Banner
Banner
20 апреля 09:15
  • $ 93.44
  • € 99.58
Здоровье, Коронавирус
20 мая 2020 07:11

Они на передовой: вместо белого халата - защитный костюм

Во время пандемии нагрузка на медицинский персонал возросла в разы. Правительство ввело стимулирующие выплаты и совместно с крупным бизнесом поддерживает запас медикаментов, средств защиты. О том, что значит оказаться сейчас на передовой борьбы с коронавирусом, Kn51 рассказали мончегорские медработники: мы побывали в ковидном отделении Мончегорской ЦРБ.

Плечо подставил бизнес

«Ковидное» отделение открылось в Мончегорске в апреле 2020 года — его оборудовали на базе роддома Мончегорской центральной районной больницы. Большую помощь в создании и оснащении стационара оказал «Норникель», выделив на создание инфраструктуры и закупку оборудования более 250 миллионов рублей. Был сделан ремонт, проведен кислород, созданы шлюзы для разделения «чистой» и «грязной» зоны, закуплено оборудование и средства индивидуальной защиты, оборудована лаборатория.

В общей сложности на борьбу с COVID-19 и поддержку социальной стабильности в регионах присутствия «Норникель» направил 10,5 млрд рублей.

— Мы должны позаботиться о своих работниках, всячески их защитить как с медицинской точки зрения, так и с социальной. Это первое. А второе — посмотреть вокруг себя и помочь муниципальным образованиям, городам, особенно моногородам, в которых мы находимся, — подчеркнул президент компании Владимир Потанин.

Новое отделение в мончегорской больнице оборудовали в рекордно короткие сроки. Теперь оно напоминает роддом весьма отдаленно: на месте регистратуры — гостиная и кухня, в кабинетах — комнаты для медперсонала, в операционных, родзалах — палаты для пациентов, больных коронавирусом.

— То, что вы видите здесь, создавалось нами. Мы должны были продумать все до мелочей: где будем принимать пациентов, выписывать, как переодеваться, выходить из шлюза. Как сделать, чтобы потоки не пересекались. Все это было не просто, тем более в ограниченные сроки, — подчеркнула в разговоре с Kn51 зав. отделением для больных с коронавирусом Ирина Назарчук.

Отделение укомплектовали техникой, средствами защиты, лекарствами. А после смены медики не возвращаются к семьям. Они остаются на территории больницы, но в «чистой» зоне. На этот период ковидное отделение стало их домом.

Кто, если не мы

На 18 мая в отделении трудилось 18 человек: врачи, медсестры, рентгенлаборанты, дезинфекторы… Работать с больными коронавирусом они согласились добровольно, никто не заставлял.

Врач-инфекционист Алексей Матвеенко до этого 7 лет отработал в Мончегорске на скорой помощи.

— Я здесь с 25 апреля, предложили — согласился. Семья достаточно спокойно отнеслась к решению, жена у меня тоже врач, все понимает. Скорее, ей сейчас даже сложнее дома: осталась одна с двумя детьми, отдыхать некогда, — рассказал нам Алексей Алексеевич.

Рабочий день у врача начинается в 9 утра. Первым делом — обход, оценка состояния пациентов, после — оформление документации: от назначения необходимых анализов, корректировки курса лечения до оформления выписок. Для ведения документации в «грязной» зоне установлен компьютер, который предоставила Кольская ГМК по просьбе медиков.

Марина Цветкова
Марина Цветкова

— Продолжительность рабочего дня у врачей не нормирована — сколько необходимо находиться рядом с пациентами, столько и будем. Количество поступивших всегда разное: может быть 8 человек за ночь, а может ни одного за целый день, — отметил Алексей Матвеенко.

У медсестер, дезинфекторов график другой — 6 часов работы, 12 отдыха и снова — в «грязную» зону.

