Banner
Banner
29 марта 05:16
  • $ 92.26
  • € 99.71
События и факты
04 июля 2019 08:33

Первый выпуск Мончегорского горно-металлургического техникума: хочется вспомнить всех

В 1945-м возвращение к мирной жизни для большинства советской молодежи означало сесть за парты, чтобы обучаться мирным профессиям и поднимать страну из послевоенной разрухи. В декабре 1944-го в Мончегорске основали горно-металлургический техникум, в 1945-м начались занятия, а в 1949-м он выпустил первых специалистов.

О будущей профессии знали мало

В 1945-м руководство нового техникума учитывало, что в течение четырех военных лет учеба у советских людей стояла далеко не на первом плане. Потому были организованы подготовительные курсы, где будущие студенты два месяца входили в учебный режим. Интересный факт: каждый, кто поступил на подготовительные курсы, получал стипендию 360 рублей и рабочую карточку на 750 граммов хлеба. В то время в таком же размере платили зарплату сторожу, а карточка ему полагалась всего на 500 граммов хлеба!

Вступительные экзамены комиссия принимала со всей строгостью, но, поскольку учиться шли серьезные люди, большинство из них поступило, и 30 июня 1949-го первые выпускники политеха пополнили ряды сотрудников комбината «Североникель». Это были металлурги, горные электромеханики и специалисты по разработке рудных месторождений. Многие из них оставили яркий след в истории комбината и Мончегорска.

Спустя 70 лет участники того выпуска с теплом и гордостью вспоминают годы учебы и своих однокурсников.

— Дело происходило сразу после войны. Но даже тогда государство находило деньги на обучение граждан, — поделилась с Kn51 одна из первых выпускниц мончегорского техникума — Мария Григорьевна Куликова. — А мы тогда слабо представляли, чем должен заниматься металлург или горный электромеханик.

Маша с подругой поступала в техникум, потому что услышали: по окончании можно будет работать в химлаборатории. Девочки дружили со второго класса и когда-то дали друг другу слово не расставаться. Маша сдала вступительные экзамены на «отлично», за что получила право выбора профессии. Она любила химию и выбрала металлургию. Подругу зачислили в группу горняков.

— Я три дня плакала, что нас разлучили, — улыбается Мария Григорьевна. — И вдруг подруга рассказала, что у них есть девочка, которая перешла бы на металлурга! Ею оказалась Нина Петровна Игнатьева (сейчас — Ильичева). Мы поменялись, так я оказалась в группе горняков, не соображая, что это такое. На практике второго курса переживала оттого, что горняцкое дело мне совсем не нравилось. Но позже не пожалела, что получила диплом техника по разработке рудных и рассыпных месторождений.

А Нина Игнатьева через годы стала начальником планового отдела в электролизном цехе. Тот эпизод с обменом не остался в ее памяти, но зато помнит, почему ей так хотелось выучиться на металлурга.

— Моя мама работала транспортерщицей в плавильном цехе. Я бывала у нее на работе и немножко имела представление о металлургии. Честно-то говоря, плавка металла завораживала. Поэтому из трех направлений для меня металлургическое было самое приемлемое, — рассказала она Kn51.

Лучшие годы

Обучение студентов в то время проходило в здании школы №3, в стенах которого в нынешнее время занимаются ученики лицея им. В.Г. Сизова. В мончегорском техникуме учились не только местные жители, но и жители других городов и поселков Кольского полуострова — из Мурманска, Умбы… Им предоставлялось общежитие, организованное первое время в здании самого техникума. Позднее для этих целей рядом выделили два барака — мужской и женский. В них жили и парни и девушки из рабочих поселков Мончегорска. Во дворе техникума молодежь собиралась на волейбольной площадке, а зимой расчищали каток на Комсомольском озере.

Как водится, студенческая жизнь бурлила, безделье не допускалось. Все, что ни происходило, организовывали коллективно: комсомольские собрания, вечера самодеятельности, бальные танцы… Причем на танцах девчонки не стояли в сторонке — парней училось гораздо больше: некоторые красавицы свою судьбу встретили еще студентками.

Студенты пели в хоре, занимались в различных кружках по интересам, в драмкружке устраивали приличные постановки…

— Жили весело. Голодно не было. Всем, независимо от успеваемости, платили стипендию. Я до сих пор вспоминаю нашу студенческую столовую. Весь обслуживающий персонал так тепло относился к нам, студентам. Готовили, как дома. Шеф-повар полный такой, бывало, выйдет и наблюдает, как мы уплетаем его, например, блинчики с рисом. А он стоит довольный: «Вкусно?» — спрашивал. У меня самые теплые воспоминания о студенческой жизни. Я потом еще оканчивала Московский институт цветных металлов и золота им. М.И.Калинина, сравниваю: небо и земля. В Москве мы просто учились. Там после учебы ты никому не был интересен, — отмечает еще одна выпускница 1949-го — Нина Петровна Ильичева.

   

Они учили уму-разуму

Как вспоминает другая выпускница, Зоя Дмитриевна Цебро, студенты учились серьезно, с большим желанием. Неуспевающих просто не было, как не было и панибратских отношений с преподавателями.

