабатывала. Зачем? Идеал же… Отдавала карту памяти в фотомастерскую: «Печатайте все!». Замучила мастера, что там работал. Это он предложил мне пойти в фотоклуб «Имандра», который в то время только открылся.

Рассказчица прислушалась к совету, и вот уже 11 лет фотоклуб помогает ей расширять кругозор, благодаря чему Марина стала исключительно требовательной к себе.

— Искусство фотографии, как и любое другое, когда начинаешь в него вникать, открывается, как целая вселенная, — рассказала Kn51 Марина Бурова. — Многие считают: стоит только нажать на кнопочку фотоаппарата, сразу все получится. Но если было бы все так просто, люди не писали бы тома о том, как надо делать снимки. В клубе с различными нюансами нас знакомит Александр Иванович Пантюшин — председатель «Имандры» и член Международной федерации фотоискусства (FIAP).

В числе участников фотоклуба наша героиня выставляла свои работы на международные конкурсы и выставки. В 2012 году ее фоторабота в испанском городе Сарагоса получила золотую медаль.

— Конкурсы — это больше мужское занятие, они охотники, и им нужны медали и звания. А мне интересно участвовать в выставках, чтобы работы видели люди, — говорит Марина.

Рисовать на фанере вилкой? Почему — нет?

А непосредственно к рисованию, причем в непривычном понимании, Марина приступила совсем недавно — зимой 2017 года. К этому ее подтолкнуло желание познать нечто новое и развеселиться. Дело в том, что все свои увлечения рассказчица считает способом самосохранения и выживания.

— Работа у меня не очень веселая. К врачам с проблемами приходят, с жалобами и болью… Иногда домой возвращаешься и, говоря фотографическим языком, у тебя половина пикселей просто выбита. Это надо как-то замазывать, восполнять, и я нашла отдушину. Рисование очень хорошо восстанавливает, наполняет позитивом, сразу забывается все дурное.

Свои фантазии она воплощает в жизнь глубокими вечерами и даже ночами — в свободное от бытовой рутины время. К технике, в которой сейчас работает художница, пришла интуитивно. Вдруг поняла, что попросту нет никаких границ, ее ничто не сдерживает, и решила творить не на альбомных листах, не на холсте, а на… фанере. Для создания картин в ход идет шпатлевка, клей, природные материалы, акриловые краски, а для фактурности — вилки, толкушка для пюре, бигуди и другие неожиданные предметы.

— Голь на выдумки хитра, — улыбается художница, — что только не использую. У меня таких принадлежностей уже целая коробка, и еще порой что-то покупается специфическое.

Из-за многослойности одна картина рождается, минимум, недели две.

— Как правило, я одновременно делаю несколько картин — пока на одной застывает клей или шпатлевка… Я же не профессиональный художник, поэтому нередко что-то правлю, переписываю, переделываю… Бывает, вообще не получается, и я перехожу на другу картину. А еще, когда начинаю работу, не знаю, что получится: зачастую несет вообще в другую сторону. Самой интересно, куда кривая выведет, — улыбается художница. — Есть картины, которые я бы перерисовала. Да все, наверное, подправила бы! Проходит время, картина полежит, «отстоится», что-то отстоится и в мозгу. Так же случается с фотографиями: смотришь на них спустя несколько месяцев и думаешь: «Да, батюшки!», потому что видишь, там «вылезло» то, чего сразу не заметила. Например, на пейзаже — птица…

Счастье, как мозаика

Как призналась автор, в своих работах она старается изображать моменты счастья.

— Где-то прочитала, что нельзя возвращаться туда, где вы были счастливы. Долго думала — почему? И поняла, что это ощущение, как мозаика, складывается из многих пазлов: звуков, запахов, шорохов, внутреннего знания, что у тебя, детей и внуков все хорошо… Ты можешь вернуться в то же место, но если не хватает какого-то компонента счастья снова не испытать. Просто необходимо, чтобы все кусочки сложились. И я решила запечатлевать это состояние через картины. Потом смотрю на работу, и вспоминается все.

Например, одна из самых любимых собственных работ Марины Буровой — «Ночь над Хибинами» — помогает ей снова и снова проживать блаженство.