— Я в профессии около 20 лет, но в таких условиях работаю впервые. Обязанности не отличаются: те же капельницы, уколы, инъекции, работа на посту. Отличия только в обмундировании: легкий халат заменили защитным костюмом, на лице — очки, плотно к нему прилегающие. Безусловно, это доставляет неудобства. Первый раз, когда вышла из «грязной» зоны, сняла СИЗ и вижу: лицо покраснело, глаз заплыл, переносица припухла. Сейчас уже приспособились: пластыри клеим на нос, очки обрабатываем, чтобы не запотевали, — рассказывает медсестра Марина Цветкова.

Обстановка домашняя

Медики работают, можно сказать, вахтами: кто-то по 2 недели, кто-то остается на больший срок. Для их проживания в «чистой» зоне есть все необходимое.

— Живем, как в общежитии, все по-домашнему. Еду нам привозят из кафе «Металлург (организовать трехразовое горячее питание для медиков также помогла Кольская ГМК, — ред.) все очень вкусно. Вот сегодня на обед — гречка с мясом, суп с тефтелями, салатик, булочка. Врачи, медсестры не занимаются стиркой, уборкой, глажкой, для этого есть отдельные сотрудники, — рассказывает Алексей Матвеенко и показывает нам кухню-гостиную.

Столы, удобные диванчики, два холодильника, микроволновка, одноразовая посуда, запасы чая, кофе, сахара, питьевой воды, печенья… Здесь можно и поесть, и отдохнуть.

Из кухни-гостиной, располагающейся на месте регистратуры, проходим по коридору, где стоят несколько сушилок. Одежды стирается много, ведь после каждого похода в «грязную» зону все белье необходимо поменять. В результате используется по несколько комплектов в день.

Елена Лисова
Елена Лисова

На первом этаже, в туалетных комнатах, установлены душевые. А далее — на месте бывших кабинетов — комнаты для медиков, где есть все необходимое для проживания — кровати, столы, тумбочки…

За чистотой «зеленой» зоны следит дезинфектор Елена Лисова.

— Мы просыпаемся — Лена работает, засыпаем — Лена работает. Благодаря ей мы ходим в чистой отглаженной форме по чистым полам, — улыбается рентгенлаборант Константин Сиворонов.

Елена Лисова обеспечивает их комфорт: моет, стирает, гладит.

— В ковидном отделении работаю практически месяц, 19 мая последняя смена. Потом у нас обсервация, а здесь заступают другие дезинфекторы, — рассказывает Елена Лисова. — Честно скажу, поначалу было тяжело, боялась заболеть. Но потом поняла, что переход из «чистой» зоны в «грязную» и обратно четко отработан, переживать не нужно. А коллектив какой изумительный! Отлично ладим, общаемся, поддерживаем.

Между «чистой» и «грязной» зонами

Помимо «чистой» и «грязной» зон оборудованы переходы между ними — шлюзы, где медики переодеваются, принимают душ.

— Здесь у нас заканчивается «чистая» зона, далее — шлюз, — показывает Алексей Алексеевич. — Установлена принудительная вентиляция, чтобы не попадал воздух из «грязной» зоны.

Защитные костюмы, шапочки, перчатки, маски и другие СИЗы — в достаточном количестве. Совсем недавно в больницу доставили очередную партию, закупленную «Норникелем». Но важно не просто иметь защиту, но и правильно ею пользоваться.

— Те, кто пришел впервые, никогда не сталкивался с инфекционными болезнями, учились применять СИЗы, ведь важно надежно защитить себя, не инфицироваться. Работать в этих костюмах тяжело, жарко, неудобно, бахилы неправильно завяжешь — они свалятся. Нюансов много, — отмечает зав. отделением для больных с коронавирусом Ирина Назарчук.

Но медики справляются. На коронавирус их тестируют каждую неделю, на 18 мая зараженных среди персонала в Мончегорске нет.

— В «грязной» зоне мы не можем попить, сходить в туалет или сделать какие-то другие столь необходимые иногда действия, — говорит Алексей Матвеенко. — Но самое неудобное для меня — это запотевшие очки. Протираю их гелем для обработки рук, но помогает не всегда. У некоторых из моих коллег есть личные полнолицевые маски, они не запотевают.