Прошло 70 лет после окончания техникума, но выпускники до сих пор благодарны своим наставникам. Чьи-то имена вспоминаются уже с трудом, но рассказчики с благоговением произносят их фамилии…

— Всех хочется назвать, — говорит Мария Григорьевна Куликова. — Борис Леонидович Кошурников был нашим завучем, Карапетов преподавал машиноведение, Захаров — историк, Василий Андреевич Данилов — обучал технике безопасности, Пронин — организации производства. Калькуляцию давал Сапунов, а физику — Мартов. Классным руководителем горного отделения был Анатолий Васильевич Шиленков, который работал инженером по технике безопасности на руднике. Помню совсем молодого преподавателя по горной электромеханике Владимира Николаевича Баркова, который пришел к нам сразу после института. Неопытный, он часто на доске что-то писал, а через три строчки спохватывался: «Ой! Не так…», стирал и исправлял. А у нас-то уже с ошибкой в тетрадках записано.

— Специальным дисциплинам обучали преподаватели-совместители, что работали на комбинате. Они давали крепкие знания. Металлургии учились у Бориса Владимировича Липина. Он имел какую-то научную степень. Относился к нам, как отец (у него своих было шестеро детей). Когда оканчивали техникум, он нам, девочкам, которые хорошо учились, предложил места в опытном исследовательском цехе, где сам был начальником, — рассказывает Нина Петровна Ильичева. — Организовывал техникум и подготовительные курсы первый директор Шамиль Хаджибегирович Цомаев. Я помню его в самом начале учебы. В середине первого курса его сменил Иван Игнатьевич Кудрявцев, чья жена — Нина Петровна — вела у нас кружок самодеятельности и бальных танцев. На втором курсе директором стал Герман Васильевич Львовский, который собрал студенческий хор.

Каждая из наших собеседниц вспомнила строгого и даже жесткого преподавателя математики Виктора Андреевича Штейнбрехера.

— Он знал свое дело и был требователен. К каждому уроку мы готовились, как к сессии. Поэтому математику знали хорошо. Здесь нельзя было весь семестр ничего не делать, а перед сессией штурмовать, — смеется другой выпускник первого выпуска мончегорского техникума Иван Андреевич Матыцин. — Успевали по всем предметам — уровень преподавания был высоким, да и мы были, все же, взрослыми (большинству — по 20-25 лет). Серьезно относились и к учебе, и к практике. Я с двумя парнями проходил ее на третьей шахте рудника «Ниттис-Кумужье». Там самая тяжелая работа была наша. Месяц хорошо отработали. Практика закончилась, и начальник меня позвал остаться мастером. А я отдохнул до осени, а потом сразу на рудник получил направление.

Это выпуск, которым должен гордиться Мончегорск!

— Тогда, как и сейчас, на работу было трудно устроиться. Нас полагалось брать обязательно на должность не ниже техника. Но все начинали с мастеров, бригадиров, проходчиц. Хочу добавить, на рабочей должности зарплата была рублей 600. Но нам, с образованием техникума, доплачивали до 800 рублей! Иметь образование было престижно, — подчеркивает Мария Григорьевна Куликова. — Я горжусь своими однокурсниками. Из нашего выпуска получились прекрасные специалисты. Хочу озвучить имена самых выдающихся. В первую очередь, это, конечно, Иван Андреевич Матыцин. Он был начальником шахты, освобожденным председателем рудничного комитета профсоюза, секретарем парткома Мончегорска, председатель горкома, замдиректора комбината «Североникель». Анатолий Андреевич Андреев — начальник рудника «Ниттис-Кумужье» до закрытия, а после — начальник горного отдела комбината «Североникель», затем — объединения «Никель». Аркадий Тимофеевич Куликов — секретарь горкома, председатель горисполкома. Нина Петровна Ильичева — начальник планового отдела цеха электролиза никеля. Александр Иванович Зеленов — начальник шахты №2 рудника «Ниттис-Кумужье». Иван Петрович Фомин — технический руководитель горного участка. Борис Александрович Рудаков — главный энергетик «Североникеля». Таисия Борисовна Рудакова — хороший организатор и третья величина в городе — заведующая промышленным отделом горкома партии. Николай Дмитриевич Машковский — заместитель начальника плавцеха по оборудованию. Мишуков Анатолий Иванович — начальник отделения в плавцехе.

Наши собеседники — первые выпускники мончегорского техникума — убеждены, что история их однокурсников — хороший пример для нынешних студентов Мончегорского политехнического колледжа.

— Если ребята будут хорошо учиться, каких высот они могут достичь! Техникум должен гордится людьми, которых он подготовил к работе на градообразующем предприятии, — говорит Мария Григорьевна Куликова.

Лана КАЛИНИНА

* * *

Мы всегда рядом: читайте новости Kn51 и участвуйте в опросах в нашей официальной группе в ВКонтакте, следите за событиями в Фейсбук, Инстаграм, Твиттер.

 

Материалы по теме