Banner
Banner
29 марта 16:52
  • $ 92.37
  • € 99.53
Мир новых возможностей
09 декабря 2019 15:03

История про человечность: слет соцпредпринимателей Севера в Мончегорске

Арктика — это тренд, и его надо продвигать. Так считают эксперты в сфере туризма, которые в минувшее воскресенье приехали в Мончегорск из различных городов России на слет социальных предпринимателей Севера. Как завлечь, развлечь, накормить туриста они рассказали и показали северному бизнес-сообществу.

Потенциал есть

  Игорь Сухотин
   Игорь Сухотин

Инициатор слета соцпредпринимателей Севера — компания «Норникель». Впервые он проводился в 2017 году в Норильске. География участников обширна — на очередную встречу гости приехали не только из Мурманской области, но и из Москвы, Санкт- Петербурга, Норильска, Красноярска и даже с Камчатки. Центральная тема мероприятия — туризм.

— Мы заинтересованы в развитии регионов, где работают предприятия компании, в том, чтобы жители получали качественные услуги, развивали свою среду, чтобы их жизнь становилась комфортней. В этом смысле соцпредприниматели — это люди, которые меняют эту среду, — подчеркнул в разговоре с журналистами начальник управления благотворительных программ компании «Норникель» Игорь Сухотин и отметил, что у Мончегорска есть потенциал для развития туризма.

С этим согласен и исполняющий обязанности начальника отдела развития туризма министерства инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области Максим Бугаев.

Максим Бугаев  
Максим Бугаев   

— В Мончегорске активно развивается экотуризм, путешественники с удовольствием посещают Лапландский заповедник. Не стоит забывать про событийный туризм, который также дает приток гостей. Именно поэтому мы включили дополнительную меру поддержки (субсидирование) для проведения событийных мероприятий, — рассказал Максим Бугаев и отметил, что в Мурманской области с 2015 года турпоток вырос более чем на 100 тысяч человек.

Люди, готовые менять города

Но главное, что есть люди, которые могут развивать свои города, ведь не зря говорят, что соцпредпринимательство — это история скорее не про деньги, а про душу и человечность. За многими историями социального бизнеса — личный опыт человека, столкнувшегося с проблемой. В городах, где работают предприятия «Норникеля», компания помогает развивать его: по программе «Социальное предпринимательство» северян обучают тонкостям открытия своего дела и предоставляют беспроцентный заем на два года.

За пять лет работы проекта в Мурманской области обучение прошли 167 человек, 54 бизнес-проекта представлены на инвестсессиях, авторы 17 получили займы на общую сумму 38,5 млн рублей и практически половина средств уже возвращена. По итогу создано 68 рабочих мест. Один из таких успешных проектов — мончегорский центр активного отдыха «Берег развлечений», где накануне слета встретились приглашенные эксперты и предприниматели. Здесь можно взять напрокат спортивный инвентарь, в том числе и ватрушки, прокатиться на двух трассах, организовывать интеллектуальные игры и кинопоказы, вкусно и весело проводить время на свежем воздухе.

— Я горжусь социальными предпринимателями Мурманской области, — подчеркнул во время открытия слета заместитель генерального директора Кольской ГМК по региональной политике и корпоративным проектам Максим Иванов. — Важно, что у нас есть люди, готовые менять города. Все созданные проекты не спущены сверху, а предложены вами. Я благодарен вам за то, что вы все это делаете, несмотря на сложности.

— Хочу пожелать, чтобы на вашем пути встречались люди, которые с вами на одной волне. Благодаря компании «Норникель» есть возможность показать, что маленькие города тоже могут стать туристическими центрами, — отметил глава Мончегорска Дмитрий Староверов на торжественном открытии слета.

   
  Елена Дудченко
   Елена Дудченко
   
  Лариса Гусева
  Лариса Гусева

— Такие мероприятия важны с точки зрения обмена опытом с коллегами, работающими на северных территориях. Бывает, встречаешься с экспертами с юга: их советы не всегда получается применить у нас. Здесь же мы не только можем делиться необходимой информацией, но и аудиторией. Ведь если люди хотят посмотреть Север, они могут посмотреть его со стороны и Кольского, и Таймырского полуострова. Человек может захотеть нанизывать жемчужинки 69-й параллели на свой опыт путешественника, — подчеркнула руководитель ресурсного центра для некоммерческих организаций и соцпредпринимателей из Норильска Елена Дудченко.