Изоляция не всем дается легко

На 15 часов 18 мая в ковидном отделении МЦРБ было 18 человек сотрудников и 24 пациента, 8 — выписались утром. Но количество может поменяться в любую минуту. Максимально здесь одновременно лечили 54 человека.

— Были дни, когда привозили по 10 человек за ночь, в основном из Белокаменки. Одновременно принять столько больных средней степени тяжести, лихорадящих, с одышкой… Это не просто, — подчеркнула Ирина Назарчук.

К слову, прием пациентов происходит здесь так же, как и в других отделениях. За исключением того, что медперсонал не в белых халатах, а в спецодежде и осмотр больных проводят сразу в палате, а не в приемном покое.

— Все двери у нас закрыты, выйти нереально. Вход открываем только по звонку, например, для передачи анализов. Периметр контролирует охрана, полиция, — отмечает зав. отделением.

Безусловно, психологически такой режим не всем заболевшим дается легко.

— У кого-то наступает стадия отрицания, человек не верит, что мог заболеть. Мы объясняем, что его ждет, какое лечение, как долго придется находиться здесь, — рассказал Kn51 врач-инфекционист Алексей Матвеенко.

В среднем лечение занимает неделю и больше, в зависимости от состояния. Выписывают пациентов с правом выхода на работу только при наличии двух отрицательных тестов, то есть когда человек точно не заразен.

Лекарства мончегорские медики применяют не хуже, чем в столичных клиниках.

— Лекарственных препаратов у нас достаточно. Используем такие же, как и в ведущих клиниках страны, — рассказывает зав. отделением Ирина Назарчук.

Сергей Лялюшкин
Сергей Лялюшкин

Алексей Матвиенко
Алексей Матвеенко

За труд — достойная оплата

Правительство страны и Мурманской области установили стимулирующие выплаты медикам, работающих с больными коронавирусом. Персонал, конечно, этому рад. Кто работает с 20 апреля, уже успел оценить надбавки, а кто заступил недавно — только в ожидании.

— В апреле на уровне РФ были изданы постановления правительства РФ №415 и №484. На основании этих постановлений на уровне Мурманской области выпустили постановления №189 и №243, которые расширяют перечень получателей и добавляют прочий персонал. В списке дезинфекторы, кастелянши, буфетчицы и ряд других специалистов, — отметил главный врач МЦРБ Сергей Лялюшкин.

В Мончегорской ЦРБ доплаты получают 308 человек. И медикам уже выплачено около 5 млн рублей.

Ирина Назарчук
Ирина Назарчук

— Поступившие средства сразу перечисляем нашим медикам. Например, в минувшую пятницу в 14 часов получили, в 15 часов они уже были отправлены работникам, а в 17 люди уже получили деньги на счета своих банковских карт, — отметил в разговоре с Kn51 Сергей Леонидович. — Я лично довожу до сотрудников информацию, сколько они получат, исходя из того, какое количество дней отработано.

— Я еще не до конца разобрался со всеми выплатами, но главное, что сумма, поступившая на карточку, меня порадовала, — подчеркнул один из наших собеседников — врач-инфекционист Алексей Матвеенко.

— Часть денег уже получила, суммы достойные, — соглашается с ним Ирина Назарчук.

* * *

Труд медиков ценился всегда, но сейчас — особенно. Они жертвуют своим комфортом, здоровьем, не видятся с семьями, чтобы спасать жизни. В Мончегорской ЦРБ медики, находящиеся рядом с больными Covid-19, не выходят в город, их прогулка начинается и заканчивается на крыльце больницы.

А те, чья вахта завершилась, отправляются в обсерватор на 2 недели и только после этого могут вернуться к обычной жизни. Мы все искренне признательны за ваш труд. Спасибо вам от имени всех мончегорцев и жителей Мурманской области!

 
Марина ПАПКА. Фото Марины ПАПКА, Евгения ВАРФОЛОМЕЕВА из архива Kn51, Татьяны ИВЛЕВОЙ

Материалы по теме