— На той картине спиной к зрителю на крыше дома стоит маленькая девочка. Это я, — рассказывает она. — Я люблю лежать на пологой крыше прихожей своей дачи в октябре-ноябре. Залезаю туда, беру с собой чай и часами смотрю на синее звездное небо, на северное сияние (а оно там практически каждый день). Глубина неба, простор, окружающая тишина, уже слегка морозная свежесть воздуха рождают ощущение счастья.

Интересно отозвалась о картинах землячки Татьяна Романенкова, заведующая выставочным залом ГЦК, где горожане знакомились с экспозицией «Акриловое ассорти»:

— Работы Марины получаются исключительно теплыми, даже с зимней темой. Каким-то волшебным образом ей удается вложить туда собственное ощущение счастья, которое передается зрителю. Удивительно, но она и в искусстве не перестает быть врачом! Сюжеты, цвета, фактура настолько гармоничны, что человек чувствует исходящее от них благотворное воздействие…

Художнику нужен внутренний критик и внешняя поддержка

Марина не понимает людей, которые находясь на пенсии, задаются вопросом: «А что дома делать?». Она убеждена: всегда надо идти вперед, познавать новое, ведь в жизни так много интересного. У рассказчицы столько «хоббей» (так она сама называет свои увлечения), что не хватает времени и сил всем заняться. Недавно, например, захотелось попробовать оформить мозаикой из осколков битой посуды что-то крупное: стол, витражи…

При этом наша героиня называет себя человеком очень сомневающимся.

— У меня низкая самооценка, и я думаю, это верная позиция. Внутри творческого человека должен жить пристрастный критик, и ему, чтобы не закисать, обязательно надо вращаться в кругу единомышленников. Ведь только в такой компании возможно оттачивание мастерства.

Сейчас главными своими критиками Марина Олеговна называет сына Никиту, дочь Анастасию и мужа Михаила Игнатьевича.

— Хотя муж меня всегда хвалит. Он бы уже давно все мои работы выставил, а их около 40. Без его поддержки и поддержки подруги, профессиональной художницы Галины Ивановны Ламеховой, не состоялась бы выставка «Акриловое ассорти». Так и стояли бы себе картины в коробках. А самой мне приходится все время себя преодолевать. Например, когда шла в фотоклуб «Имандра», думала, от страха в обморок упаду. Надо же было показывать, что нафотографировала. Нерешительным людям советую через подобное пройти, переступить через себя. Я понимаю, как страшно выводить свои творения в свет, для этого нужна смелость. А я даже дарю их с опаской. Ведь каждую работу рождаешь. Не хочется, чтобы в душу плюнули, опасаешься, что человек может не понять… Поэтому дарю в случае, если просят. А на заказ работать не умею, потому что процессом творчества руководят вдохновение с настроением.

Любопытно, что преодолевает себя наша героиня, не только выводя свои работы в свет. Глядя на пациентов, она как врач понимает, надо держать форму! И, опять-таки, при активной поддержке мужа, надевает кроссовки, чтобы убежать от болезней.

— Михаил отработал 33 года аппаратчиком в цехе электролиза никеля КГМК (ЦЭН-1). Он кандидат в мастера спорта по шахматам. Четыре раза был чемпионом города, а среди коллег — бесчисленное количество раз. Кроме шахмат увлекается легкой и тяжелой атлетикой, лыжами… А меня заставляет бегать. Но я делаю это через силу — не люблю, просто знаю, что надо!

Учиться нужно обязательно

В эти летние дни наша героиня занимается с одной из трех внучек (третья родилась в этом году на День металлурга) и черпает в том общении вдохновение.

— Конечно, руки чешутся заняться творчеством. Если я что-то «вкусненькое» не сделала или хотя бы не начала, день прошел зря. Сейчас вяжу носки. Люблю даже в таком простом занятии проявить фантазию: у меня в одной паре не бывает совершенно одинаковых носков, всегда вывязываю разные узоры на левом и правом носке.

Марина Бурова убеждена — при занятии любым творчеством, необходимо много читать, слушать и смотреть.

— Насмотренность просто необходима! — говорит она. — Учиться надо обязательно на классике, нужна база. Чтобы ее обрести, следует искать самому, вдумываться. А источником может стать все что угодно: проза, поэзия, музыка, картины…

 
Лана КАЛИНИНА. Фото из архива Марины БУРОВОЙ