Banner
Banner
28 марта 21:17
  • $ 92.26
  • € 99.71
Наши люди
14 сентября 2018 10:15

Татьяна Бороуля: «Учить так, чтобы у детей горели глаза»

В пятницу, 14 сентября, отмечает свой юбилей Татьяна Бороуля — учитель начальных классов мончегорской школы №1 имени А.И. Ваганова.

Около 30 лет назад она выпустила своих первых выпускников, которых пришла обучать сразу после окончания Мурманского педагогического училища. Тогда Таня, еще мурманчанка, по распределению попала в Мончегорск, в школу №1 и прижилась — и в коллективе, и в городе металлургов.

— Это было в 1987-м… И сейчас я понимаю, что все у меня замечательно, потому что город хороший, и люди здесь прекрасные — и дети, и взрослые. Хотя, наверное, на кого сам настроен, того и встречаешь, — поделилась Татьяна Ивановна с Kn51.

Случайные люди в школе не задерживаются

Наверное, многих девочек в детстве посещает желание стать учителем — мечты с туманным видением себя у доски перед классом послушных детей. Наша же героиня мечтала четко и логично: до восьмого класса она представляла себя врачом, причем хирургом! Такое желание появилось под воздействием рассказов об одном из родственников, что работал военным врачом. Планы поменялись в восьмом классе с появлением в школе Татьяны новой учительницы истории.

— Она носила два массивных кольца и постоянно держала в руках длинную палку, которую использовала в зависимости от случая: как указку, или, когда надо было, поддергивала ею шторы, — рассказывает Татьяна Бороуля. — Учительница, внешне очень эффектная, удивительно воспринималась на слух — интересно и много рассказывала.

Как говорит Татьяна Ивановна, те мечты, скорее, были порывом кому-то подражать. А когда наступил момент выбора, где учиться дальше, свою роль сыграло желание остаться поближе к родителям, вот и пошла в Мурманском педучилище. И нисколько не жалеет, что стала учителем начальных классов. Говорит, случайные люди в школе не задерживаются.

— Не выдерживают те, кто не проникается школьным духом. Надо уловить, как одновременно держать дисциплину в классе, а в голове — тему урока; последовательность действий и организационные моменты: открыли-закрыли тетради, то и это записали… Молодым сложно, у педагогов с опытом годами наработанная схема.

У ребенка должно быть детство

О своих учениках педагог с более чем 30-летним стажем рассказывает с трогательной нежностью.

— У доски могу кардинально поменять направление урока. Если вижу, что дети утомились, могу пошутить, чтобы их «разбудить». Например, в математической задаче, где нужно определить количество написанных цифр (которые в скобочках обозначаются буквой «ц»), переспрошу: «Что в скобочках пишем: Цыплят? Циклопов? Цветов?..» — пока не услышу от них снисходительную «подсказку»: «Цифр». Малышей не растормошить по-другому. Они же маленькие. Крикнуть-топнуть? Взбодрятся, но только на секунду: «Вроде нормальная тетя, а ногами стучит…».

Учитель начальных классов, как мама, каждый день встречает детей и сразу видит, у кого проблемы, а у кого — горящие глаза.

— Ребенок, как вода, отражает все ли хорошо в семье и в его душе. Дети быстро проникаются к учителям. С ними ко второму и третьему классу находишь общий язык. Видят, что ко всем одинаковые требования. Понимают: больше хвалишь того, кто отвечает лучше и похвалу заслужил. А вот с родителями бывает непросто. Только к 5-6 классу могут при встрече сказать: «Ой, как вы правильно говорили! Надо было вас слушать…». А ведь хочется помочь: то, с чем они сталкиваются со своим ребенком, я много раз проходила с другими младшеклассниками. К примеру, из опыта знаю, к чему через 2-3 года может привести попустительское отношение к невыполнению домашних заданий.

Своей целью Татьяна Ивановна считает научить ребят, но каждый раз сделать поинтереснее:

— Важно понимать, что ученики пока еще маленькие. Учителя старших классов часто спрашивают: «Что, опять играешь?». И на самом деле для начальной школы важны игровые моменты: ребята быстро устают, могут уже на 12-й минуте урока «выключиться», тогда нужны физминутки.

Татьяна Ивановна убеждена — помимо учебы у ребят должно быть и детство.

— Ребята к 9-10-му классу еще хлебнут нагрузки… С этого учебного года вся начальная школа в Мончегорске перешла на пятидневку, и уже сейчас вижу: КПД после двух дней отдыха у ребят выше. Теперь по понедельникам мы столько всего успеваем! Они спешат ответить, ручки тянут… Не сравнить с тем, как было раньше. Ребенку надо отдыхать. Ведь кроме школы у многих есть дополнительная нагрузка в секциях и кружках. У кого-то — 9 дополнительных часов, у кого-то — 11. По часу, по два — каждый день!

Надо просто любить детей

А еще опытный учитель с 32-летним стажем знает, что нужно родителям, чтобы заложить в ребенке фундамент успешного будущего: главное — любить его и быть терпимым.

— Больше времени проводите с детьми. Не надо лезть к ним в душу, надо быть наблюдательнее, внимательнее. Допустим, открываете тетрадь с домашним заданием, тщательно проверьте его работу, может, он одну цифру пропустил. А доделает, получит «пять», и ему — хорошо, и учителю радостно. Детские проблемы решайте, как свои, это важно. Научить бы родителей терпимости и любви… Любить ребенка надо во всех в смыслах этого слова. Тогда сразу видишь, в чем ему надо помочь. Если хотите, чтобы сын или дочь стали успешными, вырабатывайте в них стержень, стремление к цели, самостоятельность и понимание: не будет в жизни все на блюдечке с голубой каемочкой…

Гордость учителя — в учениках

Учителя школы №1 им. А.И. Ваганова поздравляют коллегу с юбилеем. Надежда Рассолова — преподаватель русского языка и литературы, не раз принимала детей «из рук» Татьяны Ивановны и уверена: она может гордиться своими учениками.

— Дмитрий Менделеев говорил: «Вся гордость учителя — в учениках». Эти слова точно характеризуют педагогическую деятельность Татьяны Ивановны. Она посеяла в ребятах духовность, нравственность, трудолюбие, — говорит Надежда Леонидовна. — Ее ученики целеустремленны, успешно обучаются в среднем и старшем звене, добры, уважают старших, внимательны ко всему, что происходит вокруг… Ребята любят родную школу, чтят традиции и поэтому с огромным желанием достойно представляют ее на мероприятиях разного уровня.

А председатель родительского комитета 6а класса Елена Петрякова говорит о нашей героине, как о любящем, заботливом и терпеливом педагоге:

— Приятно осознавать, что именно она сыграла главную роль в формировании личности наших детей, строила основу их будущего. Спасибо вам, Татьяна Ивановна, за ответственность, мудрость, душевное тепло и профессионализм.

Лана КАЛИНИНА. Фото Ланы КАЛИНИНОЙ