К слову, норильчане активно делились своим опытом с участниками слета, ведь в развитии туризма за последнее время город продвинулся далеко вперед, во многом благодаря соглашению с Агентством развития бизнеса Красноярского края.

Максим Миронов  
Максим Миронов   

— Первоначально мы разработали стратегию туркластера «Арктический», где объединили Таймыр, Норильск и Красноярк. Провели большую работу по созданию инвестиционного проекта, сформировали пакет документов, чтобы попасть в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2019-2025 годы)», — рассказал журналистам директор агентства — Максим Миронов. — После заключили соглашение, куда вошли 17 местных инвесторов. Наши предприниматели получили маркетинговую, информационную поддержку, поддержку в разработке бизнес-планов и так далее.

Максим Миронов считает, что у Мурманской области большой потенциал, ведь Арктика сегодня — это тренд.

Значимость развития соцпредпринимательства подчеркнула и советник генерального директора дивизиона «Северсталь Российская сталь» Людмила Гусева.

— Мы несем серьезную социальную нагрузку, хотим развивать социальный бизнес, чтобы люди понимали, как они могут зарабатывать, — сказала Лариса Гусева и отметила, что компания «Норникель» ее приятно удивила развитием этого направления.

Доброжелательное отношение и качественный сервис

Так как тема — туризм, то слет превратился в настоящее путешествие. В пути — сюрпризы и приключения. Об этом позаботились создатели экспериментального образовательного квеста. Игра позволила участникам в интерактивной форме познакомиться с самыми интересными практиками и получить полезные советы от экспертов в разных сферах туризма: гастротуризм, событийный, промышленный, экотуризм, спортивный и другие.

Так, директор компании «Территория путешествий» (Норильск) Дмитрий Федоров -эксперт секции «Спортивный туризм» — рассказал, что в городах часто некуда сходить из-за того, что не хватает должной организации.

Дмитрий Федоров  
Дмитрий Федоров   
   
Маргарита Полоник  
Маргарита Полоник  

— В приключенческом туризме продают впечатления. Большинство владельцев этого бизнеса монетизировали свои увлечения. С участниками слета мы обсудили реальные идеи, которые можно внедрить в Мончегорске хоть завтра. Территория у вас волшебная, тут любое направление открыто для путешествий, для получения удовольствия, позитива, — подчеркнул Дмитрий.

Программный директор и куратор работающей в приграничном Никеле арт-резиденции Александра Кременец, считает, что в Мурманской области есть масса предпосылок для развития культурного туризма.

  Александра Кременец
   Александра Кременец
   
  Роман Вороной
  Роман Вороной
   
  Елена Бурченкова
  Елена Бурченкова

— Я хочу донести, что культура — это не скучно. И Норильск, и Мурманская область безумно наполнены, богаты в культурном плане. Этот вид туризма — деликатное и экологичное приглашение гостей на свою территорию. Мне хотелось, чтобы ребята обратили внимание на это направление. Может придумали что-то свое, подключились к моим проектам, — отметила Александра в разговоре с Kn51.

Эксперты оценивали идеи команд, за лучшие давали игровые монеты. Наиболее креативными оказались участники команды «Суховей», они набрали максимальное количество монет. Эксперты хвалили соцпредпринимателей за оригинальный подход. Например, на станции «Экотуризм», они придумали идею открыть экодайвинг в Мончегорске — развлечение для тех, кто любит экстрим и хочет отчистить северные озера от мусора.

— Главное в бизнесе — умение поставить себя на место человека, который приезжает к тебе, относиться доброжелательно, давать ему максимально качественный сервис, — отметил в разговоре с Kn51 руководитель турнаправления ассоциации освоения развития труднодоступных территорий «Русское вездеходное общество» (Санкт-Петербург) Роман Вороной.

Президент и сооснователь Ассоциации по содействию в развитии и продвижении культурно-гастрономического туризма Маргарита Полоник поделилась, как прошла ее работа с участниками слета.

— Во время квест-игры мы придумали три направления гастрономических туров под рабочим названием «Русская Лапландия», одно из них связано с Мончегорском. Конечно, над ними еще предстоит поработать, — рассказала она. — В Заполярье нет всем понятных сыров и вина, но есть ягоды, мясо, рыба. Я вижу продукт, который можно продавать. Если подключится хорошая команда, то все получится.

