Banner
Banner
20 апреля 11:45
  • $ 93.44
  • € 99.58
75 Победа! 1945-2020, Ваша тема
08 мая 2020 15:09

Натуралист и на войне остался натуралистом

2020 год для Лапландского заповедника знаменателен вдвойне. Во-первых, он празднует свое 90-летие. Во-вторых, он напрямую причастен к истории государства Российского и может вместе со всеми праздновать 75-летие Великой Победы. В годы войны практически все сотрудники заповедника ушли на фронт и воевали за Родину.

Музыку в репродукторах прервало правительственное сообщение

В предвоенные годы в заповеднике работало примерно 30 человек. Исследовательская работа, научные изыскания, изучение и сохранение природы — наиболее важные и нужные направления работы в те далёкие годы и на протяжении всей жизни многих работников. Рассказать обо всех, к сожалению, не получится, но вспомнить одного из крупнейших представителей биологической науки, замечательного русского натуралиста, патриарха Лапландского биосферного заповедника, Олега Измайловича Семёнова-Тян-Шанского,и непростые военные годы заповедника мы просто обязаны.

Великая Отечественная война застала Олега Семёнова-Тян-Шанского в Ленинграде, куда он приехал в середине июня 1941 года для сдачи кандидатских экзаменов. Первый экзамен ему назначили на понедельник 23 июня. «В воскресенье 22-го, — записал в своем дневнике Олег Измайлович, — была прекрасная погода, солнечная, тихая, теплая. Из репродукторов на углах улиц доносилась музыка. Внезапно она прервалась, и диктор объявил, что в 12 часов будет экстренное правительственное сообщение: выступил В.М. Молотов с речью о предательском нападении фашистской Германии на Советский Союз, о ночной бомбардировке Одессы, Севастополя и других советских городов и о переходе нашей государственной границы вражескими войсками».

Война началась, но мирная жизнь некоторое время еще продолжалась, и 23 июня Олег благополучно сдал свой первый экзамен. Над городами ревели сирены воздушной тревоги, в воздухе появились самолеты-разведчики.

Автоматы трещали по лесу как град

В 1941 годузаповедник продолжал работать, но много народу мобилизовали на фронт, женщин с детьми эвакуировали в Архангельск. Штат заповедника значительно сократился. Изо дня в день над его территорией пролетали немецкие бомбардировщики, на которых четко были видны черные кресты, вдоль железной дороги были слышны взрывы.

Все сильные, молодые, здоровые мужчины уходили на фронт защищать Отечество. Олег Измайлович не подходил по здоровью. 8 октября он отправился из военкомата на медосмотр. Наличие астмы и близорукости делало его негодным для строевой службы, но не для комсостава. Однако он добился переосвидетельствования и зачисления в запасной стрелковый полк, находившийся в Мурманске, и уже 10 ноября оказался на передовой линии под Медвежьегорском в 313-й стрелковой дивизии.

На войне каждый солдат больше всего мечтал об одном: поскорее вернуться домой. А письма с фронта… Как их ждали матери! 13 ноября 1941 года Олег пишет первое письмо с фронта — маме, Надежде Владимировне.

«Милая мама! Меня, 7 ноября 1941, отправили вместе с другими на фронт. Уже 10-го я был на передовой линии, где шла перестрелка. Обстановка быстро менялась, и ранним утром 11 ноября нас, новичков, расставили охранять дорогу. Тут пришлось выдержать огонь минометов, что по непривычке вызвало нервную дрожь, но в сущности это штука с небольшим процентом смертельной опасности. После огонь прекратился, и мы подверглись атаке. Автоматы трещали по лесу как град, тут у меня случилась скверная вещь — сдало оружие. Нас стали окружать, но бойцы оказались на высоте, засели с винтовками, обороняясь во все стороны. Ураганный огонь противника поражал только деревья…Кончилось тем, что подоспели более опытные части и противника откинули. Во время наступления, вечером и часть ночи, цепь, где я находился, лежала под сильным обстрелом. Субъективно — это ужасная вещь, но объективно — мало опасно. Потери всегда производят тяжелое впечатление, но их было очень мало, единицы. Одна граната взорвалась в нескольких метрах от меня, легко ранила бойца и расщепила ложе моей винтовки. Кроме того, по окончании боя, я обнаружил пулевую пробоину на алюминиевой ложке, находившейся в кармане моего полушубка…»

Каждое письмо Олега Измайловича пропитано тоской и любовью, надеждой на будущее и рассказами о жизни в тылу и на передовой.Письма, от которых мурашки по коже, ком в горле и слезы на глазах.

О.И. Семёнов-Тян-Шанский Научный отдел Лапландского заповедника 1936-1937 год
О.И. Семёнов-Тян-Шанский Научный отдел Лапландского заповедника 1936-1937 год

Научные поиски на полях сражений

В годы войны,насколько это было возможно, Олег Измайлович заботился о поддержании природоохранных мероприятий. Его знания метеорологии и иностранных языков были использованы по назначению: пришлось работать на армейской метеостанции, составлять таблицы метеоданных и переводчиком в штабе. В части им был организован кружок английского языка, задействованным в контактах с союзниками офицерам он давал уроки английского. Он занималсяи общественной работой, являясь редактором штабной газеты «Аировец».

В первые месяцы войны Лапландский заповедник потерял многих своих сотрудников.Многие вернулись с ранениями и все с наградами. За безупречную службу в 1943 году О.И. Семёнов-Тян-Шанский награжден медалью «За боевые заслуги», а в 1944 году за участие в операциях по освобождению территории Карелии — орденом Красной Звезды.

Даже на полях сражений Олега Измайловича не покидала мысль о продолжении научных поисков. Находясь в армии, он продолжал вести фенологический дневник, в который заносил наблюдения за пролетающими стаями журавлей, лебедей, гусей, казарок и уток. После войны он опубликовал свои наблюдения, связав миграцию птиц с метеорологической обстановкой. Натуралист и на войне остается натуралистом!

Поколение, вынесшее тяжкий груз войны

Это был небольшой штрих из жизни фронтовика, а сколько в нем смысла, благородства и необходимости продолжать работу на благо Родины! Мы с уважением относимся к тем, кто дал нам возможность вот уже 75 лет отмечать такой великий день.

Лапландский заповедник за время войны понес тяжелые потери, как в людях, так и в природе, но он с полным правом может гордиться своим вкладом в славную победу народа над врагом!

Уходит поколение, вынесшее тяжкий груз войны. Но народная память сохранит и немеркнущий подвиг, и неслыханные страдания, и несокрушимую веру людей.

Мы, молодое поколение России, обязаны помнить, бережно хранить память о погибших в боях за родную землю и вечно склонять головы в знак глубочайшего уважения перед теми, кто не щадил жизни, защищая светлое будущее страны.

Благодаря тем людям, которые тогда отдали свое здоровье и жизни, сегодня Лапландский заповедник продолжает существовать и сохранять свою природу для нас, новых поколений и последователей.

Методист Лапландского заповедника Татьяна КУЗНЕЦОВА, по материалам Валерия БЕРЛИНА

 

Материалы по теме