«Рыба моей мечты» под искусственным снегом

О том, как принимать гостей на своей территории, участникам не только рассказали, но и продемонстрировали. Обед «Ты рыба моей мечты» провели в лучших северных традициях. Гостей кормили олениной с брусничным соусом, палтусом, красной рыбой, ухой на сливках… А помещение украсили искусственным снегом, чтобы создать северный антураж. 

— Мы можем гордиться сытной и вкусной северной едой. Готовить из минимума ингредиентов максимум вкусной еды считается хорошим тоном, — рассказала предприниматель Елена Бурченкова. По ее рецептам угощали на слете гостей, одним из секретов приготовления оленины она поделилась с Kn51.

— Сегодня мы подавали оленину с брусничным соусом. Все спрашивали, как приготовить мясо, чтобы оно не имело специфического запаха. Секрет в соусе из брусники. Сделать его не сложно: достаточно соединить 1 часть брусники, ½ воды, 2 ст. л. сахара, 1 ст. л. соли, розмарин по вкусу и, помешивая, довести до кипения, — рассказала Елена.

После удивительного обеда — мастер-классы от экспертов. Предприниматель, путешественник, коуч, владелица компании More Than Travel Ирина Цуканова рассказала как истории (о месте, людях, блюде) помогают продавать и продвигать туристические услуги, что может стать продающей историей и как ее создать.

Основатель «Агентства эффективных решений 19/84» Екатерина Маркова дала мастер-класс по SMM-продвижению турпродуктов и сервисов в Инстаграм.

Завершающим мероприятием стало интерактивное кейс-шоу от экспертов-практиков: здесь все щедро делились историями о том, как туриста завлечь, развлечь, накормить и благополучно отправить домой.

— Этот день сделал нас богаче с точки зрения опыта и идей. Я надеюсь, что эти знания и опыт пригодятся вам, чтобы действовать, — сказал Игорь Сухотин на закрытии мероприятия.

Слет соцпредпринимателей в цитатах:

Владимир Шустров  
Владимир Шустров   
   
Яна Докова  
Яна Докова  
   
Екатерина Силкина  
Екатерина Силкина  
  Леонид Гнибеда
   Леонид Гнибеда
   
  Лилия Марцин
  Лилия Марцин

Леонид Гнибеда и Владимир Шустров, парк отдыха «Берег развлечений» (Мончегорск):

— Социальное предпринимательство для нас — это хобби. Мы делаем это с радостью, от души и для души. Компания «Норникель» предоставляет массу инструментов, чтобы реализовывать свои идеи, не сидеть дома, а делать пространство вокруг себя лучше.

* Золотое правило предпринимателя: «Действуй!».

***

Яна Докова, дизайн-студия «Happy Art» (Заполярный):

— Я открыла свой бизнес после обучения на курсе «Социальное предпринимательство» компании «Норникель». Знания дают такие, что можно создать дело с нуля самостоятельно. А после обмениваться опытом, получать информацию помогают такие мероприятие как этот слет.

* Золотые правила предпринимателя: «Нет ничего не возможного», «Нельзя сдаваться», «Ставить цели, достигать их и снова ставить».

***

Лилия Марцин, крестьянско-фермерское хозяйство (Никель):

— Я прошла обучение по курсу «Социальное предпринимательство» и получила беспроцентный заем. На эти деньги мы с мужем организовали молочную ферму. Нашли здание, сделали ремонт, завезли 10 коров и 20 телят, закупили нужное оборудование. Дело начато, будем развивать. Я восторге от той программы, которую проводит «Норникель». Мой наставник, бизнес-тренер перевернули мое сознание. А благодаря слету социальных предпринимателей я продолжаю развиваться, идти вперед.

* Золотое правило предпринимателя: «В любом возрасте надо не бояться, а искать что-то новое».

***

Екатерина Силкина, соляная пещера «Вдох-выдох» (Заполярный):

— Слет «расширяет картинку»: когда ты ведешь свое дело, погружен в процесс, возможно, не замечаешь каких-то нюансов. Здесь есть спикеры, которые подскажут, расскажут, каким тенденциям следовать, какие кейсы перенять.

* Золотые правила предпринимателя: «Быть честным, системным, открытым и много работать».

Марина ПАПКА. Фото Марины ПАПКА и Максима МАЛЮТИНА

* * *

Мы всегда рядом: читайте новости Kn51 и участвуйте в опросах в нашей официальной группе в ВКонтакте, следите за событиями в Фейсбук, Инстаграм, Твиттер.

 

Материалы по теме